Тарифы на бытовые, коммунальные услуги, услуги связи

В систему коммунальных услуг входит ведение жилищного хозяй­ства, обеспечение работы водопровода и канализации, энерго-, тепло-и газоснабжения, работа внутригородского транспорта, службы очи­стки и уборки территории.

Различие в величине оплаты услуг ЖКХ связаны с неодинаковым уровнем себестоимости производимых работ.

Объектами калькулирования в ЖКХ является 1 м2 полезной или жилой площади, 1 м3 сточных вод. На эти же единицы измерения ус­тановлены тарифы за коммунальные услуги.

В связи с тем что поквартирные счетчики расхода ряда услуг отсут­ствуют, тарифы пересчитываются в расчете на одного человека, или в| зависимости от размера занимаемой площади (расходы по отопле-нию).

Тарифы на услуги коммунальных предприятий определяются на основе нормативных затрат. Однако методология их расчета несовер­шенна, что позволяет предприятиям коммунального хозяйства пре­доставлять экономически завышенные необоснованные затраты для утвержденя тарифов: завышенные затраты на оплату труда, строитель-1 ство жилья, завышенные оценки основных фондов, а следовательно, и амортизации, что увеличивает инвестиционную составляющую та-* рифа.

Уровень тарифов за коммунальные услуги даже в пределах одного региона может значительно варьироваться.

Тарифы на тепло, электроэнергию, воду и газ устанавливаются по категориям потребителей, что связано с различиями в затратах по ока­занию услуг.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги регулируются органа­ми региональной и федеральной власти.

Процесс совершения ценообразования на жилищно-коммуналь-ные услуги проводится в России в рамках концепции реформы ЖКХ, где предусмотрена защита населения при переходе к рыночным прин­ципам оплаты жилищно-коммунальных услуг, осуществляемая через программу жилищной субсидии.

В этих целях разработана методика расчета платежеспособной воз­можности населения. Расчет ведется по группам граждан, объединен-1 ным в зависимости от их ежемесячного среднедушевого дохода.

Пример. В Курской области для пенсионеров ежемесячный минимум составляет 2147 руб., для детей -- 2374, для трудоспособного населе-| ния — 2771 руб. Совокупный доход семьи составляет 9200 руб. в месяц.;

па иьнивыс, коммунальные услуГИ, уСЛуГИ СВЯЗИ

Семья состоит из четырех человек: два трудоспособных, один пенсионер и один ребенок. Получаем: среднедушевой доход семьи -- 2300 руб. (9200: 4), а прожиточный минимум — 2115 руб. 75 коп. (сложили вели­чину прожиточного минимума для всех названных категорий граждан и поделили на 4). Деление среднедушевого дохода в размере 2300 руб. на минимальный доход в размере 2515 руб. 75 коп. дает величину поправоч­ного коэффициента. Дальше проще: совокупный доход (9200 руб.) умно­жаем на 22% этой суммы и на поправочный коэффициент. Полученные 1850 руб. 42 коп. — это как раз максимальная сумма, которую данная семья может заплатить за услуги ЖКХ. И теперь она их заплатит (сто­ит напомнить, что ранее эта плата могла составлять всего 200 руб., в зависимости от социальной нормы жилья). Но начислен, к примеру, 2191 руб. Результат вычитания и дает нам размер субсидии — это около 340 руб. (раньше она могла быть 1510 руб.).

К естественной монополии в области связи отнесены общедоступ­ные услуги почтовой и электрической связи.

К регулируемым услугам связи на федеральном уровне относятся:

• пересылка почтовых карточек, писем, бандеролей, денежных переводов;

• доставка пенсий, пособий;

• передача телеграмм;

• междугородные телефонные переговоры;

• услуги связи по трансляции российских гостелерадиооргани-заций.

На региональном уровне к регулируемым услугам связи относятся:

• абонентская плата за телефон;

• установка телефона;

• разговор по телефонам-автоматам местных телефонных сетей. Правительство РФ устанавливает предельные коэффициенты ин­дексации тарифов.

Свободными тарифами пользуются организации связи, они опре­деляются на основе складывающихся затрат на оказание услуг и с уче­том получения прибыли, достаточной для осуществления расширен­ного воспроизводства с учетом платежеспособного спроса.

Уровень рентабельности устанавливается дифференцировано в за­висимости от социальной значимости услуг, потребительской ценно­сти, необходимости развития данного рынка услуг связи.

Тарифы на одноименные услуги дифференцируются по категори­ям потребителей — населению и организациям.

Минимальный уровень тарифов для населения должен возмещать затраты организаций связи на их предоставление с учетом НДС.

Максимальный уровень тарифов, предоставляемый организациям, не должен превышать трехкратной величины их себестоимости.

Тарифы на услуги связи делятся на основные, льготные и дополни­тельные.

При установлении льготных тарифов потери в доходах должны быть компенсированы за счет увеличения тарифов на другие услуги связи в той же организации.

Бытовые услуги, оказываемые населению, включают в себя раз­личные ремонтные услуги, услуги прачечных, химчисток, парик­махерских, прокат и др.

Цена бытовой услуги является ее оптовой и розничной ценой.

Установленные цены на бытовые услуги учитывают качество, куль­туру обслуживания, срочность исполнения заказа, изменение спроса с учетом сезонности, предоставление дополнительных удобств.

Вопросы для самопроверки

1. Что относится к ТЭК?

2. Как устанавливаются цены на продукцию машиностроительного ком­плекса?

3. Что такое диспаритет цен?

4. Как формируются цены на продукцию собственного производства в об­щественном питании?

5. Как различается уровень надбавок в зависимости от категории предпри­ятия общественного питания?

6. Как повлияло принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О замене льгот денежной компенсацией» на оплату услуг ЖКХ и лекарственных средств?

Рекомендуемая литература (основная)

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 125-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тари­фов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 39-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях».

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных моно­полиях».

Рекомендуемая литература (дополнительная)

Горина Г. А. Ценообразование. Часть 1: учеб, пособие. М., 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: