Базой рынка продовольственных товаров является сельское хозяйство.
Ценообразование в сельском хозяйстве связано с особенностями данной отрасли:
• многообразие форм собственности;
• сочетание экономического процесса воспроизводства с природным;
• сезонность производства (имеет место незавершенное производство);
• предприятия имеют не одну, а несколько отраслей: основных, дополнительных и обслуживающих.
В сельском хозяйстве многократно менялись и система ценообразования, и цены на сельскохозяйственную продукцию.
Основополагающий принцип -- централизованное установление закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
Поскольку их уровень не обеспечивал возмещение затрат, централизованно устанавливались надбавки, что привело к множественности закупочных цен.
Цены утратили значение норматива затрат. Создалась несбалансированность, неувязанность уровней закупочных, оптовых и розничных цен.
Потребность в государственном финансировании возрастала из года в год.
|
|
Дотации усугубили кризис отрасли, в котором она пребывает и ныне.
На положение сельскохозяйственных товаропроизводителей также оказывает влияние зависимость от производителей средств производства и от предприятий перерабатывающей промышленности, занимающих монопольное положение.
Производство продукции сократилось. Стала острой проблема соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Возросла проблема неплатежей сельского хозяйства, так как должником является государство из-за несвоевременных выплат и их длительной задержки за выкупленную сельскохозяйственную продукцию.
Значительно повысились цены на все виды продовольствия. Изменение их уровня и соотношения повлекло дифференциацию розничных цен.
С ростом цен изменилась ситуация на рынке предложения товаров. Повысился удельный вес импортных товаров и снизился удели ный вес товаров отечественного производства.
Цены на сельскохозяйственную продукцию определяются количеством денежной массы в обращении, валютным курсом рубля, соотношением цен мирового рынка и экспортных цен, объемом экспорта, (импорта) продуктов, размером урожая.
В настоящее время существует несколько видов цен на сельскохозяйственную продукцию: свободные (рыночные) закупочные цены, целевые цены, гарантированные цены и залоговые ставки.
Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные цены. Они, как и оптовые, состоят из себестоимости и прибыли.
В планово-финансовой работе сельскохозяйственных предприятий себестоимость продукции служит единственным ориентиром для 1 расчета цен на нее. Если исходить из предпосылки, что любая производственная деятельность предполагает затраты, то от любой произ-1 водственной деятельности в рыночных условиях ожидается получение? прибыли. Такой подход к использованию категорий «себестоимость»? и «цена» вынуждает все хозяйствующие субъекты исчислять себестоимость продукции сельского хозяйства по единым принципам. Это сделает себестоимость конкретных продуктов предприятий разных;? форм собственности сопоставимой, сравнимой и не ущемит интересы как предприятий и их партнеров, так и государства. Исходя из теоре- • тических подходов, которые предлагают исчислять себестоимость сельскохозяйственной продукции в зависимости от этапов формирования производственных затрат, выделяют технологическую, производственную и полную (коммерческую) себестоимость. Производственная представляет собой технологическую себестоимость плюс дополнительные издержки по доведению данного продукта до нужных предприятию потребительских свойств. В состав полной (коммерче-] ской) себестоимости входит производственная себестоимость плюс; дополнительные издержки по реализации. Данный вид себестоимости присущ только товарной продукции. Известно, что любая, даже мелкая неточность может привести к искажению подсчета себестоимости продукции. Теоретическая экономическая наука называет несколько методов и приемов распределения общих производственных затрат для последующего исчисления себестоимости. Для сельского хозяйства лучше всего подходит прием единичных коэффициентов.
|
|
Уровень этих цен зависит от уровня оптовых цен на промышленную продукцию, поставляемую сельским хозяйством, и тарифов на
услуги, оказываемые ему, налогов, эффективности работы самих сельских товаропроизводителей, спроса и предложения.
Закупочные цены -- это цены, по которым государство закупает Продукцию для своих нужд (гарантированные), так как уровень цен и объем реализации устанавливается заблаговременно и гарантируется государством.
На федеральном уровне создаются ресурсы для удовлетворения федеральных потребностей и потребностей субъектов Федерации -обеспечение экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также необходимого уровня продовольственного снабжения, сил обороны и государственной безопасности.
На региональном уровне создаются ресурсы для снабжения детских, лечебных учреждений, для экспорта и создания запасов семян. Цены устанавливаются дифференцировано по природно-экономиче-ским зонам, имеют развитую систему надбавок и скидок.
На все виды продукции существуют базисные кондиции (это основная норма качества, установленная ГОСТом) и ограничительные кондиции — условия стандарта, ниже границ которых продукция теряет принадлежность к той или иной группе качества.
Так, при продаже кондиционного зерна государством сумма оплачивается полностью и зачисляется в план продаж. Если зерно продается лучшего качества, производитель получает денежную или натуральную надбавку. Если зерно не отвечает требованиям базисных кондиций, при оценке взимаются натуральные и денежные скидки.
Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются, если средние рыночные цены ниже затрат. Доплаты товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства рассчитываются на основе целевой цены и устанавливаются органами госу^ дарственной власти.
Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, продающегося по гарантированным ценам, объем реализации, Уровень цен и их индексация устанавливается Правительством РФ.
|
|
Целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытие расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельскохозяйственных Доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного Производства.
Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен, залоговых ставок, для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.
При залоге сельскохозяйственной продукции с участием государ-ства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные правительством, а залогодателями — товаропроизводители.
Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая.
Участие государства в залоге осуществляется в следующей форме: 1
• выделение бюджетных ресурсов;
• кредитование;
• кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственной продукции, приобретенной в собственность государства.
Для детальной работы в сфере регулирования ценообразования сельскохозяйственной продукции определяется в рамках государст- \ венного заказа соотношение между стоимостью готовой продукции й| оптовых ценах и стоимостью сельскохозяйственного сырья в закупочных ценах. Это происходит с помощью коэффициентов соотношения,^ которые должны обеспечивать предприятию возмещение издержек) производства и прибыль.
Оптовая цена предприятия определяется в целом по всем предприятиям отрасли региона, если они однородны по технической оснащенности, ассортименту и объему производства.
Коэффициент соотношения конкретного вида конечной продукции вычисляется делением оптовой цены конкретного вида конечной! продукции (руб./т) на стоимость сырья, используемого (руб./т) при изготовлении данного вида продукции.
|
|
Величина коэффициента соотношения может изменяться в связи с•] подорожанием сырья, энергоресурсов, а также с изменением налого- ^ вой и кредитной политики.
Эти факторы обусловливают необходимость корректировки коэффициента в случае, когда темпы роста затрат на переработку превышают темпы роста стоимости сырья.