Трансфертные цены в регулировании финансовых потоков транснациональных корпораций

ТЕМА 11. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСФЕРТНЫЕ ЦЕНЫ

11.1. Трансфертные цены в регулировании финансовых потоков транснациональных корпораций

11.2. Методы трансфертного ценообразования

11.3. Основные стратегии трансфертного ценообразования

Транснациональные корпорации (ТНК) – это собой комплекс взаимосвязанных и действующих под общим руководством подразделе­ний для организации внутренних финансовых потоков. Они используют трансфертные цены, применяемые в сделках между подразделениями ТНК, действующими в одной или нескольких странах. Основная задача транс­фертного ценообразования – это обеспечение соответствия цели каж­дого подразделения общей цели компании.

Во многих корпорациях трансфертные цены устанавливаются по соглашению между подразде­лениями. Если последние не способны принять согласованные реше­ния или расчетные трансфертные цены противоречат общекорпора­тивной цели, вопрос решается высшим руководством, центральной службой корпорации. В отдельных случаях могут привлекаться даже внешние организации.

Некоторые управленческие реше­ния, принимаемые руководством ТНК в це­лях улучшения ее общего финансового состояния, на практике нередко приводят к убыточности отдельных дочерних компаний. Например, по­вышение уровня доходов одной дочерней компании может существенно снизить доходную базу другой. Ухудшение показателей работы подраз­деления часто вызывает стремление его менеджеров любой ценой повы­сить доходность, даже в ущерб интересам всей ТНК. Такая ситуация ведет к конфликту целей руководителей отдельного подразде­ления и владельцев (акционеров) всей корпорации. Особенно сложна ситуация, когда дочерняя компания является собственностью ТНК не полностью. Собственники, имеющие долю в капитале такой до­черней компании, обычно предпочитают проведение такой политики, которая выгодна только им.

Для устранения противоречий между общекорпоративными инте­ресами и интересами подразделений оценка деятельности этих подразделений основывается не на достигнутых ими индивидуальных уровнях доходности, а на их реальном вкладе в разви­тие и прибыльность всей ТНК. Трансфертные цены, от которых зави­сит доходность подразделений ТНК, позволяют увязать условия их деятельности с общими целями функционирования корпорации.

Отдельные компании, входящие в ТНК, могут быть расположены в одной или разных странах. При этом факторы, воздействующие на формирование трансфертных цен, различны. Трансфертные, цены, применяемые в рамках одной страны, испытывают в первую очередь влияние внутренних условий. Формирование этих цен учитывает осо­бенности организации данной хозяйственной единицы и общую целе­вую ориентацию ТНК. Трансфертные цены, действующие в сделках между подразделениями корпорации, функционирующими в разных странах, в большей мере подвержены влиянию внешних факторов. Они формируются с учетом факторов государственного регулирования в области таможенных пошлин, налоговых ставок, валютного контро­ля. Менеджеры корпорации стараются использовать трансфертные цены как средства минимизации уплачиваемых налогов, а также для перемещения прибыли из одной страны в другую.

Функции, выполняемые трансфертными ценами, определяются юридическим статусом партнеров во внутрикорпора­тивной сделке. Если партнеры выступают как самостоятельные юридиче­ские лица, трансфертная цена не отличается от обычной внешнеторговой цены. Если партнеры не являются самостоятельными юридическими лицами, то трансфертные цены приобретают характер условно-расчет­ных цен. В обоих случаях внешнеторговые цены могут иметь расчетный характер, если взаимоотношения между отдельными подразделениями регламентируются из центра и политика трансфертных цен жестко регулируется и контролируется.

Условно-расчетные цены выполняют те же функции, что и обыч­ная внешнеторговая цена: информационную, измерительную, стиму­лирующую, распределительную и перераспределительную. Они также выполняют особую критериальную функ­цию, которая заключается в использовании трансфертных цен для оценки доходов каждого подразделения, входящего в корпоративную структуру, для оценки целесообразности и эффективности работы от­дельных подразделений. В рамках ТНК значительно усиливается пере­распределительная функция трансфертных цен. Корпорация может устанавливать намеренно заниженные или завышенные трансфертные цены, перераспределяя доходы своих дочерних компаний с целью рос­та совокупной прибыли.

В целях улучшения организации и повышения эффективности своей деятельности ТНК варьируют уровнями цен с учетом воздейст­вия двух групп факторов:

– внутренние, влияние которых на уровни трансфертных цен и организуемые с их помощью финансовые потоки зависит только от ре­шений, принимаемых руководством корпорации;

– внешние, определяемые условиями деятельности отдельных подразделений ТНК в разных странах и учитываемые в достижении целевых установок, принятых руководством корпорации.

К числу внутренних факторов относится стремление ТНК к обеспечению конкурентоспособности своих дочерних фирм, что зависит от размера денежных средств, вкладываемых в прикладные исследования, конструкторские разработки, опытные ис­следования. Источником этих вложений может выступать чистая при­быль корпорации. Для накопления свободных денежных средств у до­черних фирм материнская компания может также использовать транс­фертные цены, устанавливая заниженный их уровень на поставляемое сырье и материалы и завышенный на реализуемую этими фирмами продукцию. В этом случае головное звено ТНК кон­тролирует рациональное использование полученной таким искусст­венным путем прибыли.

Используя критериальную функцию трансфертных цен, ТНК мо­жет оценивать эффективность работы отдельных своих подразделений по уровню достигнутой рентабельности, что возмо­жно при независимом трансфертном ценообразовании, когда уровни цен устанавливаются при согласии партнеров по сделке. При этом в каче­стве главного критерия эффективности деятельности дочерних фирм используется оценка их реального вклада в рост корпоративной при­были в целом. Такой подход обеспечивает соблюдение основного принципа трансфертного ценообразования – подчиненность частных целей отдельных подразделений общей цели деятельности всей ТНК.

На основе оценки реального вклада подразделений в совокупный доход ТНК может формировать стимулирующие финансовые потоки. Дополнительные денежные потоки со стороны материнской компа­нии формируются с помощью трансфертных цен в те подразделения корпорации, которые обеспечивают повышение ее конкурентоспо­собности на национальных и международных рынках.

Распределение структурных подразделений ТНК по разным стра­нам усиливает значение внешних факторов при установлении транс­фертных цен и регулировании финансовых потоков внутри корпора­ции. К внешним факторам относятся:

– страховые различия в уровнях налогообложения доходов;

– дифференциация ставок таможенных пошлин;

– валютное регулирование в разных странах и ограничения, вво­димые ими по движению денежных средств.

При формировании трансфертных цен ТНК учитывает уровень налогообложения в тех странах, где находятся ее дочерние фирмы, для роста общей суммы доходов и прибыли. На практике это осуществляется путем установления заниженных трансферт­ных цен на продукцию подразделений, расположенных в стране с вы­соким уровнем налогообложения доходов, и завышения трансфертных цен в странах с льготным налогообложением. Таким образом, умень­шается общая сумма налогов, уплачиваемых с доходов, и увеличивает­ся размер чистой прибыли ТНК. Пользуясь различиями в уровнях на­логообложения, корпорация имеет возможность маневрировать уров­нем трансфертной цены с целью уменьшения сумм налогообложения прибыли и переводимых материнской компании дивидендов, роялти, процентов по кредиту, рентных платежей путем перемещения прибы­ли в страны с низкими налоговыми ставками. Эта операция проводит­ся как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Можно выделить три уровня налогообло­жения прибыли:

– высокий – при ставке свыше 40%;

– средний – при ставке от 31 и до

– низкий – при ставке 30% и ниже.

С этой позиции Украина относится к третьей группе, что делает ее привлекательной для размещения дочерних компаний западных кор­пораций. Относительно низкий уровень налогообложения прибыли является одним из стимулов для развития отечественных корпораций.

Для развития бизнеса большое значение имеют косвенные налоги. Особое место среди них занимает налог на добавленную стоимость, широко используемый в разных странах. Государственная политика в области взимания НДС также различается по странам. Уровень ставок НДС колеб­лется от 5% в Японии до 25% в Дании; Украина занимает среднее положение. Это говорит о том, что проводимая правительством политика косвенного налогообложения не является су­щественным препятствием для развития бизнеса в стране.

Воздействие НДС на ценовую политику ТНК может проявляться во взаимосвязях между дочерними фирмами, функционирующими в одной стране, при перемещении продукции между ними. При внешних постав­ках этот налог участвует в формировании цены импортной продукции. Там где ставки НДС высоки, лучше располагать дочерние фирмы, экс­портирующие свою продукцию и работающие на местном сырье.

Особую активность ТНК проявляют при использовании преиму­ществ низкого или нулевого налогообложения (оффшорные зоны) для перемещения прибыли через механизм трансфертных цен.

Имеются существенные различия в таможенной политике, прово­димой разными странами, что также активно используется в ценовой политике ТНК. Корпорации руководствуются принципом обратно пропорциональной зависимости ставок таможенных пошлин и уровней трансфертных цен. При высоких таможенных пошлинах корпорации стараются снизить трансфертные цены. При этом цель ТНК остается прежней – сокращение налогооблагаемой базы для на­ращивания консолидированной прибыли.

В современных условиях свободного ценового и валютного режи­мов существенными факторами формирования трансфертных цен яв­ляются ценовые и курсовые соотношения. Учитывая значительные перепады в динамике цен и валютных кур­сов, ТНК стремятся к повышению стоимости активов. Это достигается за счет своевременного перевода финансовых ресурсов с помощью трансфертных цен тем подразделениям, которые расположены в стра­нах с устойчивой национальной валютой и относительно высоким ва­лютным курсом.

В современной практике правительства стран часто вводят ограни­чения на репатриацию прибыли, дивидендов, роялти и других видов чистого дохода. Это осуществляется в форме процентного лимитиро­вания объема переводимых прибылей иностранными филиалами в за­висимости от суммы годовых капитальных вложений. В ряде стран су­ществуют ограничения на переводы роялти. Эти отчисления от прода­жи лицензионной продукции в пользу материнской компании ограничиваются в процентном размере от объема продаж филиала. Ве­личина лимита на перевод роялти подразделением корпорации зави­сит от степени важности для национальной экономики продукции, производимой по импортной технологии. Чем важнее для страны то­вар, тем либеральнее режим перевода роялти, т.е. лимитирующий про­цент повышается. Транснациональные корпорации учитывают ограничения, вводи­мые странами, с помощью механизма трансфертных цен. Если филиалы расположены в стране с высоким уровнем ограничений, ТНК завышают цены на лицензионную продукцию подразделений, увеличивая таким образом финансовые отчисления в пользу материнской компании.

Другим приемом обхода ограничений является поставка товара че­рез зарубежного агента с использованием агентского соглашения. Корпорация, импортирующая товар, для его оплаты открывает агент­ской компании аккредитив исходя из конкурентного уровня рыноч­ных цен. Агентская компания, в свою очередь, открывает аккредитив против экспортной поставки этого товара филиалам исходя из мини­мального уровня экспортных цен, гарантированных правительством принимающей страны. При этом разница в сумме аккредитивов посту­пает на депозит филиала в одном из банков страны нахождения агент­ской компании.

Транснациональные корпорации обходят ограничения на перевод сумм роялти и с помощью внутрифирменных компенсационных сделок. Например, материнская компания выступает в качестве лицен­зиара по отношению к одному из своих зарубежных филиалов, распо­ложенному в стране с ограничениями на перевод прибыли. В этом случае лицензиат компенсирует лицензиару выплаты по роялти, на­пример путем уступки патентных прав.

Таким образом, учитывая влияние как внешних, так и внутренних факторов, ТНК стараются так организовать финансовые потоки между отдельными подразделениями, а также взаимоотношения с головным звеном, чтобы получить в итоге наибольшую прибыль. Именно с этой позиции устанавливаются трансфертные цены на продукцию отдель­ных дочерних фирм. При этом корпорации пользуются различными ме­тодами формирования этих цен, а также руководствуются различными стратегиями трансфертного ценообразования, позволяющими исполь­зовать положительное влияние одних факторов и снизить или избежать негативного воздействия других. Эти вопросы рассмотрены ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: