Концептуальные основы бухгалтерского учета

ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Бухгалтерская отчетность является средством наблюдения со сто­роны пользователей за работой организации путем сбора и изучения информации об основных показателях хозяйственной деятельности Данного субъекта хозяйствования.

В экономически развитых странах финансовая (бухгалтерская) отчетность является одним из главных элементов бухгалтерского учета, концептуальные основы которого представлены на схеме.

  Интересы пользователей информации
  Внешние пользователи     Бухгалтеры     Управленческий персонал  
Цели бухгалтерской отчетности  
 
Характеристики информации в системе бухгалтерского учета  
Принципы бухгалтерского учета  
 
Принципы бухгалтерского учета  
 
Техника учета  

Из схемы видно, что исходным пунктом в системе бухгалтерского учета являются интересы лиц, нуждающихся в информации, создава­емой системой бухгалтерского учета. Поэтому для создания концеп­туальных основ бухгалтерского учета Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета разработал Правила подготовки и представления финансовой отчетности, в которых определены цели и общие принципы составления финансовой отчетности, правила при­знания и оценки ее статей. Концептуальные основы существуют в той или иной форме практически во всех странах. Например, в США дей­ствуют Положения о концепциях финансового учета, определяющие цели составления финансовой отчетности, качественные характери­стики учетной информации, элементы финансовой отчетности, кон­цепции признания и оценки информации.

В России аналогичные принципы были определены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Мето­дологическим советом по учету при Минфине России и Президентским

советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г., в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденном приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н, в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность

организации» и др.

Рассмотрим основные принципы подготовки и составления бух­галтерской отчетности.

1. Принцип полезности информации, содержащейся в финансовой отчетности, означает, что она должна отвечать общим требованиям к составлению отчетности, т.е. быть достоверной, полной, сравнимой, сопоставимой, последовательной, нейтральной и существенной.

Достоверной считается отчетность, если она не содержит суще­ственных ошибок или пристрастных оценок и правдиво отражает хо­зяйственную деятельность.

Полной является отчетность, содержащая информацию обо всех фактах хозяйственной деятельности за отчетный период с учетом су­щественности информации и затрат на ее получение. Например, в ба­лансе должны быть полностью отражены все сделки, которые приводят к возникновению активов и пассивов.

Сравнимость отчетности означает сопоставимость данных финансо­вой отчетности организации с данными отчетности других организаций, что достигается раскрытием в отчетности учетной политики, ее изме­нений и их результатов.

Сопоставимой считается отчетность, если в ней данные за периоды, предшествующие отчетному периоду, сопоставимы с данными за от­четный период.

Последовательной является отчетность, включающая измерение и отражение всех хозяйственных операций в соответствии с выбранной учетной политикой. Согласно правилам, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету, для обеспечения последовательности должна быть раскрыта учетная политика не только текущего, но и не­скольких предшествующих периодов.

Нейтральной считается бухгалтерская отчетность, не нацеленная на интересы определенных групп пользователей отчетности.

Показатели отчетности считаются существенными, если их нерас­крытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.

Требованиями международных стандартов определено, что финан­совая отчетность организации должна быть также:

• понятной, т.е. доступной для понимания пользователями, обла­дающими достаточным уровнем знаний. Данное требование к отчет­ности в российских нормативных документах не сформулировано;

• уместной, что предполагает формирование информации, которая влияет на экономические решения пользователей, помогая им оцени­вать прошлые, настоящие и будущие события. На уместность инфор­мации влияет ее содержание и существенность.

2. В формах бухгалтерской отчетности — бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках — должны быть общими структура, со­держание и последовательность отражения показателей деятельности организации за ряд периодов.

3. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать все необходимые сведения, обеспечи­вающие реальную оценку финансового положения организации пользователями бухгалтерской отчетности.

4. Дополнительные показатели и пояснения, необходимые для обес­печения полноты отражения информации о деятельности организации в отчетном периоде, могут быть представлены в виде:

• расшифровки показателей непосредственно в утвержденных фор­мах отчетности;

• таблиц и пояснений к этим формам;

• пояснительной записки к бухгалтерской отчетности.

5. Существенные показатели деятельности организации в отчетном периоде подлежат отдельному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

В целом принципы, применяемые при составлении бухгалтерской отчетности, соответствуют принципам ведения текущего бухгалтер­ского учета. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с рассмотренными принципами, выполняет следующие функции:

• является средством наблюдения пользователями за работой орга­низации;

• является информационной базой для принятия управленческих решений руководителями организации;

• дает возможность обобщения экономических показателей на ре­гиональном и общегосударственном уровнях;

• служит средством контроля;

• является базой для разработки текущих и перспективных пла­нов и др.

Бухгалтерская отчетность является основой информационного обеспечения процесса управления, поэтому ее состав определяется потребностями ее пользователей. Классифицировать пользователей бухгалтерской отчетности можно по-разному, однако чаще всего вы­деляют три группы пользователей.

К первой группе относятся так называемые внешние пользователи, прямо или косвенно заинтересованные в результатах деятельности компании, а именно:

• собственники коммерческой организации, которые чаще всего не принимают непосредственного участия в управлении организацией;

• инвесторы, предоставляющие капитал в виде долгосрочных займов и кредитов;

• поставщики сырья и материалов и покупатели продукции орга­низации;

• представители органов государственной власти, прежде всего налоговые службы и органы государственной статистики;

• финансовые институты и др.

Представители первой группы заинтересованы в достоверной и до­кументально подтвержденной информации о финансовых результатах и финансовом состоянии данной организации.

Ко второй группе относится непосредственно персонал бухгалтер­ской службы. Отчетность представляет интерес для этой группы прежде всего как завершающий этап учетно-аналитического процесса, на ко­тором увязывается в единое целое все многообразие операций, совер­шенных в отчетном периоде. Бухгалтеры все больше убеждаются в том, что процесс составления отчетности регламентируется довольно гибко и показатели представленной отчетности могут существенно разли­чаться в зависимости от того, какие используются методы учета.

К третьей группе относится управленческий персонал организа­ции. Заинтересованность представителей данной группы в содержа­тельной части отчетности выражена гораздо менее отчетливо, нежели у внешних пользователей и бухгалтеров. Дело в том, что их интересы лежат в сфере управленческого учета, поэтому данные финансовой отчетности представляют для них интерес прежде всего с точки зре­ния принятия решений в области инвестиционной политики.

Совершенно очевидно, что интересы выделенных групп пользова­телей могут как совпадать, так и входить в определенные противоре­чия. Так, отражение в отчетности большой прибыли, с одной стороны, выгодно управленческому персоналу, поскольку это способствует при­влечению новых инвесторов и служит для владельцев компании сви­детельством успешной деятельности управленческого персонала, а с другой — ведет к увеличению налогового бремени.

Группы внешних пользователей часто имеют противоречивые ин­тересы, поскольку нередко руководствуются собственной выгодой. Отсюда и различия во взглядах деловых партнеров на ценность одной и той же информации. В условиях рынка каждый из участников в зави­симости от поставленных им целей и задач осуществляет сбор и обработку данных в контексте сформулированных им целевых установок. Поэтому во многих странах с развитой рыночной инфраструктурой оказание информационных услуг стало самостоятельной сферой бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: