Учет товарных операций

Содержание

Тема 1. Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций………….………….2

Тема 2. Учет нематериальных активов (НМА)……………………………………………….3

Тема 3. Учет основных средств(ОС)…………………………………………………………..7

Тема 4. Учет Материально-производственных запасов (МПЗ)………………………..……18

Тема 5. Учет финансовых вложений…………………………………………………………29

Тема 6.Учет затрат на производство и реализацию………………………………………...34

Тема 7. Учет расчетов…………………………………………………………………….…....41

Тема 8. Учет продажи (реализации) готовой продукции…………………………….…..….47

Тема 9.Учет денежных средств организации………………………………………….….….49

Тема 10. Учет заемного капитала……………………………………………………….….....54

Тема 11. Учет собственного капитала организации………………………………….……...55

Тема 12. Доходы организации, понятие и их характеристики…………………………..…..57

Перечень использованной литературы……………………………………………………….60

Тема 1. Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций

Бухгалтерский учет (далее б.у.) вложений во внеоборотные активы ведется в соответствии с порядком, установленным ПБУ (Положением по ведению бухгалтерского учета) 2/08 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», утв. Приказом Минфина РФ от 20.12. 94 г. № 167 и положением по б.у. долгосрочных инвестиций, утв. Письмом Минфина РФ от 30.12. 93 г. № 160.

Вложения во внеоборотные активы представляют собой долгосрочные инвестиции.

Долгосрочные инвестиции – это затраты на создание, увеличение размеров, а так же приобретение внеоборотных активов длительного пользования не предназначенных для продажи за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.

Финансовые вложения к долгосрочным инвестициям не относятся, учитываются на счете (далее сч.) 58 (долгосрочные финансовые вложения отражаются в 1 разделе бухгалтерского баланса, краткосрочные отражаются во 2 разделе баланса).

Долгосрочные инвестиции связаны:

- с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих организаций и объектов непроизводственной сферы;

- приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других объектов основных средств (долее ОС).

- с приобретением земельных участков и объектов природопользования;

- с приобретением и созданием нематериальных активов (далее НМА).

- с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, и технологических работ (далее НИОКР).

Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на счете 08 «Вложение во внеоборотные активы». К этому счету для учета затрат по долгосрочным инвестициям открывают специальные субсчета.

(Если внеоборотные активы приобретаются за счет кредитов и займов, то проценты начисленные до постановки объекта на учет включаются в состав вложений во внеоборотные активы).

Бюджетные средства, полученные на безвозвратной основе для использования по целевому назначению учитываются как целевое финансирование на сч. 86, а если использованные эти средства по назначению коммерческие организации включают в состав доходов будущих периодов, то учитываются на сч. 98.

Типовые проводки:

Дт 08 Кт 60,76 – учтены затраты связанные с приобретением или строительством внеоборот

ных активов.

Дт19 Кт 60,67 – начислены проценты по заемным средствам, использованным на приобретение (строительство) внеоборотных активов, начисленные до постановки объекта на учет.

Дт 91 Кт 66,67 – начислены проценты после постановки объекта на учет.

Дт 08 Кт 10,70,69… - отражены расходы, связанные с изготовлением или строительством объектов ОС собственными силами организации.

Дт08 Кт19 – НДС включены в стоимость внеоборотных активов, предназначенных для операций, освобожденных от НДС (в ст. 149 и 170 НК перечислены операции, освобожденные от НДС).

Финансирование долгосрочных инвестиций осуществляется за счет следующих источников:

1) собственные источники:

- амортизационные отчисления;

- нераспределенная прибыль организации.

- средства фондов накопления

- страховые возмещения

(Приобретение ОС не вызывает изменения в составе и величине собственного капитала).

2). заемные средства:

- кредиты банков;

- займы, полученные от других юридических и физических лиц.

- средства федерального бюджета и др.

Полученные долгосрочные кредиты банков учитывают по кредиту счета 67 и дебету счетов 51, 51, 52, 55, 60 и др. На сумму погашенных кредитов дебетуют счет 67 в корреспонденции со счетами денежных средств. Порядок кредитования, оформления кредитов и их погашения регулируется правилами банков и кредитными договорами.

Поступление средств от заимодавцев (кроме банков) отражают по дебету счетов учета денежных средств или других счетов и кредиту счета 67. При возврате счет 67 дебетуют и кредитуют счета учета денежных средств.

Расходы предприятия по уплате процентов по кредитам банков и иным заемным средствам, использованным на долгосрочные инвестиции, относят в дебет счета 08. Проценты, уплаченные после ввода в действие ОС и НМА, подлежат отнесению в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». На этот же счет относят и проценты по просроченным ссудам.

Данные о стоимости незавершенного строительства на начало и конец отчетного периода содержатся в разделе I «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса.

Тема 2. Учет нематериальных активов (НМА)

Нормативным документом по отражению в б.у. операций по движению НМА является ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

Согласно этому ПБУ активы принимаются к учету в составе НМА при единовременном выполнении следующих условий:

- отсутствие материально-вещественной структуры;

- возможность выделения этих активов от другого имущества организации

- использование в производстве продукции, работ, услуг или для управленческих нужд организации;

- срок полезного использования более 12 месяцев;

- организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

- способность приносить организации экономические выгоды в будущем;

- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права по организации на результаты интеллектуальной деятельности.

В состав НМА включаются:

1. Объекты интеллектуальной собственности (исключительное авторское право на программы для ЭВМ, база данных и т.д.)

2. Организационные расходы – это расходы, связанные с образованием организации и признанные в соответствии с учредительными документами, вкладами учредителями в уставный капитал (не амортизируются в целях налогового учета).

3. Деловая репутация организации – это разница между покупной ценой организации, как приобретенного имущественного комплекса в целом и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств, т.е. чистых активов (чистые активы должны быть больше уставного капитала).

Деловая репутация может быть положительной или отрицательной.

Положительная деловая репутация – это надбавка к цене, уплаченная покупателем в ожидании будущих экономических выгод.

В составе НМА учитывается только положительная деловая репутация.

Отрицательная деловая репутация – это скидки с цены, которые учитываются как доходы будущих периодов на счете 98 (в состав НМА не входит).

В бухгалтерском учете НМА отражаются по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость НМА формируется на сч. 08, к которому открывают специальный субсчет.

После подписания акта приемки-передачи НМА принимаются к учету на сч. 04.

Первоначальная стоимость НМА, приобретенных за плату определяется как сумма фактических расходов на приобретение за исключением НДС, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ (ст. 149, 170 НК).

(Не включаются в первоначальную стоимость НМА общехозяйственные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением НМА).

Единицей бухгалтерского учета НМА является инвентарный объект. На каждый инвентарный объект заводмтся «Карточка учета НМА» (унифицированная форма НМА – 1).

Фактическая (первоначальная) стоиомость НМА, по которой он принят к бух. учету, не подлежит изменению, кроме случаев, переоценки и обесценения.

Типовые проводки:

Дт 08 Кт 60,76- отражаются расходы, связанные с приобретением НМА и с доведением их до состояния готовности к исполнению.

Дт 19 Кт 60,76- НДС по приобретенным НМА.

Дт 68-2 Кт19 – принят НДС к зачету.

Дт 60,76 К51 – оплачено за приобретенные НМА.

Первоначальная стоимость НМА, созданных самой организацией определяется как сумма фактических расходов на создание, изготовление за исключение сумм НДС:

Дт 08 Кт10,02,70,69,76…- отражаются затраты по созданию НМА силами самой организации.

Дт 04 Кт 08 – НМА приняты на учет после регистрации исключительных прав.

Первоначальной стоимостью НМА, полученной в виде вкладов в Уставный капитал, признается их денежная оценка, согласованная с учредителями:

Дт 08 Кт 75 «Расчеты с учредителями» - отражается согласованная стоимость НМА, полученная в виде вклада в Уставный капитал организации.

Дт 04 Кт 08 – НМА принят к учету.

При безвозмездном получении НМА первоначальная стоимость определяется исходя из рыночных цен на день принятия к учету:

Дт 08 Кт 98 – отражается рыночная стоимость НМА полученная безвозмездно.

Дт 04 Кт 08 – НМА приняты к учету.

Дт 20,26,44 Кт 05,04 – начислена амортизация НМА.

Дт 98 Кт91 – часть рыночной стоимость НМА, полученной безвозмездно в сумме равной сумме начисленной амортизации включенной в прочие доходы организации текущего месяца.

(В ст.25 НК – перечень доходов, который не учитывается для целей налогообложения).

При поступлении НМА по товарообменной операции первоначальная стоимость равна стоимости передаваемого в обмен имущества (по продажной цене):

Дт 08 Кт60 – НДС по полученным НМА.

Дт 19 Кт 60 – НДС по полученным НМА.

Дт 62 Кт 90 – отражена продажная стоимость товаров, переданных в обмен на НМА.

Дт 90 Кт 68-2 – НДС в составе выручки.

Дт 90 Кт 41 – списана балансовая стоимость переданных товаров.

Дт 90 (99) Кт 99 (90) – финансовый результат по товарообменной операции.

Дт 60 Кт62 – зачет взаимных задолженностей без НДС.

Дт 60 Кт51 – перечислен НДС контрагенту (с 01.01.07 г. по ст. 168 НК).

Дт68 -2 Кт19 – зачет НДС к вычету, исчисленный, исходя из балансовой (остаточной) стоимости переданного имущества.

Дт 91 Кт19 – отражен НДС, не принятый к вычету.

Учет амортизации НМА

Стоимость НМА погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.

Организация самостоятельно устанавливает срок полезного использования НМА исходя из условий договора или документов, удостоверяющих право собственности на НМА.

Когда невозможно определить срок полезного использования НМА нормы амортизации устанавливаются из расчета 20 лет, но не более срока деятельности организации.

В целях налогового учета (далее НУ) берется срок 10 лет. В б.у. все НМА – амортизируются; в НУ не все (25 гл. НК в перечень включены деловая репутация, организационные расходы).

Амортизационные отчисления по НМА начинают начислять с первого числа месяца следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Прекращают начислять амортизацию с первого числа месяца следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или выбытия объекта в связи с продажей.

Амортизация начисляется одним из следующих способов:

  1. линейный способ – исходя из первоначальной стоимости и нормы амортизации рассчитанной исходя из срока полезного использования актива;
  2. способ уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости на начало каждого года, срока эксплуатации и норм амортизации, рассчитанной исходя из срока полезного использования;
  3. способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости НМА и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования.

Амортизационные отчисления могут отражаться в бухгалтерском учете одним из следующих способов:

  1. путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете 05
  2. путем уменьшения первоначальной стоимости объекта НМА (сч. 04).

Организация самостоятельно выбирает способ отражения амортизации в бухгалтерском учете и отражает его в своей учетной политике.

Исключением является амортизация положительной деловой репутации и организационных расходов, которые отражаются в бухгалтерском учете только путем уменьшения первоначальной стоимости в течение 20 лет с момента их учета в составе НМА. Если после погашения первоначальной стоимости путем ее уменьшения НМА продолжают отражаться в бухгалтерском учете, то они принимаются к учету в условной оценке установленной организацией (можно даже 1 руб.) с отнесением суммы оценки на финансовые результаты.

Дт 04 Кт91 (условная оценка в НУ не применяется).

Суммы начисленной амортизации, независимо от выбранного способа отражения ее в учете, включаются в расходы организации и отражаются по Дебету счетов учета затрат:

Дт 20,26,44 Кт05 – отражение суммы начисленной амортизации за текущий месяц.

Дт 20,26,44 Кт04 – начислена амортизация путем уменьшения первоначальной стоимости.

Документальное оформление движения НМА

В ходе проведения инвентаризации НМА следует руководствоваться методологическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.

По итогам проведенной инвентаризации составляются акты типовых форм.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием НМА и данными бухгалтерского учета отражают в следующем порядке:

  1. излишки НМА приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации с отнесением соответствующей суммы на финансовые результаты (сч.91), при этом выясняется, когда и по распоряжению кого приобретены неучтенные объекты НМА и куда списаны соответствующие расходы;
  2. недостача объектов НМА относится на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи НМА списываются на финансовые результаты организации.

Если виновное лицо установлено и оно признало свою вину, сумму недостачи относят на счет данного виновного лица по остаточной стоимости объекта.

Для этих целей в бухгалтерском учете используют сч. 73.

Виновное лицо должно компенсировать недостачу актива исходя из рыночной стоимости этого объекта. Разница между рыночной стоимостью и остаточной стоимостью недостающего объекта НМА относят на счет виновного лица и одновременно отражается в составе доходов будущих периодов организации на сч.98.

При поступлении денежных средств от виновного лица в погашение причиненного ущерба, сумму доходов будущих периодов в части пропорциональной поступившему платежу включают в состав прочих доходов организации.

Типовые проводки:

Дт 04 Кт91 – приняты к учету излишки НМА, выявленные в ходе инвентаризации (внереализационные доходы).

Дт 05 Кт 04 – списана сумма начисленной амортизации по недостающим объектам НМА.

Дт 94 Кт 04 – списана остаточная стоимость недостающего объекта НМА.

Дт 73 Кт 94 – остаточная стоимость недостающего объекта отнесена на виновное лицо.

Дт 73 Кт 98 – отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью недостающего объекта, подлежащая взысканию с виновных лиц.

Дт 50,51,70 Кт 73 – внесены денежные средства в счет погашения причиненного ущерба.

Дт 98 Кт 91 – часть суммы доходов будущих периодов включена в состав прочих доходов организации текущего месяца

Дт 91 Кт 94 – списана недостача при отсутствии виновного лица или если судом отказано во взыскании.

Учет выбытия НМА

НМА могут выбывать из организации по различным причинам, основными из них являются:

  1. списание НМА в связи с истечением полезного использования;
  2. продажа объектов НМА др. юридическим или физическим лицам;
  3. передача объекта НМА безвозмездно др. организациям и лицам;
  4. передача объекта в качестве вклада в уставный капитал других организаций;
  5. выбытие объекта в связи с обменом на др. имущество.

Выбытие НМА отражается на счете 91 в том отчетном периоде, в котором объект выбывает из организации (п.23 ПБУ 14/2000).

Операции по выбытию НМА отражаются на счете 04, но Планом счетов бухгалтерского учета для списания НМА не предусматривается открытие спец. счета, поэтому сумма накопленной амортизации со счета 05 списывается непосредственно на счет 04, а остаточная стоимость списывается с 04 в дебет сч. 91.

В соответствии с п.3 ПБУ 10/99 «Расходы организации» вклады в Уставные капиталы др. организаций не признаются расходами для целей б.у. (и для НУ), поэтому остаточная стоимость НМА представленных в виде вклада в Уставный капитал может списываться со счета 04 непосредственно в Дт сч. 76 минуя сч. 91.

При безвозмездной передачи НМА недостающая сторона обязана исчислить НДС к уплате в бюджет исходя из рыночной стоимости переданного актива.

При передачи в Уставный капитал НМА, по которым НДС ранее был принят к вычету, передающая сторона обязана восстановить его в соответствии с порядком, изложенном в ст. 170 НК и отнести его на увеличение финансовых вложений (58 сч.).

Типовые проводки:

I. Продажа объектов НМА

Дт 62 Кт 91 – отражается продажная стоимость НМА.

Дт 91 Кт 68-2 – НДС с продажной стоимости НМА.

Дт05 Кт 04 – списана сумма начисленной амортизации.

Дт 91 Кт 04 – списана остаточная стоимость НМА.

Дт 91 Кт 76 – отражаются расходы, связанные с продажей НМА.

Дт 19 Кт 76 – НДС по дополнительным расходам.

Дт 68-2 Кт19 – НДС принят к вычету.

Дт 91(99) Кт 99 (91) – отражен финансовый результат от продажи НМА.

II. Безвозмездная передача

Дт 05 Кт04 – списана сумма начисленной амортизации.

Дт91 Кт04 – списана остаточная стоимость переданного объекта.

Дт 91 Кт 68-2 – начислен НДС с рыночной стоимости переданного объекта.

Дт 99 Кт 91 – убыток от безвозмездной передачи НМА (для целей НУ не принимается).

III.Передача в Уставный капитал

Дт 58 Кт 76 – отражается задолженность по вкладу в Уставный капитал др. организации на величину остаточной стоимости НМА.

Дт05 Кт 04 – списана сумма начисленной амортизации.

Дт 76 Кт 04 – отражена остаточная стоимость НМА переданных в Уставный капитал др. организаций.

Дт 58 Кт68-2 Или Дт 19 Кт 68-2;Дт58 Кт 19 – восстановлен НДС, ранее принятый к вычету по НМА, переданным в Уставный капитал.

Дт 58 Кт 91 – отражено превышение согласованной стоимости НМА, переданных в Уставный капитал над их остаточной стоимостью.

Отражение в бухгалтерском учете организации операций, связанных с предоставлением (получением) права использования результата интеллектуальной деятельности осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и т.д.

НМА, предоставленные правообладателем (лицензиаром) в пользование, не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете у правообладателя.

НМА полученные в пользование, учитываются пользователем на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознагрождения, установленного в договоре.

С 01.01. 2008 года к операциям, не подлежащим налогообложению НДС, отнесены реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Первичный документ Содержание операций Дт Кт
Приобретение НМА за плату
Договор уступки исключительного права на НМА Отражены расходы по приобретению НМА 08.5  
Счет - фактура Отражен НДС на стоимость НМА 19.2  
Договор уступки исключительного права на НМА Отражены расходы на гос. Пошлины при регистрации прав на НМА 08.5  
Карточка учета НМА Принят к учету объект НМА   08.5
Счет - фактура Принят к возмещению из бюджета НДС по приобретенному НМА 68.2 19.2
  Ежемесячные начисления амортизации по нормам исходя из срока полезного использования 44,20,25,26  
Создание НМА организацией
Расчетно – плат ведомость Начислена заработная плата работникам организации 08.5  
Бухгалтерская справка - расчет Начислены страховые взносы 08.5  
Бухгалтерская справка - расчет Начислена амортизация ОС, использованных при создании НМА 08.5  
Бухгалтерская справка - расчет Стоимость материалов, запчастей, включена в расходы на создание актива 08.5  
Выписка банка по расчетному счету Оплачены расходы по государственной регистрации прав на НМА    
Бухгалтерская справка Отражены расходы на государственные пошлины при регистрации прав на НМА 08.5  
Карточка учета НМА Принят к учету объект НМА (по фактическим расходам собранным на счете 08.5)   08.5
Получение НМА в счет вклада в УК организации
Учредительные документы; акт о приеме – передачи объекта Отражено погашение задолженности учредителя по взносам в УК (в оценке, согласованной в учредительных документах) 08.5 75.1
Акт о пр иеме – передачи объекта; карточка учета НМА Принят к бух учету НМА   08.5
Бухгалтерская справка - расчет Начисление амортизации производится со следующего месяца после принятия к учету объекта 44,20,25,26…  
Списание НМА в связи с истечением срока полезного использования
Карточка учета НМА; бухгалтерская справка Списана сумма амортизации, начисленная за период использования актива    
Бухгалтерская справка - расчет Списана сумма амортизации, начисленная к моменту списания    
Карточка учета НМА Списывается остаточная стоимость НМА в состав прочих расходов 91.2  
Выбытие НМА в результате продажи
Договор уступки прав на актив; карточка учета НМА Продажная стоимость НМА отражена в составе прочих доходов организации   91.1
Счет - фактура Отражен НДС с продажной стоимости НМА 91.2 68.2
Бухгалтерская справка - расчет Списана сумма амортизации, начисленной по НМА к моменту выбытия    
Карточка учета НМА Списана остаточная стоимость выбывающего НМА 91.2  
Выписка банка по расчетному счету   Покупателем оплачен счет за реализованный НМА    
Бухгалтерская справка - расчет Отражен финансовый результат от реализации объекта НМА (заключительными записями отчетного месяца) 91.9     91.9

Тема 3. Учет Основных средств (ОС)

Нормативными документами по учету ОС являются:

- ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина РФ от 30.03. 2001 г. №26н с изменениями от 27.11. 2006 г №156н;

- ПБУ 2/ 2008 «Учет договоров строительного подряда»(Утв. Приказом Минфина РФ от 24.11.2008г. № 26н);

- Методические указания по бух учету ОС (утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н)

- Постановление Правительства от 01.01. 02г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в ред. От 12.09. 2008г.).

Активы принимаются к б.у. в качестве ОС при одновременном выполнении след. условий:

  1. объект предназначен для использования в производстве продукции, работ, услуг либо для управленческих нужд организации, либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или временное пользование (Кт 03 сч.)
  2. объект предназначен для использования в течение длительного периода, т.е. срок полезного использования более 12 мес.
  3. организация не предусматривает последующую перепродажу данного объекта;
  4. объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

Бух учет ОС ведется в целях:

- формирования фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств;

- правильного оформления документов и своевременного отражения поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия

- достоверного определения результатов от продажи и прочего выбытия ОС

- определение фактических затрат, связанных с содержанием ОС (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии и др.);

- обеспечение контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету и др.

ОС группируются по след. признакам:

  1. по отраслевому признаку:

- промышленность

- с/хозяйство и т.д.

2. по назначению:

- производственные

- не производственные

3. по видам:

- здание, сооружение;

- рабочие и силовые машины и оборудование;

- хозяйственный инвентарь;

- земельные участки;

- объекты природопользования;

- транспортные средства и т.д.

4.по принадлежности:

- принадлежащие на праве собственности

- полученные в аренду

- находящиеся в оперативном управлении

5. по признаку использования:

- находящиеся в эксплуатации

- на консервации

- в запасе (резерве)

- реконструкции и техническом перевооружении

ОС имеют три вида оценки:

  1. первоначальную стоимость, которую формируют в момент принятия ОС к бухгалтерскому учету;
  2. восстановительную стоимость (текущую) которая образуется в результате переоценки ОС;
  3. остаточная стоимость, которая определяется расчетным путем при необходимости.

В бухгалтерском балансе (ф.№1) ОС отражаются по остаточной стоимости.

Учет поступления ОС

ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая формируется из суммы фактических затрат и зависит от источника поступления ОС в организацию.

Первоначальная стоимость ОС приобретенных за плату признается сумма фактических затрат на приобретение за исключением НДС, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Перечень фактических затрат, формирующих первоначальную стоимость ОС приведен в п.8. ПБУ 6/01, который является открытым и включает в себя суммы, уплаченные поставщикам, расходы на доставку ОС – приведение их в состояние, пригодное для использования, таможенные пошлины и сборы, гос. пошлины (регистрационные сборы исключены), а также % по заемным средствам, начисленные до принятия ОС к учету.

Затраты по приобретению ОС собираются по сч. 08, а после принятия ОС к учету они списываются в Дт 01. Не включаются в фактические затраты общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением ОС.

Типовые проводки:

Дт 08 Кт 60 – отражены фактические затраты, связанные с приобретением ОС у поставщика;

Дт19 Кт 60 – НДС на основании счетов – фактур поставщика;

Дт 08 Кт76 – отражены дополнительные расходы, связанные с приобретением ОС;

Дт19 Кт76 – НДС по доп. Расходам;

Дт 08 Кт 66,67 – начислены % по заемным средствам до принятия ОС к учету;

Дт 08 Кт 19 – списана сумма НДС по ОС используемым для операций, освобожденных от НДС;

Дт 01 Кт 08 – приняты к б.у. ОС в сумме фактических затрат;

Дт 68-2 Кт 19 – принят к вычету НДС по приобретенным ОС.

Первоначальная стоимость ОС, полученных в виде вклада в Уставный капитал организации определяется по их согласованной стоимости.

Акционерные общества при получении не денежных средств в виде вклада в Уставный капитал обязаны привлекать независимых оценщиков, независимо от стоимости полученного имущества.

В ООО оценщик привлекается, если стоимость ОС, внесенных в Уставный капитал превышает 200 МРОТ.

Дт08 Кт 75 – отражена согласованная стоимость ОС, полученных в виде вклада в Уставный капитал.

Дт 01 Кт 08 – ОС принят к учету.

Дт 19 Кт 83 – отражен НДС, восстановленный учредителем и переданный получающей стороне на основании Акта приема-передачи и учредительных документов. (без счета – фактуры).

Дт 68-2 Кт – принят к вычету НДС, полученный от учредителя (ст. 170 НК).

Первоначальная стоимость ОС, полученных безвозмездно признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия ОС к б.у. в качестве вложения во внеоборотные активы, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Дт 08 Кт 98 – отражена рыночная стоимость безвозмездно полученных ОС.

Дт 01 Кт 08 – безвозмездно полученные ОС приняты к учету.

Дт 20, 326, 44 Кт 02 – начислена амортизация по безвозмездно полученным ОС.

Дт 20,26,44 Кт 02 – начислена амортизация по безвозмездно полученных ОС.

Дт98 Кт 91 – признание дохода в сумме равной сумме начисленной амортизации (ст. 25 1. НК).

Первоначальной стоимостью ОС изготовленных самой организацией признаются расходы понесенные организацией, в период сооружения или изготовления объекта ОС.

Дт 08 Кт 10,02,70,69,60,76 - отражены затраты, связанные с созданием объекта ОС.

Дт01 Кт08 – объект ОС принят к учету.

Первоначальная стоимость ОС полученных в обмен на др. имущество признается стоимость переданного имущества, которая устанавливается исходя из цены, по которым в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

Дт08 Кт 60 – отражаются затраты по получению ОС в обмен на другое имущество (продажная стоимость передаваемого имущества).

Дт19 Кт 60 – НДС по затратам, связанных с получением ОС.

Дт01 Кт 08 – ОС приняты к учету.

Дт62 Кт90 - отражена реализация товара, переданного в обмен на ОС.

Дт 90 Кт 68-2 – НДС в составе выручки.

Дт 90 Кт 41 – списана балансовая стоимость товара, переданного в обмен на ОС.

Дт 90 (99) Кт 99 (90) – финансовый результат по товарообменным операциям

Дт 60 Кт 62 – зачет взаимных задолженностей (без НДС)

Дт 60 Кт 51 - перечислен НДС поставщику

Дт 68-2 Кт 19 – принят к вычету НДС, исчисленный исходя из балансовой стоимости переданного товара.

Дт 91 Кт 19 – отражен НДС, не принятый к вычету.

Активы, стоимостью в пределах лимита, установленного в Учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу могут отражаться в б.у. и отчетности в составе МПЗ.

Порядок изменения оценки ОС

Стоимость ОС, по которой они приняты к б.у. не подлежат изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ. Изменение первоначальной стоимости ОС допускается в след. случаях:

  1. Достройка, дооборудование, реконструкция и модернизация.

Капитальные затраты по достройке, реконструкции, модернизации собираются по Дт 08, а после завершения капитальных работ и подписания соответствующих документов относятся на увеличение первоначальной стоимости ОС.

Дт 08 Кт 10,02,70,69,60,76 – отражены капитальные затраты по достройке, реконструкции ОС. Дт 19 Кт 60,76 – НДС по капитальным затратам.

Дт01 Кт08 – капитальные затраты отнесены на увеличение стоимости объекта ОС.

Дт 68-2 Кт19 – принят к вычету НДС по капитальным затратам.

2. Частичная ликвидация объекта ОС.

При частичной ликвидации ОС происходит снижение первоначальной стоимости данного объекта. Запасные части, узлы, агрегаты и др. материалы, полученные при частичной ликвидации ОС принимаются к учету по Дт 10 по рыночной стоимости с отнесением соответствующей суммы на финансовый результат организации как прочие доходы (сч. 91).

Частичная ликвидация объекта ОС отражается в б.у. теми же записями, что и ликвидация объекта ОС. Для этого к счету 01 открывается субсчет 01 «Выбытие ОС». По Дт данного субсчета отражается часть первоначальной стоимости, относящаяся к

ликвидируемой части объекта, а по кредиту отражаются амортизация по выбывающей части.

В результате этих операций на субсчете 01 образуется остаточная стоимость, выбывающей части ОС, которая переносится в Дт 91.

Дт 01-01 Кт 01 – списана стоимость выбывающей части объекта ОС.

Дт 02 Кт 01-01 – списана начисленная амортизация по выбывающей части ОС.

Дт 91 Кт 01 – 01 – списана остаточная стоимость выбывающей части ОС.

Дт10 Кт 91 – приняты к учету зап. части, узлы, агрегаты – полученные от ликвидации части объекта ОС по рыночной стоимости.

Дт 91 Кт 70,69,60,76 – отражаются дополнительные расходы, связанные с частичной ликвидацией объекта ОС.

Дт19 Кт60,76 – НДС по дополнительным расходам.

Дт 68-2 Кт19 – принят к вычету НДС по дополнительным расходам.

Дт99 (91) Кт 91 (99) – финансовый результат от ликвидации части объекта ОС.

БУ НУ

1).Дт 10 Кт 91 – 10000 руб 1). 10 000 - доход

2).Дт 20 Кт 10 – 10000 руб 2). 10 000 * 20% = 2400 – расход

(постоянные разницы)

  1. Переоценка объектов ОС.

Коммерческие организации проводят переоценку ОС по решению руководителя организации. Переоценку проводят не чаще 1 раза в год, на начало отчетного года по группам однородных объектов ОС. Способ переоценки организация выбирает самостоятельно (прямой пересчет, индексный метод).

При принятии решения о переоценки ОС следует учитывать, что в последующем, по выбранным группам ОС переоценка должна проводиться ежегодно.

Если в результате переоценки группы ОС происходит увеличение первоначальной стоимости, то сумма дооценки ОС относится на увеличение добавочного капитала (сч. 83). При последующей переоценки, если произошла уценка стоимости ОС, то в пределах суммы прошлой дооценки она относится на уменьшение добавочного капитала, а сумма превышения уценки над прошлой суммой дооценки должна быть отнесена на нераспределенную прибыль организации (сч 84) как убыток.

Если проводится уценка объекта ОС, по которой ранее дооценок не было, то сумма уценки относится на нераспределенную прибыль, сч. 84 в виде убытка.

Если в дальнейшем по данному объекту ОС будет проведена дооценка, то на сумму прошлой уценки увеличивается нераспределенная прибыль организации, а сумма превышения дооценки над суммой прошлой уценки относится на увеличение добавочного капитала.

При выбытии из организации объекта ОС, по которым ранее была проведена дооценка, сумма данной дооценки переносится с добавочного капитала на нераспределенную прибыль.

При проведении переоценки первоначальной стоимости ОС одновременно проводится корректировка (переоценка) суммы начисленной амортизации.

Дт 01 Кт 83 – отражена дооценка объекта ОС.

Дт 83 Кт 02 – отражена корректировка сумм начисленной амортизации.

Дт83 Кт 01 – отражена последующая уценка в пределах суммы прошлой дооценки.

Дт02 Кт83 - отражена уценка сумм амортизации в пределах прошлой дооценки.

Дт 84 Кт 01 – отражена сумма превышения уценки над суммой прошлой дооценки.

Дт 02 Кт 84 – корректировка амортизации ОС в части превышения уценки над суммой прошлой дооценки.

Дт 84 Кт 01 – отражена уценка объекта ОС, по которой ранее дооценок не проводилось.

Дт 02 Кт 84 – отражена уценка амортизации данного объекта ОС.

Дт 01 Кт 84 – отражена дооценка ОС в пределах суммы прошлой уценки.

Дт 84 Кт 02 – отражена корректировка амортизации в пределах прошлой уценки.

Дт 01 Кт 83 - отражена сумма превышения дооценки над суммой прошлой уценки.

Дт 83 Кт02 – корректировка амортизации в части превышения дооценки над суммой прошлой уценки.

Дт 83 Кт 84 – списана сумма дооценки по ОС, выбывшему из организации.

Инвентаризация ОС

В законе «О бухгалтерском учете» определены случаи, когда проведение инвентаризации обязательно:

1. при смене МОЛ (материально ответственного лица);

2. перед составлением годовой отчетности;

3.если выявлены факты хищения, злоупотребления, в случае стихийных бедствий;

4. при ликвидации или реорганизации организации.

Итоговая инвентаризация объектов ОС может проводиться один раз в 3 года.

Инвентаризация библиотечного фонда проводится 1 раз в 5 лет.

До начала инвентаризации от МОЛ должны быть получены расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию организации или переданы в комиссию и все объекты, поступившие на ответственное хранение оприходованы, а выбывшие списаны.

Во время инвентаризации все операции по движению объектов ОС должны быть прекращены.

ОС, поступившие после начала инвентаризации должны быть оприходованы после даты инвентаризации и в инвентаризационные описи эти объекты не включаются. Одновременно с инвентаризацией собственных ОС, проверяются ОС, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

Выявленные излишки ОС приходуются по рыночной стоимости с отчислением на финансовые результаты (сч. 91).

При недостачи и порчи ОС их остаточная стоимость списывается на сч. 94 «недостачи и потери от порчи ценностей».

Если виновник установлен, то недостающие или испорченные ОС оцениваются по рыночным ценам и относятся на счет виновного лица.

Разница между рыночной и учетной стоимостью недостающих ценностей подлежит учету в составе доходов будущих период (98) до момента погашения недостачи виновным лицом.

Если виновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостача ОС списывается на финансовые результаты организации.

Дт01 Кт91 – приняты к учету выявленные излишки ОС по рыночной стоимости.

Дт01 -01 Кт 01 – списана первоначальная стоимость недостающих ОС.

Дт02 Кт01 – 01 списана амортизация по недостающим ОС.

Дт94 Кт 01-01 – списана остаточная стоимость недостающих ОС.

Дт73 Кт 94 – недостача ОС отнесена на виновное лицо.

Дт 73 Кт 98 – отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью недостающих ОС.

Дт 50,51,70 Кт 73 – получены денежные средства от виновного лица в погашение недостачи.

Дт98 Кт91 – часть доходов будущих периодов включена в прочие доходы текущего месяца (пропорционально сумме, внесены в погашение убытка).

Дт 91 Кт 94 – списана недостача при отсутствии виновного лица или если судом отказано во взыскании с виновного лица.

Учет амортизации ОС

Стоимость объектов ОС погашается путем начисления амортизации. Не подлежат амортизации объекты ОС, потребительские свойства, которые с течением времени не изменяются (земельные участки, объем природопользования и др.)

По ОС, некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним начисляется износ, который учитывается на забалансовом счете 010 один раз в год.

По ОС, находящимся в соответствии с приказом руководителя на консервации на срок более 3-х месяцев или на реконструкции, (модернизации) продолжительностю свыше 12 мес. начисление амортизации останавливается.

Амортизация в течение отчетного года начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы амортизации независимо от применяемого способа амортизации.

Начисление амортизации производится до полного погашения стоимости ОС или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Начинают начислять амортизацию с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия к б.у.

Прекращают начислять амортизацию с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.

Амортизация отражается в бухгалтерском учете ежемесячно независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Амортизация ОС начисляется одним из следующих способов:

  1. линейный спо соб – исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости объекта ОС и нормы амортизации исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Пример: первоначальная стоимость объекта 120000; срок полезного использования – 5 лет; годовая норма амортизация равна = 100%/5 лет = 20% годовых

к = 1/н * 100 – в НУ, где

к – годовая норма амортизация

н – количество лет

сумма амортизации за первый год = 120000 * 20% = 24000 руб.

  1. способ уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта ОС на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.

Пример: Первоначальная стоимость 120 000 руб.срок полезного использования 5 лет, используется коэффициент 3.

Первый год АО1 = 120000 * 20%*3 = 72 000 (как в линейном)

Второй год АО2 = (120000-72000)*20% *3 = 28000 руб.

И т.д.

3. способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости ил текущей (восстановительной) стоимости объекта ОС и соотношения, в числителе которого числа лет, остающихся до конца полезного использования объекта, а в знаменателе сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

Пример: Сумма чисел лет = 1+2+3+4+5=15

АО 1 = 120000*5/15 = 40 000

АО 2 = 120 000*4/15 = 32000

и т.д.

4. способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта ОС.

Пример: первоначальная стоимость 120 000 руб., предполагаемый объем выпуска готовой продукции за 5 лет срока полезного использования 500 000 ед. В первый год было выпущено 20 000 ед. продукции

АО1 = 20000* 120000/500000 = 4800 руб.

Сумма начисленной амортизации ежемесячно включается в затраты организации и накапливается на счете 02.

Если объекты ОС сданы в текущую аренду и данный вид деятельности не являются для организации одним из основных видов, то сумма начисленной амортизации по таким объектам относится на прочие расходы организации (сч. 91). Срок полезного использования объектов ОС определяется организацией при принятии объекта к б.у.

Сроком полезного использовании является период, в течение которого использование объекта ОС приносит экономические выгоды организации.

Дт 20,26,44, Кт 02 – начислена амортизация по объектам ОС производственного назначения.

Дт 91 Кт 02 – начисляется амортизация по объектам ОС сданным в текущую аренду (не основной вид деятельности).

Дт 010 – начислен износ по ОС некоммерческой организации

Дт 02 Кт 01 -01 – списана сумма начисленной амортизации по ОС, выбывающим из организации.

Кт 010 – списан износ по ОС не коммерческой организации при списании с баланса.

Учет затрат на ремонт ОС

Ремонт ОС может быть произведен хозяйственным и подрядным способом. При хозяйственном способе проведения ремонтных работ организации собственными силами выполняют необходимые работы и включают фактические произведенные расходы либо непосредственно в затраты текущего месяца либо отражает их в составе расходов вспомогательных производств (сч. 23) если в организации есть ремонтная база.

Способы учета затрат на ремонт основных средств:

1.Фактические затраты на ремонт списываются на расходы текущего отчетного периода

2.Организации могут создавать ремонтный фонд для накопления средств на

ремонтные работы. При образовании резерва в затраты на производство включается сумма отчислений, исходя из годовой сметной стоимости ремонта. При инвентаризации резерва на ремонт излишне зарезервированные суммы в конце отчетного года сторнируются.

Отчисления в резервный фонд отражаются по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и дебету счетов производственных затрат.

3.Неравномерно производимые фактические затраты на ремонт предварительно накапливаются в составе расходов будущих периодов с последующим равномерным их списанием на расходы на производство.

В Учетной политике организации необходимо отразить выбранный способ учета затрат на проведение ремонтов основных средств.

По окончании ремонтных работ специализированной службой, расходы по ремонту относятся на основное производство:

Дт 23 Кт 10,02,70,69… - отражаются расходы по ремонту ОС, выполненные специализированной службой организации.

Дт 20 Кт23 – по окончании месяца расходы по ремонту отнесены на основное производству.

Дт 20 Кт 02,10,70, 69… - отражены расходы по ремонту ОС, выполненные силами организации при отсутствии специализированной службы.

При подрядном способе ремонтные работы выполняются специализированные сторонними организациями на основании заключенных договоров.

Дт20 Кт60 – отражены расходы по ремонту ОС, выполненные подрядной организации.

Дт 19 Кт 60 – НДС по ремонтным работам при наличии счетов-фактур подрядчика.

Дт 68-2 Кт 19 – НДС принят к вычету.

Дт 60 Кт 51 – оплачены счета подрядной организации.

Учет списания, реализации и прочего выбытия ОС

Согласно п.29 ПБУ 6/01 стоимость объекта ОС который выбывает или неспособен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Операции по реализации и прочему выбытию ОС должны оформляться типовыми формами, первичной учетной документации (ОС 01 «Акт приемки – передачи» – продажа ОС, передача в Уставный капитал др. организаций, ОС -4 «Акт списания объектов объекта ОС», кроме автотранспортных средств, ОС – 4а «Акт о списании транспортных средств»). Унифицированные формы по учету ОС утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. №7(кроме бюджетной организации и кредитных организаций).

Для б.у. выбытие ОС отражается по Кт 01 чета. Согласно Плана счетов б.у. может открываться субсчет «выбытие ОС». На данном субсчете по Дт отражают первоначальную стоимость выбывающего объекта, по Кт отражают суммы начисленной амортизации и образуется остаточная стоимость, которая списывается в Дт 91 сч.

Поступление, связанное с продажей ОС и прочим списанием отражается по Кт91 счета. Расходы, возникающие с выбытием ОС в результате их продажи, также учитываются по Дт 91 сч.

Дт 01 субсчет 01 «выбытие ОС» Кт 01 – списана первоначальная стоимость проданного объекта ОС.

Дт 02 Кт 01-01 – списана сумма начисленной амортизации по выбывающему объекту.

Дт 91 Кт 01-01 – списана остаточная стоимость проданного объекта.

Дт 62 Кт 91 – отражена продажная стоимость реализованных ОС (выручка).

Дт 91 Кт 68-2 – НДС в составе выручки.

Дт 91 Кт 60,76,70,69 – дополнительные расходы, связанные с продажей ОС.

Дт19 Кт60,76 – НДС по дополнительным расходам.

Дт 68-2 Кт 19 – НДС принят к вычету по дополнительным расходам.

Дт 91(99) Кт 99 (91) – финансовый результат от продажи ОС (убыток принимается для НУ, но не сразу а постепенно, в течение недоамортизационного срока).

При безвозмездной передачи ОС передающая сторона обязана исчислить НДС, исходя из рыночной стоимости передаваемого объекта.

Убыток, полученный от безвозмездной передачи ОС не принимается для целей НУ, а если возникают дополнительные расходы по безвозмездной передачи, то они учитываются по Дт91, а туда же относится НДС по таким расходам (ст. 170 НК – когда НДС принимается к вычету).

Дт 01-01 Кт01 – списана первоначальная стоимость безвозмездно передаваемых ОС.

Дт 02 Кт01-01 – списана сумма начисленной амортизации.

Дт 91 Кт 01-01 - списана остаточная стоимость передаваемого объекта.

Дт 91 Кт 68-2 – начисляется НДС с рыночной стоимости передаваемого объекта ОС.

Дт 91 Кт 70,69,60,76 - дополнительные расходы по безвозмездной передачи объекта.

Дт19 Кт60,76 – НДС по дополнительным расходам.

Дт91 Кт 19 – списан НДС по дополнительным расходам.

При передачи ОС в виде вклада в Уставный капитал они включаются в финансовые вложения организации в размере остаточной стоимости передаваемого объекта (п.85 методических указаний по учету ОС №91н). Если по ОС, передаваемым в Уставный капитал НДС ранее был принят к вычету, то передающая сторона обязана восстановить его, исходя из остаточной стоимости (ст. 172 НК) и сумму восстановленного НДС отнести на увеличение финансовых вложений (сч. 58).

В инвентарных карточках, а для малых предприятий в инвентарной книге учета объекта ОС, отражаются все операции по движению ОС, операции по проведению реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также учитывается сумма начисленной амортизации с начала эксплуатации.

Инвентарные карточки по выбывшим объектам ОС хранятся в организации в течение срока, определенном руководителем организации, но не менее 5 лет.

Учет текущей аренды

Аренда – предоставление имущества в соответствии с договором во временное владение и пользование за определенную дату.

Основа арендных отношений – договор аренды (ст. 606 ГК).

Договор аренды здания или сооружения сроком на год и более необходимо регистрировать (п.2 ст. 651 ГК РФ).

При передачи имущества в текущую аренду право собственности на него остается у арендодателя, а к арендатору переходит только право пользования этим имуществом, поэтому переданные в аренду ОС продолжают числиться на балансе у арендодателя на сч. 01, но обособленно.

У арендатора полученное в аренду имущество учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные ОС».

Если передача ОС в текущую аренду является предметом деятельности организации в соответствии с п.5. ПБУ 9/99 «Доходы организации» сумма арендной платы у арендодателя считается выручкой и отражается на счете 90 «Продажи»

Амортизация по таким объектам ОС начисляется у арендодателя и включается в затраты текущего месяца.

Если передача имущества в аренду не является предметом деятельности организации, то арендная плата признается прочими доходами (операционные) и отражается на сч. 91, поэтому и сумма начисленной амортизации по переданным в текущую аренду ОС учитывается в составе прочих расходов организации (сч 91).

Арендная плата, полученная авансом в счет будущих периодов отражается у арендодателя на сч. 62 на отдельном субсчете, если арендная плата является обычным видам деятельности или на счете 98, если арендная плата не является обычным видом деятельности.

У арендодатора арендные платежи включаются в расходы текущего периода и отражаются по Дт счетов учета затрат. Если арендная плата вносится арендатором авансом, то она отражается на отдельном субсчете на сч. 60 или 76.

По мере наступления тех периодов, к которым относится арендная плата, суммы учтенные на сч. 60 или 76 списываются в дебет счетов учета затрат.

Если арендованное имущество используется арендатором для непроизводственных нужд, расходы по арендной плате учитывается у арендатора на сч. 91.

I. Учет у арендодателя:

Дт 01 суб «ОС в текущей аренде» Кт 01 - переданы в текущую аренду ОС по

первоначальной стоимости.

Дт 62 (76) Кт90 – начислена арендная плата за текущий месяц к получению

(основной вид деятельности).

Дт 90 Кт 68-2 – НДС по арендной плате.

Дт 62(76) Кт 91 – начислена арендная плата за мес. (не основной вид

деятельности).

Дт 91 Кт 68-2 – НДС по арендной плате.

Дт 20,26,44 Кт02 – начислена амортизация по ОС, переданным в текущую

аренду (основной вид деятельности).

Дт 91 Кт 02 – начислена амортизация по ОС (не основной вид деятельности).

Дт 51 Кт 62 (76) получена арендная плата за текущий месяц.

Дт 51 Кт 98 – получена арендная плата за текущий месяц.

Дт 51 Кт 98 – получена арендная плата авансом за несколько периодов вперед

(не основной вид деятельности).

Дт 98 Кт 68-2 – НДС в составе, полученного авансом (не основной вид

деятельности).

Дт 98 Кт 91 – отражается в составе доходов арендная плата за текущий месяц.

Дт68-2 Кт 98 – восстановлен НДС за текущий месяц, полученный в составе

авансового платежа.

Дт01 Кт01 субсчет «ОС в ткущей аренде» - возвращено арендованное

имущество.

II. Учет у арендатора:

Дт 001 - отражены ОС, полученные в текущую аренду.

Дт 20,26, 44 Кт 60 (76) – начислена арендная плата к уплате за текущий месяц.

Дт 19 Кт 60(76) – НДС по арендной плате за текущий месяц.

Дт 68-2 Кт 19 – принят к вычету НДС по арендной плате.

Дт 60 (76) Кт 51 – перечислена арендная плата за текущий месяц.

Дт 60-2, 76 Кт 51 – перечислена арендная плата авансом в счет будущих

периодов.

Дт 20,26, 44 Кт 60 (76) - арендная плата отражается в расходах текущего

месяца.

Дт19 Кт60(76) – НДС по арендной плате за текущий месяц.

Дт19 Кт 60 (76) – НДС по арендной плате за текущий месяц.

Дт 68-2 Кт 19 – НДС принят к вычету.

Дт 60(76) Кт 60-2 (76) - при расчетах с арендодателем учтен ранее

перечисленный аванс.

Кт 001 – возвращены ОС по окончании срока аренды.

Учет лизинговых операций

Предметом лизинга может быть любые не потребляемые вещи, в т.ч. предприятия и имущественные комплексы, здания, сооружения, транспортные средства и др. движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

Порядок б.у. лизинговых операций зависит от условий договора лизинга:

1.на чьем балансе учитывается предмет лизинга – у лизингодателя или лизингополучателя

2.предусмотрен или нет переход права собственности на предмет лизинга от лизингодателя к лизингополучателю по окончанию договора.

При возврате лизингового имущества, которое учитывается на балансе лизингополучателя по окончании срока лизинга, оно оценивается в условной оценке (1 руб.) и отражается у лизингополучателя в составе доходных вложений в материальные ценности (сч. 03) в корреспонденции со сч. 91.

Затраты, связанные с приобретением имущества, включая расходы по доставке, монтажу и установке, которое будет передано в лизинг учитывается лизингополучателем на сч. 08.

Сформированная первоначальная стоимость предмета лизинга принимается к учету в сумме фактических затрат на сч. 03.

Если лизинговое имущество учитывается по условиям договора на балансе лизингодателя, то начисление лизинговых платежей за отчетный период отражается в учете лизингодателя на счетах учета затрат (20,26,44) в корреспонденции с субсчетом счета 76 «Задолженность по лизинговым платежам».

Если лизинговое имущество передается на балансе лизингополучателя, то оно отражается у лизингодателя на забалансовом счете 011.

Учет оборудования к установке

Оборудование к установке - это технологическое, энергетическое и производственное оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки в строящихся (реконструированных) объектах.

К оборудованию, требующего монтажа, также относится оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений.

Оборудование к установки принимается к б.у. по Дт сч.07 по фактической себестоимости приобретения, которая складывается из стоимости по ценам приобретения и расходов по доставке этих ценностей в организацию.

Приобретение оборудования к установке может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Стоимость оборудования сданного в монтаж списывается со счета 07 в Дт 08, только на основании акта подрядной организации.

Если оборудование к установке учитывалось по учетной цене с использованием сч. 15 и 16, то при передачи его в монтаж, отклонение, числящееся на сч. 15 списывается в Дт 08 счета.

НДС по оборудованию к установке принимается к вычету в полном объеме после принятия этого оборудования к учету на сч. 07 (п.1. ст. 172)

Дт 07 Кт 60 – принято к учету оборудование к установке приобретенного за плату.

Дт19 Кт 60 – НДС по оборудованию.

Дт 68-2 Кт 19 – НДС принят к вычету.

Дт 60 Кт 51 – оплачены счета поставщикам.

Дт 07 Кт 75 – принято к учету оборудование, полученное в виде вклада в Уставный капитал по согласованной стоимости.

Дт 07 Кт 98 – принято к учету оборудование, безвозмездно по рыночной стоимости.

Дт 08 Кт 07 – списано оборудование, переданное в монтаж на основании акта подрядчика.

Налоговый учет

Организации рассчитывают и уплачивают в фискальные органы налог на амортизируемое имущество.

Согласно ст. 256 Налогового Кодекса РФ амортизированным признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.

Амортизируемое имущество (основные средства) распределяются по 10 амортизационным группам (п.1 ст. 258 НК РФ). Основание для отнесчения в ту или иную группу является срок полезного использования имущества.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или нематериальный актив служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Срок полезного использования нематериальных активов организация определяет самостоятельно, исходя из срока действия патента, свидетельства, договора.

Если срок действия НМА установить невозможно, то норма амортизации устанавливается в расчете на 10 лет.

Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:

- Переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование.

- Переведенные на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев.

- Находящиеся на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев.

Амортизация начисляется одним из методов (ст. 259 НК) – линейным и нелинейным

Линейный метод применяется к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в 8-10 амортизационные группы. К остальным основным средствам налогоплательщик вправе применять любой из методов.

В зависимости от применяемого метода амортизация начисляется по разному – пообъектно либо по группе амортизируемого имущества.

В налоговом учете организация может применять «амортизиционную премию» - 10% (30% - в отношении основных средств, относящихся к 3-7 амортизационной группе) от первоначальной стоимости основных средств разрешено списывать в расходы сразу в том месяце, в котором фирма начинает их амортизировать (п. 1.1. ст. 259 НК РФ).

Тема 4. Учет Материально-производственных запасов (МПЗ)

Нормативными документами, которые регулируют порядок учета МПЗ является ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Приказ Минфина РФ от 09.06.01 № 44н (в ред. От 27.11.2006 № 156н) и «Методические указания по учету МПЗ» Приказ Минфина от 28.12.01. №119н (в ред. От 23.04.2002 № 33н).

Материально- производственные запасы – это активы (имущество), учитываемые в составе оборотных средств.

Единица бух учета МПЗ выбирается организацией самостоятельно, это может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.д.

Основными задачами учета МПЗ являются:

1.формирование фактической себестоимости запасов;

2.правильное и своевременное документальное оформление операций и

обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;

3.контроль за сохранностью запасов в местах их хранения

(эксплуатации) и на всех этапах их движения;

4.контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов

обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг;

5.своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения в оборот;

6.проведение анализа эффективности использования запасов.

Поступление МПЗ в организацию осуществляется в следующем порядке:

- по договорам купли-продажи, договорам поставки;

- путем изготовления силами организации;

- внесение в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;

- получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).

В состав МПЗ включаются:

1) Материалы – предметы труда, которые используются для изготовления продукции, работ, услуг.

Особенностью материалов является то, что участвуя в процессе производства, они полностью потребляются в каждом его цикле и переносят свою стоимость на созданную продукцию, работы, услуги.

Материалы подразделяют на группы:

- сырье и основные материалы;

- вспомогательные материалы;

- покупные полуфабрикаты;

- возвратные материалы (отходы);

- топливо;

- тара и тарные материалы;

- запасные части.

2) Готовая продукция – это часть МПЗ, предназначенная для продажи, является конечным результатом производственного процесса, законченное обработкой, технические и качественные характеристики которых с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow