Модели построения отчета о прибылях и убытках в России
Важнейшим компонентом финансовой отчетности, наряду с бухгалтерским балансом, является отчет о прибылях и убытках, который заключает в себе сведения о текущих финансовых результатах деятельности организации за отчетный период. Однако в отличие от бухгалтерского баланса, позволяющего получить представление о финансовом состоянии организации на определенный момент времени, отчет о прибылях и убытках несет информацию о причинах изменений в финансовом положении организации за определенный период.
Отчет о прибылях и убытках содержит сравнение суммы всех доходов организации от продажи товаров и услуг и других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных организацией для поддержания ее деятельности за отчетный период. Результатом данного сравнения является прибыль или убыток за период.
Для инвесторов и аналитиков отчет о прибылях и убытках – во многих отношениях документ более важный, чем баланс организации, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигла фирма в течение отчетного периода и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы ее деятельности. Отчет о прибылях и убытках дает представление о тенденциях развития организации, ее финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.
|
|
Для принятия эффективных управленческих решений, направленных на наращивание прибыли, необходима полная, достоверная и оперативная информация.
В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности форма отчета о прибылях и убытках жестко не регламентируется, но прибыль должна быть объяснена исчерпывающе и всеохватно, т. е. ее расчет должен отражать все доходы, затраты и убытки отчетного периода, за исключением корректировок, относящихся к предыдущему периоду.
Можно выделить два принципиально отличающихся друг от друга подхода к составлению отчета о прибылях и убытках:
− подход с точки зрения хозяйственных операций. Данный подход предполагает включение в отчет о прибылях и убытках информации о причинах изменений в финансовом положении организации путем перечисления статей доходов и расходов в соответствии с выбранной классификацией. При этом допускается различная степень детализации информации о доходах и расходах, представленных в соответствии с выбранной классификацией;
− подход с точки зрения изменений в капитале. Отчет о прибылях и убытках, составленный на основе данного подхода, представляет собой сравнение стоимости чистых активов на начало и конец отчетного периода. При этом методика определения чистых активов может быть различной (на основе первоначальной стоимости активов, текущей рыночной стоимости, дисконтированной стоимости и т. д.).
|
|
Таким образом, отчет о прибылях и убытках, составленный на основе подхода с точки зрения изменений в капитале, позволяет получить представление об изменениях в финансовом положении организации за отчетный период, однако не содержит информации о причинах этих изменений. Наиболее распространенной является классификация доходов и расходов с точки зрения их участия в производственном процессе, а также по типам хозяйственных операций. При такой классификации выделяют: себестоимость реализации, торгово-сбытовые (коммерческие) и управленческие расходы. По типам хозяйственных операций доходы и расходы подразделяются на: доходы и расходы от основной деятельности и прочие доходы и расходы: доходы и расходы от продолжающихся и прерванных операций; обычные и чрезвычайные доходы и расходы.
Компании обладают значительной степенью свободы при выборе формата представления отчета о прибылях и убытках. На практике отчет о прибылях и убытках может быть составлен либо в форме одноступенчатого, либо многоступенчатого отчета. Одноступенчатый отчет о прибылях и убытках представляет собой таблицу, состоящую из двух групп – доходы и расходы – расположенных друг под другом. При этом сумма прибыли (убытка) определяется как разность между агрегированными показателями этих двух групп. Пример одноступенчатого отчета о прибылях и убытках представлен в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Одноступенчатая форма отчета о прибылях и убытках
Статьи | Сумма, тыс. руб. |
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг | |
2. Прочие доходы | |
3. Итого доходов | |
4. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | |
5. Коммерческие расходы | |
6. Управленческие расходы | |
7. Прочие расходы | |
8. Налог на прибыль | |
9. Итого расходов | |
10. Чистая прибыль (убыток) |
В многоступенчатом отчете о прибылях и убытках статьи доходов и расходов группируются по типам хозяйственных операций с определением промежуточных результатов по каждому типу (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Многоступенчатая форма отчета о прибылях и убытках
Статьи | Сумма, тыс. руб. |
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг | |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | |
3. Валовая прибыль (убыток) | |
4. Коммерческие расходы | |
5. Управленческие расходы | |
6. Прибыль (убыток) от продаж | 3292! |
7. Прочие доходы | |
8. Прочие расходы | |
9. Прибыль (убыток) от прочих операций | -7720 |
10. Налог на прибыль | |
11. Чистая прибыль (убыток) |
Как правило, отчет о прибылях и убытках, подготовленный в соответствии с МСФО многоступенчатым методом, включает следующие разделы.
Раздел I, «Основная деятельность», содержит следующие показатели:
− доход (продажи). В рамках данной рубрики показываются различные источники дохода от основной деятельности, а также итоги всевозможных событий, способных повлиять на размер доходов (скидки, возврат проданных изделий и т. д.);
− затраты на реализованную продукцию или предоставленные услуги – все прямые затраты на реализованные товары и/или услуги, которые признаются при реализации этих товаров и услуг и непосредственно направлены на получение дохода от реализации. Алгоритм вычисления этих показателей может быть приведен в отчете или в примечаниях и сносках к нему;
− валовая прибыль (общая маржа) – разница между доходами от основной деятельности и прямыми расходами на нее;
|
|
− затраты на сбыт (реализацию). В этой рубрике отражается информация о сбытовых расходах компании. Данная категория затрат включает расходы на маркетинг, рекламу, заработную плату сотрудников системы сбыта, доставку продукции потребителю, а также накладные расходы, возникающие в ходе сбытовой деятельности;
− общие и административные затраты – расходы на управление компанией и расходы общего характера, не связанные с производством конкретного товара или услуги;
− прочие затраты на основную деятельность – все остальные относительно значительные затраты на основную деятельность, не вошедшие в приведенные выше категории затрат;
− прибыль от основной деятельности до налогообложения – разность между доходами и всеми перечисленными выше видами затрат.
Раздел II, «Неосновная деятельность». Данный раздел отражает итоги операций, которые, с одной стороны, являются периодически повторяющимися и обычными для компании, а с другой – не входят в ее основную деятельность. К таким итогам относятся доходы от получения процентных платежей или расходы на выплату процентных платежей, получение дивидендов на капитал компании, вложенный в ее филиалы, имеющие статус самостоятельного юридического лица и ведущие самостоятельную отчетность. Сюда же входят прочие прибыли и убытки, всякого рода остальные затраты. Промежуточный итог после учета этого раздела, как правило, называют прибылью до налогообложения.
Раздел III, «Затраты по выплате налога на прибыль». В этом разделе учитываются налоги, взимаемые центральными и местными властями с прибыли, расчет которой был произведен в предыдущих разделах. После вычета этих затрат подводится итог, называемый чистой прибылью.
В отчетах многих компаний подведение итогов заканчивается на этом уровне, после чего рассчитывается прибыль на акцию. Однако этот раздел может и не быть последним.
Раздел IV, «Прерванные операции». При наличии данного раздела в нем отражаются прибыли (в очищенном от налогов виде) или убытки, возникшие в результате продажи компанией части своих основных средств, составляющих одно из направлений ее коммерческой деятельности. То есть речь идет об уходе компании с определенного рынка и о прибыли или убытке от продажи обслуживавших этот рынок мощностей компании. Прибыль или убытки возникают в зависимости от превышения цены продажи над балансовой стоимостью или наоборот.
|
|
Раздел V, «Экстраординарные события», содержит отражение прибылей (в очищенном от налогов виде) или убытков от редких и необычных хозяйственных событий.
Раздел VI, «Последствия от изменения принципов бухгалтерского учета нарастающим итогом», содержит отражение (в очищенном от налогов виде) последствий перехода от одного принципа учета к другому (например, от прямолинейного начисления амортизации к ускоренному, от метода LIFO при учете товарно-материальных запасов к методу FIFO и т. д.).
Российское Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ № 43н от 06.07.1999 г., предписывает составление многоступенчатого отчета о прибылях и убытках.
Классификация доходов и расходов в соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99 и их отражение в бухгалтерском учете в РФ представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Классификация доходов и расходов организации в соответствии с российскими ПБУ
Доходы в соответствии с п. 4 ПБУ 9/99 | Счета бухгалтерского учета | Расходы в соответствии сп. 4. ПБУ 10/99 | Счета бухгалтерского учета |
Доходы по обычным видам деятельности (п. 5, 6) | Расходы по обычным видам деятельности (п. 5-10) | 20 29,-14 | |
Прочие доходы (и. 7-11): | Прочие расходы(п. 11/5): | ||
операционные доходы (п. 7) | операционные расходы (п. 11) | ||
внереализационные доходы (п. 8) | внереализационные расходы (п.2) | ||
чрезвычайные доходы (п. 9) | чрезвычайные расходы (п.13) |
Доходы должны признаваться в случае, когда соблюдены перечисленные ниже условия:
− организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
− расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены;
− сумма выручки может быть определена;
− имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Она имеется в том случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
− право собственности (т. е. совокупность прав владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана).
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете признается дебиторская задолженность.
Аналогично расходы признаются в учете при наличии следующих условий:
− расход осуществлен в соответствии с конкретным договором, требованием нормативных актов, обычаями делового оборота;
− сумма расхода может быть определена;
− имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Эта уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива. Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполняется хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность.
При выборе того или иного методологического подхода основным критерием служит полезность информации для принятия экономических решений. Финансовая отчетность должна быть максимально удобной для инвесторов, для принятия правильных управленческих решений с тем, чтобы наилучшим образом управлять капиталом, финансовыми потоками.