Анализ показателей рентабельности. Взаимосвязь бухгалтерской
Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчета о прибылях и убытках.
Анализ рентабельности имеет существенное значение для определения стратегии развития организации, критериев повышения эффективности деятельности и окупаемости вложений в активы. Показатели рентабельности (прибыльности) оценивают величину прибыли, полученной с каждого рубля средств, вложенных в активы организации. Они используются при анализе тенденций в соотношении прибыли и других показателей за ряд лет либо при сопоставлении аналогичных показателей внутри отрасли или по группе конкурирующих организаций.
Рентабельность вложений в предприятие в общем виде определяется по стоимости всего имущества, имеющегося в распоряжении предприятия. Данный показатель называют рентабельностью всех активов (экономической рентабельностью) и определяют отношением чистой прибыли к средней стоимости активов за период
|
|
Экономическая = Чистая прибыль (3.3)
рентабельность Средняя стоимость активов
Рентабельность активов характеризует экономическую эффективность использования имущества организации.
Бухгалтерская рентабельность характеризует уровень прибыльности основной деятельности после уплаты налогов и определяется отношением чистой прибыли к сумме выручки от продаж:
Бухгалтерская = Чистая прибыль
рентабельность Выручка от продаж (3.4)
Показатели рентабельности рассчитываются на одной и той же информационной базе, что служит основанием их взаимной увязки. Достаточно широко известна следующая схема взаимосвязи показателей рентабельности:
Чистая прибыль Чистая прибыль Объем продаж
––––––––––––––––––––––––– = ––––––––––––––––––– * ––––––––––––––––––– (3.5)
С /г величина всех активов Объем продаж С /г величина всех активов
Из данной взаимосвязи видно, что рентабельность всех активов является показателем, зависящим от уровня рентабельности реализации и оборачиваемости всех средств. Знание этой зависимости позволяет принимать управленческие решения, направленные на повышение отдачи активов. Так, низкий предельный уровень чистой прибыли может обеспечить достаточный уровень отдачи активов за счет большего числа оборотов производственных активов.
Рассмотрим соотношение, известное под названием Дюпон-формулы, которое демонстрирует взаимосвязь между показателями различных групп, приведенных выше:
|
|
Чистая прибыль Чистая прибыль Объем продаж С/г величина активов
–––––––––––––––––––––––––––– = ––––––––––––– * –––––––––––––– * ––––––––––––––––––––––––––– (3.6)
С/г величина собственного капитала Объем продаж С/г величина активов С/г величина собственного капитала
Правая часть Дюпон-формулы является комбинацией показателей трех различных групп: прибыльности, эффективности использования активов и структуры капитала, а левая часть – результат этой комбинации, т. е. прибыль на собственный капитал. Из формулы следует, что прибыль на собственный капитал зависит от прибыли на единицу реализованной продукции, эффективности использования всех активов и доли собственного финансирования имеющихся активов. Для каждого конкретного случая формула позволяет определить фактор, оказывающий наибольшее влияние на величину прибыли, полученной на единицу собственного капитала.
Показатель рентабельности собственного капитала особенно важен для акционеров, так как характеризует уровень эффективности использования вложенных ими средств и позволяет сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие компании или ценные бумаги. Высокий показатель рентабельности является серьезным стимулом для привлечения подписчиков на акции при расширении капитала фирмы – при условии, что руководители проводят активную политику распределения дивидендов, а акционеры позитивно оценивают усилия предприятия в этой области.
При анализе данного показателя в пространственно-временном аспекте необходимо принять во внимание следующие моменты:
числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности;
числитель, т. е. прибыль, динамичен и отражает результаты деятельности, сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период;
знаменатель, т. е. величина собственного капитала, складывается в течение ряда лет и, как правило, выражен в учетной оценке, которая может существенно отличаться от текущей оценки.
Следовательно, высокое значение показателя рентабельности собственного капитала не всегда эквивалентно высокой отдаче на инвестируемый собственный капитал. Поэтому при выборе решений финансового характера необходимо ориентироваться не только на этот показатель, но и учитывать рыночную цену организации.
Особенно полезным и ценным в процессе анализа является сопоставление рентабельности всех активов (экономической рентабельности) с рентабельностью собственных средств. Разница между этими показателями обусловлена привлечением организацией внешних источников финансирования. Если организация посредством привлечения заемных средств получает больше прибыли, чем должна уплатить процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использована для увеличения отдачи собственного капитала. В случае если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемные средства, влияние привлеченных средств на деятельность организации может быть оценено отрицательно.
В этой связи необходимо осуществлять в организации контроль за целесообразностью привлечения заемных средств, чтобы не допустить относительного роста доли заемных средств в общей структуре капитала сверх того предела, после которого их использование уже не ведет к увеличению рентабельности собственного капитала.
На практике этому важному аспекту анализа рентабельности не уделяется достаточного внимания. По этой причине уменьшается доходность собственного капитала, что ослабляет привлекательность организации для инвесторов и вследствие этого ухудшается ее финансовое положение.
|
|
На основе использования той или иной группы показателей рентабельности можно осуществлять оценку хозяйственной деятельности организаций и получать ответ о выгодности производства того или иного вида продукта, на том или ином предприятии отрасли, а следовательно, и найти пути повышения эффективности производства.
Однако следует обратить внимание на то, что традиционный финансовый анализ дает группировки коэффициентов в соответствии с показателями финансовой устойчивости, платежеспособности, оборачиваемости и рентабельности. Этот подход, несмотря на простоту, не позволяет установить взаимозависимость между различными группами показателей. Кроме того, его недостатком является смешение показателей операционной и стратегической эффективности. Показатели, характеризующие финансовую эффективность стратегических решений (показатели рентабельности капитала, инвестиций, активов, финансовой устойчивости, оборачиваемости активов), интересуют прежде всего собственников и потенциальных инвесторов. Показатели, характеризующие операционную эффективность (рентабельность продаж, платежеспособность и т. д.), интересуют руководителей финансовых служб и необходимы им для принятия оперативных решений.
Контрольные вопросы:
1. По какому принципу строится отчёт о прибылях и убытках?
2. Как формируется прибыль с продаж?
3. Какие виды деятельности выделяются в отчёте о прибылях и убытках?
4. Почему возникает нераспределенная прибыль и кто принимает решение о её распоряжении?
ТЕМА 4. Анализ показателей отчета о движении денежных средств.