double arrow

Японский дизайн

1

Японский дизайн всегда отличался своей загадочностью и лаконичностью. Совершенно чуждая культура Японии воспринималась в Европе и Америке как экзотика, ведь на протяжении долгого времени, из-за особого географического положения и климатических условий, японские территории были практически изолированы. Благодаря этому любой объект из Японии становился открытием об истории и культуре этой страны. Изменения произошли только после революции Мэйдзи в 1868 году. В результате, начала взаимодействия с другими культурами Япония стала многое заимствовать у Запада, который, впоследствии, сильно изменил всю японскую культуру.

Диван «Stratos» (Макио Хасуике)

Японцы большое внимание уделяют природе и часто транслируют ее характерные черты на создаваемые предметы. Несмотря на кажущуюся сдержанность, семантика каждого предмета выражает массу смыслов, которые отличают ту стихию, которой посвящен предмет.


В послевоенный период Япония стала очень быстро развиваться и, в результате, очень быстро превратилась в высокоразвитую страну с огромным количеством средств для воплощения практически любых идей. Благодаря пытливому уму, повышенной заинтересованности в применении новых технологий и стремление к гармонии обусловило появление большого количества необычайно красивых предметов. Считается, что развитие дизайнерского движения в Японии началось после открытия в 1901 году в Токийском высшем политехническом училище отделения промышленного проектирования.




Книга в виде чашки (Эри Акутсу (Eri Akutsu) и Кожи Симицу (Koji Shimizu)

В 1936 году было впервые создано японское художественно-промышленное общество. Затем, в 1952 году, 25 специалистов в области дизайна основали «Japan Industrial Designers' Association», которая до сих пор остается единственной профессиональной организацией промышленных дизайнеров в Японии.

Системы для хранения мороженного (Макио Хасуике)

Отметим, что сегодня наиболее известными японскими промышленными дизайнерами являются Наото Фукасава (Naoto Fukasawa) и Макио Хасуике (Makio Hasuike). Первый открыл свое дизайн бюро в 2002 году и получил более 50 наград в области дизайна в Японии, США и Европе. Второй -- открыл свою компанию в 1968 году и был удостоен награды "Compasso d'Oro". Некоторые продукты, разработанные Хасуике, на данный момент являются частью постоянных коллекций Музея современного искусства в Нью-Йорке, Миланской триеннале и Музея индустрии в Эссене.

Одноразовая посуда из экологически безопасных материалов «Wasara»

Раковина «Narciso» и диван «Indy»

Повышенный функционализм, осознанное применение каждой детали и минимальное использование материалов стали залогом успеха японского дизайна в как в 20-ом, так и 21-ом веке. Напомним, что 20 августа 2009 года откроется выставка «Wa: The Spirit of Harmony and Japanese Design Today» в «Red Dot Design Museum». В рамках экспозиции будут представлены как объекты, признанных классикой дизайна, так и новейшие образцы предметного мира, созданных современными японскими дизайнерами. Причем, представленные объекты будут настолько разнообразны, что посетители смогут увидеть, например, классическую бутылку «Kikkoman», дизайн которой разработал Кендзи Экуан (Kenji Ekuan) в 1961 году до сотового телефона от Наото Фукасава (Naoto Fukasawa), созданного в 2003 году.



Культура Японии в 20 веке пополнилась многочисленными новыми направлениями, которые в сумме с модернизацией традиционных древних искусств, стали результатом культурных вливаний с Запада. Начало века было омрачено для страны военными действиями в Китае, Корее и следом за тем участием во Второй мировой войне, в ходе которой произошли трагические ядерные бомбежки Хиросимы и Нагасаки. Это смутное время было нелегким для народа, как и послевоенный период ослабленной экономики, однако подарило японцам возможность нового старта, полного обновления производственной базы и мощного скачка технологий, направленных на скорейшее восстановление страны из руин.

Уставшая от войн и изоляции, Япония открылась западному миру, с энтузиазмом перенимая новаторские течения в науке, промышленности и, конечно же, культуру. Действуя с максимальной эффективностью, японцы каждую сферу жизни старались привести к благополучному состоянию, развивая производство автомобилей, компьютеров, изобретая новые технологии в науке, внося коррективы в социальную жизнь. Отсюда пошла и нынешняя японская система образования, дающая множество книжных знаний, вкупе с занятиями спортом, боевыми искусствами и прочими дополнительными кружками, и азартным стремлением детей и их родителей к поступлению в лучшую школу, лучший вуз, трудоустройству в лучшую компанию. Так произошло и с культурой – произведения литературы, кино и анимации стали не просто подражанием европейскому образцу, а самобытными творческими шедеврами.



Фотография и кинематограф уже были знакомы японцам давно, но культура Японии в 20 веке, обогащенная новыми знаниями и достойным оборудованием позволила этим искусствам задышать глубже и свободнее. Первые ленты страна увидела в 1896 году, а спустя три года японцы сами начали производить фильмы, открыв в 1903 году первый кинотеатр, а в 1908-ом первую киностудию. Из театра в кино перекочевала игровая манера, костюмы и декорации, и даже, подобно традиционному театру Кабуки, женские роли исполнялись онагата – переодетыми мужчинами. Также во времена немого кино на сеансах присутствовал бэнси – исполнитель, комментировавший происходящее на экране. Вскоре режиссер Макино Сёдзо начал реформировать японский кинематограф в сторону реализма, вытесняя театральные штучки из фильмов при поддержке молодых коллег. 1930-е годы ознаменовались триумфом звукового кино и зарождением системы продюсеров, подобно существовавшей в Голливуде. Вскоре грянула война, а послевоенное кинопроизводство было уже насыщено документалистикой, посвященной сражениям на земле и на море. К середине столетия в стране насчитывалось шесть крупных кинокомпаний: «Сётику», «Тохо», «Дайэй», «Тоэй», «Никкацу» и «Синтохо». Также в это время начал творить свои картины всемирно известный Акира Куросава. Сформированные в культуре Японии в 20 веке черты кино – лаконизм, созерцательность, простота – продолжают жить в фильмах последних лет, таких как «Расёмон» (1950) и «Сны» (1990) Акиры Куросавы, «Фейерверк» (1997) и «Куклы» (2002) Такеши Китано, работах Кохэя Огури и Такаси Миикэ.

В 1950-х годах как отдельный жанр начала развиваться японская анимация, создатели которой обогатили культуру Японии в 20 веке феноменом аниме, получившим сумасшедшую популярность во всем мире. Некоторые доморощенные аниматоры создавали мультипликацию и в довоенное время, но в связи с увеличением необходимой технической базы для создания конкурентных мультфильмов одиночное производство стало невозможным и на арену вышли анимационные студии. Первой из них стала Toei Animation, положившая начало аниме в виде профессиональной многоэтапной деятельности. Их цветной полнометражный фильм «Хакудзяден» вышел в 1956 году, а в 1963 году Осаму Тэдзука начал выпускать сериал «Tetsuwan Atomu» (Astro Boy) по одноименной манге на научно-фантастическую тематику. Первые японские мультипликаторы подражали западным коллегам, в частности Диснею, что сделало глаза героев аниме такими неправдоподобно большими. С годами в аниме возрастало качество прорисовки картинки, появлялись новые студии и жанры. Мода на роботов породила жанр меха, а выход первого фильма «Звездные войны» увеличил популярность космических саг. В современном аниме активно используется компьютерная графика, нестандартные ходы и эротические сцены, героями становятся люди, роботы и животные, а также всевозможные сочетания разных существ. Акихабара, квартал в Токио, знаменитый магазинами с мангой, аниме, фигурками героев регулярно привлекает толпы отаку, пришедшие за фанатскими сокровищами.

Эта массовая популярность коснулась и внешнего вида молодых (и не очень) японцев. На тротуарах Акихабары, фестивалях аниме и просто на улицах городов процветает косплей – переодевание в любимого персонажа с копированием его поведения, жестов, высказываний. Косплей стал неотъемлемой частью японской уличной моды, которую во всех красках можно увидеть в еще одном токийском районе Харадзюку. Молодежь, которая собирается здесь причисляет себя к разным субкультурам, часто западного происхождения. Сторонники готического движения облачаются в черные платья, кожаные куртки и кружевные жабо, любители хип-хопа и р’н’б выкрашивают волосы в белый цвет и загорают в солярии до неестественного японской расе загорелого оттенка, а парни и девушки в стиле «фрутс» надевают несколько слоев одежды самых ярких цветов со множеством аксессуаров.

Не менее разнообразна и музыкальная составляющая культуры Японии в 20 веке. Классические инструменты вроде сямисэна и сякухати отошли на задний план, дав место электро-гитарам и синтезаторам. Японский рок (j-rock) и популярная музыка (j-pop) сначала покорили сердца японцев, а сейчас постепенно завоевывают мировое признание в Америке, странах Европы и СНГ.

Еще один вид искусства, которым пополнилась культура Японии в 20 веке, получивший известность за рубежом это литература. Самым известным японским писателем прошлого столетия является, пожалуй, Юкио Мисима. Его произведения совершили переворот в сознании читателей своей откровенностью и драматизмом, а печальное самоубийство в 1970 году до сих пор так и не имеет логического объяснения. Другой выдающийся автор романов и повестей Кэндзабуро Оэ – обладатель Нобелевской премии «за то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод». Значительное внимание широких масс населения в 1990-х годах привлек к себе японский автор Харуки Мураками. Его трилогия, включающая всемирно известную «Охоту на овец» отмечена литературными премиями, а рассказ «Тони Такия» положен в основу арт-хаусного фильма «Тони Такитани» (2004).

Традиционное трудолюбие японцев, их высокий эстетизм и склонность к эмпатии делают японскую культуру такой привлекательной для людей всех возрастов и национальностей. Одно из первых мест на мировой арене и благородное стремление к первенству побуждают Японию создавать все больше нового и прекрасного.



1




Сейчас читают про: