Политико-правовая мысль Древней индии

Периодизация политико-правовой мысли России.

Особенности – в отличии от стран Западной Европы, гос-во возникает только в 9 веке. Долгое время источником знаний являлись церкви. Церковное знание. Конец 17 – нач 18 веков – начало развития светского знания, связанное с именем Петра 1, его приемников. Начиная с этого времени центрами научного знания являются университеты. Вся научная элита группировалась в рамках этих университетов. В составе российских студентов не подавляющее число было дворян, так как они стремились стать офицерами. Расцвет отечественной политико-правовой мысли – кон 19 – нач 20 вв.

*Данные периодизации носит условный характер.

Тема

1) Общая характеристика политико-правоваых учений древнего мира

2) Политико-правовая мысль Древней индии

3) Политическая идеология Древнего Китая

Все полит-прав учения возникают после возникновения гос-в.

3 основных этапа становления любой полит теории: религ-мифолог, обобщение знаний имеющихся в обществе, научное знание.

Первые представления древних народов о справедливости – 1-2 тысячелетие до н.э.. в них во всех сущ представление о божественном происх гос-ва. В древнейшем священном гимне ариев говорится. Что мир упорядочен присутствием и усилием Богов, порядок рассматривается как часть мирового порядка. Единственным источником сущего являются Боги. Характерная особенность –многобожие. Знатоками мифов являются жрецы и они имеют привилегированное положение. Каждое го-во имело свои особенности, но данные характерные черты.

С 1 тысячелетия до н.э. начинается рационализация мифов, отход от религиозной интерпретации сущ-х порядков. Появляются крупные мировые идеологии: конфуцианство в др Китае, появление учения Заратустры в Персии.

Смысл и строение мира первоначально воспринималось целиком, юр аспект был выражен слабо. Проблемы полит жизни были частью восприятия древнего мира. Для Др. Индии характерно следование традициям. Преемственность цивилизаций существовала. Интервектность – человек сосредоточен на самом себе, характеризует все идеологии Др. Индии (самоисследование). Все древнейшие памятники, книги имеют одинаковый хар-тер: религиозное правосознание, гос-во и право – понятия не содержали рационального, практического определения, рассматривались в контексте развития об-ва. Рита – закон, единый для неба, земли. Ему подчинены все Боги и люди. Он влияет на нравственные поступки человека. Рита – это духовно-нравственная конституция человека.

Полит-прав идеология прошла период брахманизма (10-6 вв. до н.э.), буддизма, индуизма (11-12) – буддизм сохраняет небольшое значение.

Переход к индуизму – кшатрийский брахманизм.

Осн источники – веды (первая половина 2го тысячелетия до 6 в до н.э. – ведийский период). Веды – основной источник знаний по Древней Индии. Связан с установлением династии Мауриев. Веды считаются источниками юстиции. 4 осн сборников вед: ригведа (каждая веда обращена к Богам с просьбой), самоведа (содержит практические рекомендации, как прославлять Богов), яджурведа (веда молитв, магич формул), аркхарваведа (веда заклинаний).

Буддийская религия насчитывала 11 верховных богов, а всего – более 1000. Верховный – Брахма. Каждая веда имела свои заклинания – брахманы (брахманы – с одной стор – каста жрецов, с другой – люди, которые могли толковать веды, когда содержание вед стало неясным были созданы брахмады). Упанишады – «сидеть урок учителя» - тайное, сокровенное знание. Араньяки –«Лесные отшельники» - обучение обычно проходило вдали от людей в лесах.

Появляется первая идеология – брахманизма. Она приходит на смену многобожию. Означает веру в единого бога Брахму, который является некой мировой душой, безличным, он наделён божественной силой. С точки зрения брахманизма, страдания людей – иллюзорны, поскольку всё, кроме Брахмы – иллюзия. В это время появляется вера в переселение души после смерти – улучшение или ухудшение повторного рождения зависит от праведной жизни. Дхарма – «элемент, вещь, качество, закон». Жизнь человека зависит от волнения дхарм. Именно поток дхарм образует личность и от сочетания дхарм зависит будущее рождение человека. Наряду с понятием дхармы возникает понятие кармы, то есть, закона перерождения. Отход от дхармы зачастую означает рождение в теле животного, а праведная жизнь означает более привилегированное рождение. Дхарма – это конкретизация риты (космического закона).

Именно в эпоху брахманизма зарождаются первые касты. Существуют 4 основные касты: брахманы, кшатрии, ваишья, шудры. Первым 3м кастам доступны веды, шудры – самые бесправные. Существует органическая теория происх-я кастового строя, в соответствии с кот., из различных частей Курушу (первого человека) были сотворены 4 касты – Брахманы из уст и ушей, так как им принадлежит святость и истины, кшатрии – руки (сила и крепость), ваишья – из бёдер (выгода и богатство), шудры – из ступней (услужение и повиновение). Существуют привилегии для жителей различных каст (штраф за убийство брахмана в 16 раз выше, ем за убийство шудры) и для каждой касты существует своя карма. Гос управление могут осущ-ть только 2 высшие касты. Считается, что духовная (брахманы) и гос власть (кшатрии) сущ раздельно. Брахманов порой называют богами.

Теория возникновения гос-ва – гос сущ чтобы покончить с анархией в обществе. Большие рыбы пожирают малых рыб, гос-во создано чтобы покончить с таким бесправием, для соблюдения каждым человеком своей кармы. Гос-во возникает в результате договора, боги одобряют результат выбора людей, правитель отвечает за свои действия перед богами. В основе долга правителя лежит не договор, а дхарма правителя. Личность в гос-ве рассматривается как часть, полностью зависимая от гос-ва. Нравственными регуляторами поведения личности являются понятия дхармы и кармы. Будущее удачное рождение – награда за праведную жизнь. В это время возникают первые понятия, относимые к сфере гос управления - наука наказания – данда (кнут, посох, жезл, палка). Возникает представление, что необходимо применять для подчинения меры физ воздействия.

Идеология буддизма – общая с конфуцианством черта, что они обо возникают в период спада гос-ва. 16 великих гос-в распадается. Буддизм способствует объединению страны. Дхаммапада – основной источник буддизма (стезя добродетелей) – 6 век до н.э. основатель новой религии – Сидхартха Гаутала, он ввёл принцип царствующего дома. В 29 лет ступив за ворота своего дворца он увидел больного старика, похоронную процессию – это заставило его задуматься, что его мировоззрение слишком ограничено. Он оставил дом и до 36 лет он путешествовал, и результатом этого стала идеология буддизма. Учение Будды является логическим продолжением учения брахманизма. Общая идея – идея о ничтожности жизни, о том, что люди с момента рождения обречены на страдания. Буддизм сосредотачивается на этом.

4 основные истины: есть страдание, есть причина этого страдания, можно обрести свободу от этих страданий, есть путь, способный освободить от этих страданий («зачем гнаться за призрачным счастьем, зачем бить палкой по воде» перед смертью и богатые и бедные равны) смерть не освобождает от страданий, поскольку душа бессмертна. Закон сансары – колесо жизни. Чтобы остановить цепь перерождения – понятие нирваны (с санскрита – остывание), это – отрешение от жизни, погружение в состояние покоя, однако, как считал Гаутамо, чтобы достичь это состояние, необходимо внутреннее усилие. Он говорит о восьмеричном пути спасения: правильное видение, правильные мысль, речь, действия, образ жизни, усилие, понимание и сосредоточение. Для массы верующих, не готовых отречься ото всего есть понятие «»: избегать насилия (всё живое боится смерти, познать себя во всём живом – не убивай), не кради, не прелюбодействуй, не пей. Чтобы достичь нирваны нужно освободиться от 10 цепей, приковывающих его к существованию: вера в то, что я индивидуализм, сомнение в пути перерождения, от веры того, что обряды ведут к спасению, от чувственных страстей, от ненависти к близким, от веры в загробную жизнь, от любви к жизни и др. Однако, этого совершенства может достичь не каждый, но каждый будущую жизнь может ухудшить или улучшить. Всякое существование зависит от праведных и неправедных дел из прошлых жизней. «Много раз я рождался, будучи прикованным к колесу сансары». «Строгая постоянная справедливость царствует в мире повсюду. Каждое дело приносит свой плод и ничто не сможет спасти человека от последствий его поступков». Гаутамо придаёт большое значение воле человека: надо дорожить формой благородного человека, только в ней возможно перерождение. Вера в творческие усилия человека, в потенциал его души – творец собственной судьбы. Идея о спасении, вера в душу – единое у христианства и буддизма.

Для обычных людей – мягкий аскетизм: непричинение вреда, уважение чужой собственности, соблюдение целомудрия - для монахов (им так же воздерживаться от спиртного, добровольная бедность). Практически все мировые религии признают факт соц неравенства. Гаутама признавал кастовый строй общества, по его мнению, ситуацию не изменить, но он признавал религиозное равенство (служение Богу – возможно для всех, вне зависимости от соц принадлежности). Он призывает всех вести благочестивую жизнь и обещает спасение.

Существуют буддийские трактаты, имеющие юр аспекты: Полийский канон (книга генезиса, развития). В буддизме сущ рационалистическая картина возникновения гос-ва. Характерная особенность – десокрализация религиозного сознания. Сущ циклическое представление об историческом различии. Осн причина неравенства – неравномерное распределение богатства, имущественное расслоение. Говорится о 12 этапах развития общества и 12 этапов общественного регресса (12 этажей непрерывно ухудшающегося года, когда мир сворачивается и идёт к гибели, за ним мир разворачивается и завершается пришествие очередного Будды).

Из 12 выделяют 3 наиб значимых этапа: зарождение гос-ва (ф форме договор, когда правитель, избранный народом соглашается выполнять функции управления, а народ предоставляется право сбора налогов и некоторые другие права). В книге Генезиса в форме притчи объясняется, почему люди осознали необходимость создания гос-ва. Люди, сокрушаясь от 4 основных бед: кража, осуждение, ложь, насилие, решили передать власть одному человеку. Во-первых, гос-во было создано без вмешательства Бога, во-вторых гос-во возникает из-за конфликтов в частной собственности. На втором этапе развития гос-ва решается проблема взаимоотношений гос-ва и религии. Эти отношения посредством аллегории изображены в виде колесницы и возничего. Одно колесо – это дхарма правителя, в её основе лежит учение Будды. Второе колесо – это гос-во. Ось колесницы – это народ. Правитель, согласовывающий гос законы с дхармой, действует во имя народа и его гос-во будет процветать. Правитель – духовный наставник, религия – регулятор соц порядка. Фактически, если правитель управляет, нарушая дхарму, то он должен быть свергнут, поскольку это – регресс. Гос-во – колесница становится проводником дхармы на третьем этапе развития, перед ним должны склониться все другие народы и страны. Колесо вселенной вращающий – он получает титул повелителя вселенной или Чакролатина.

Будда указывает 7 условий процветания страны: люди должны чаще собираться для обсуждения полит вопросов в целях безопасности страны. Люди всех сословий должны встречаться для обсуждения общих проблем. Уважать обычаи, поддерживать правосудие, разграничение полов, соблюдать чистоту в семьях и общинах, верность учителям, старейшинам, почитать могилы предков и поддерживать общественную мораль. Всё адресовано индивиду с упором на моральные качества.

К 11-12 векам буддизм уходит с тер-рии Индии и уходит в другие страны.

Памятником раннего индуизма является Артхашастра (наука о достижении полезного или наука управления) Коутилья – автор. Первый светский полит трактат. Каутилья излагает своё видение идеального гос-ва. Цель гос-ва – это служение закону, пользе. Гос-во должно иметь 7 необходимых эл-ов: государь, министр, сельская местность, укреплённые города, казна, войско, союзники. Тогда будет общее благо, мир и труд. Большую роль он уделяет методам гос управления. Гос управление он уподобляет пользованию жезлом. Для успеха гос правления необходимо, чтобы жезл был приподнят. «Ибо жезл, употребляемый с истинным пониманием, приносит людям чувство законности, пользу и наслаждение. И это умение обеспечивает достижение целей, о которых говорилось ранее». Он подчёркивает необходимость применения наказания, поскольку это и составляет цель об-ва – благо народа. Под благом народа понимается сохранение установленного порядка, который достигается исполнением каждым человеком его дхармы. Но нет дхармы без данды, «данда и одна только данда защищает мир». Это способствовало установлению. Шпионажа, контроля за населением и всеми сферами его жизни. «Сильная карающая власть – это единственное, что обеспечивает нынешнее и будущее существование. При то, царь должен эту власть как к собственному сыну, так и к своему врагу, в соответствии с их поступками. Царство, свободное от бедствий и анархии живёт вечно на земле. Счастье царя – счастье подданных. Польза подданных – его польза. Большое внимание деятельности судей: в своей деятельности они должны руководствоваться правительственным указом, распоряжением. Хорошо составленный указ должен обладать: последовательным изложением фактов, умением выделить главный факт, логическая согласованность в изложении фактов, полнота изложения, красота стиля, благородство слога, ясность (только всем известные термины). Явный приоритет гос начала.

Направление смиритти – знание, которое передавалось устно, по памяти из поколения в поколение, его держателями были брахманы – наставления Манула Тхарме или законы Манул или Манусмиритти. Этот источник начал составляться во 2 веке до нашей эры. Законы Манул были действующим законом, определяли статус варн (каст, только каста – это не индийский термин). В законах Манул устанавливалось привилегированное положение высших каст, определялся род их занятий, устанавливались суровые наказания за оскорбления высших каст. «Аскетизм для брахмана – для сохранения священного знания …. Аскетизм шудры – услужение». Закон Манул определяет статус царя, подчёркивался особый статус кшатрия, из которых как раз и были цари. Фактически проводилась мысль о том, когда приоритет духовной и светской власти всегда оспаривался. Главное средство воздействия гос-ва на подданного – это наказания, «ведь только из страха наказания весь мир исполняет свойственное ему».

Синкретизм – нераздельность норм духов и юридических.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: