Политико-правовое учение Платона

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Развитие полит-прав мысли можно разделить на 3 осн этапа:

1. Зарождение представлений о гос-ве и праве, который соответствует зарождению гос-ва (8-6 век до н.э.) – 7 мудрецов. «Предпочитай старые законы, но свежую еду», «Соблюдай меру», «Ничего лишнего», «Обуздай гнев»

2. Расцвет и обобщение гос учений (5-4 в.в.) совпадает с периодом подъёма и одновременно с началом упадка рабовладельческой демократии. Софисты – Платон и Аристотель.

3. Кризис полит теории (4-2 в.в. до н.э.) – распад полит системы. Хотя полисная структура сохраняется, но кризис очевиден и полит строия и системы.

В полисе были свободные и рабы. Существовала демократическая (демос) и аристократическая части об-ва. И те и другие в коренных взглядах незыблемо признавали рабство. Рабы исключались из граждан гос-ва. 2я точка соприкосновения – незыблемое право частной соб-ти, раб – частная собственность господина. Все признавали общественное неравенство ито, что гос-во – это управление только свободными и для свободных (граждан).

Правосознание древней Греции сущ-ло в религ-мифолог форме. 1е тысячелетие до н.э. – рационализация мифов, Гомер подвергает религ мифы своеобразной интерпретации. Гомер изображает Зевса как заступника всеобщей справедливости. «Дикен» - справедливость в древней Греции. Данное понятие лежит в основе понятия «темис» - обычай. Это 2 первых юр термина древней Греции. Порядок в об-ве осуществляли 3 богини: Эвномия (благозаконие), Дике (справедливость), Ирена (мир) и нарушающий общественный порядок – богиня мести – Немизида (весы – равновесие, мечь – наказание, колесница запряжённая грифонами – быстрота и неотвратимость наказания). По Гесиоду, правление Зевса – начало справедливости и законности.

447 – 347 годы до н.э. – годы жизни Платона (настоящее имя – Аристокл). Сократ прозвал его Платоном (широкоплечий, большой). Большое влияние на его мировоззрение оказал учитель Сократ, который ничего не публиковал, но публично выступал и имел много учеников и последователей. Основной идеей Сократа было – познай себя. Сократ был противником демократии, он говорл, что демократия переродится в олигархию (что и произошло).

Смерть Сократа сильно повлияла на Платона и он отправился путешествовать. Во время путешествия Италии у Платона был конфликт с родственником местного тирана, в результате чего он был обращён в рабство. Тогда его друзья собрали 30 мин и выкупили его из плена. Деньги он по возвращении пытался вернуть, но их не взяли и тогда на них он купил рощу Академ, где 1000 лет существовала Платоновская академия.

До нас дошло 5 подлинных работ. «Государство», «Законы» - наиболее значимые для нас работы. Свои полит и философские взгляды он выражает в форме диалогов. Платон был объективным идеалистом – в основе развития лежит идея, которая составляет истинное бытие, особый мир, существующий отдельно от мира вещей. Истинное познание – познание мира идей, которое принадлежит лишь мудрецам и философам, толпе же не пристало быть философами. Правители должны быть философами и мудрецами. Культ правления мудрецов. Аристократии духа. Идеальное гос-во – это реализация идей в полисе. «Гос-во» впоследствии был назван первым коммунистическим трактатом – в ней он моделирует идеальное гос-во, за основу он берёт идею справедливости – справедливый человек и справедливое гос-во похожи между собой. Гос-во – это человек, но только большого размера. 3 начала человеческой души – разумное, яростное и вожделеющее схожи 3м началам в гос-ве – совещательное, защитное и деловое соответственно. Из этих 3х гос начал в гос-ве образуются 3 сословия: правители, воины, ремесленники. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела другого, то есть соответствующая иерархическая подчинённость этих начал во имя целого. Правители и воины управляют вожделеющим началом, по своей природе жаждущим богатства. Правильная организация сословий приводит к справедливости. Чтобы обосновать иерархию сословий придумывает миф, что, создавая людей, он каждому добавил золота, серебра, меди или железа. И лишь в случае, когда от золота родится серебро,а от серебра родится медное или железное начало, возможен переход одного сословия в другое. Гос-во погибнет, если его будет охранять железный или медный страж (если власть будет осуществлять вожделеющее начало). Жизнь стражей строится на началах солидарности, общности, солидарности и коллективизма. Исключается частная собственность, вводится общность жён и детей – общий отказ от всех этих благ ради служения гос-ву. Спаривание мужчин и женщин, цель чего – рождение нового человека- стража, сочетающего физические и умственные качества (сторонник евгеники – совершенному гос-ву нужен совершенный человек, физ здоровье от родителей, духовное воспитание – от гос-ва). Родители и дети не должны знать друг друга. Каждый младший должен почитать старшего как возможного отца. Духовному воспитанию должно уделяться особое внимание, оно должно быть идеологически правильным, возможно введение цензуры на лит-ру, «поэты могут распространять не знание, а мнение». Особенно опасны наиболее талантливые поэты, Гомер не нужен («воины похожи на собак – лают на чужих и ласкаются к своим» – это сравнение Гомера может быть вредно юношам). Жизнь этих стражей проходит в сеситиях –общинах сотрапезников, в которых они получают всё необходимое от гос-ва – нет частнособственнических интересов, стражи занимаются только охраной гос-ва. Быт ремесленников Платона не очень волнует, он оставляет его на распоряжение гос-ва. Эта работа была названа первым коммунистическим трактатом.

Идеальное гос-во – правление мудрых, благородных. Данный тип гос устройства может быть двояко организован – монархия (правит один) и аристократия (правят много). Этому типу противопоставляет 4 формы правления, располагая их в порядке прогрессирующей порчи государственности. Одна из причин деформации правления мудрецов –частная собственность: обращение свободных в рабов, вместо разумного начала в гос-ве утверждается яростный дух (тимократия – критско-спартанское гос устройство). Тимократия основана на власти честолюбцев «там побоятся ставить мудрых людей на гос должности, потому что там уже нет простосердечных и прямых людей, есть люди смешанного типа, они будут склоняться в сторону тех, кто яростен духом, ведь это гос-во будет вечно воевать». Постоянные войны – типичная черта данной фп. В период войны происходит скопление большого богатства у частных лиц и устанавливается олигархия. Это строй основанный на гос цензе, у власти – богатые «если кормчих на кораблях назначать согласно имущественному цензу, а бедняка, будь он более способным, к управлению не допускать, то какое же это будет кораблевождение». «Дорвавшиеся до власти олигархи не являются правителями, они – растратчики готового, олигарх – человек стяжающий». Именно при олигархической фп у бедных зреет ненависть против богаты, поэтому олигархия – очень благоприятная почва для установления демократия. Демократия расценивается как «строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления, ибо равенство при демократии уравнивает равных и неравных».

Демократия объявляется свободой в неразбавленном виде из неё вырастает её противоположность – тирания. Тиран добивается власти как ставленник народа. Чтобы встретиться с Дионисием старшим Платон прибыл в Сиракуда, чтобы убедить первого смягчить режим правления «Задача правителя – сделать из подданных хороших людей». «Ничего не стоит справедливый суд, ибо справедливые судьи в тираническом гос-ве подобны портным, дело которых чинить порванное платье» (чинить огрехи тиранического правления). «Тиран –это самый боязливый на свете человек, потому что он должен трепетать даже перед бритвой цирюльника, боясь быть зарезанным». Характеристики тирании: беззаконие, уничтожение выдающихся людей, постоянное инспирирование нужды в предводителе на фоне постоянный войн, подозрение в вольных мыслях, очищение гос-ва от тех, кто мужественен, великодушен, разумен или богат. Это господство наихудшего, окружённого толпой негодяя.

Смена форм правления происходит по критерию изменения человеческой натуры. Последующая эволюция полит взглядов Платона происходит в работе «Законы»: действие происходит на острове Крит. Произведение в форме диалога 3 мудрецов об идеальном гос-ве. Платон сразу же оговаривает условия для создания идеального гос-ва: гос-во должно быть удалено от моря, так как там развита торговля, ведущая к богатству и развращающая нравы. В итоге эти люди не хотят трудиться. Лучше, чтобы гос-во было в гористой местности и люди должны трудиться. Число граждан должно быть строго определено: 5040. Число граждан должно быть строго ограничено, дети сверх нормы отдаются либо в бездетные семьи, либо излишек населения должен отправляться на новые острова. В гос-ве т.о., строгий контроль рождения. Граждане гос-ва должны хорошо знать друг друга. Эти 5040 жителей по жребию получают земельный участок и дом на праве владения, передаваемый по наследству одному из детей. По величине имущества люди делятся на 4 класса (контроль гос-ва за доходами граждан). Предусматривается закон о пределах бедности и богатства. В число 5040 не входят рабы и иностранцы. «Граждане будут снабжены достаточным кол-вом рабов». Принцип равенства – потребительское равенство. Система органов власти и управлдения: представительная демократия и непосредственная демократия. Во главе гос-ва стоит 37 правителей, избираемых путём многоступенчатых выборов. Избираются граждане, которые носят оружие или воевали. Срок пребывания во власти – не более 20 лет. Возраст – от 50 до 70 лет. Основная функция правителей – охрана закона. 360 членов – выборный совет (по 90 от каждого класса). Народное собрание – как орган непосредственной демократии, обязателен для 1 и 2 классов, для 3,4 – не обязательно. Институт докимасии- своеобразная проверка правомерности претендента на выборную должность. Кроме гос органов, упоминается о ночном собрании, состоящем из 10 мудрых правителей (экс-стражей), решающих судьбу гос-ва. «я вижу близкую гибель того гос-ва, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью, там же, где закон – владыка над правителями, а они –его рабы, я усматриваю спасение гос-ва и все те блага, которые могут даровать людям Боги». «истинные и справедливые законы – это определение разума. Законы устанавливаются ради общего блага всего гос-ва, а не какой-либо группы, захватившей власть. Если же речь идёт об интересах нескольких человек, то речь идёт не о гос устройстве, а только о внутренних распрях». Основная ставка – на суровые, детальные законы, регламентирующие публичную, частную жизнь, определяют распорядок дня и ночи. Большое внимание – идеологической обработке населения. Внушается идея о незыблемости установленных законов и порядках, о суровых загробных карах. Цель – внушение единомыслия граждан. Полицейское гос-во, где господствует полиция нравственности. Чувства единства и коллективизма на основе подчинения законов. Наказание – не только за совершённое преступление, но и за инакомыслие. Предлагается очищение гос-ва от неугодных, инакомыслящих. Идеал общего блага. Общего интереса как основа полит объединения.

Основные идеи: Мысль о частной собственности как о причине соц конфликтов. Чёткое представление форм правления и постоянный круговорот. Признание законности как важного атрибута гос-ва. Идеализация кастовости, аристократического правления. Регламентация всех сторон жизни общества.

Учеником Платона был Аристотель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: