Теория легизма

ТЕОРИЯ ДАОСИЗМА.

Основатель – Лао Дзы, современник Конфуция (6 век до нашей эры), Лао Дзы был необщительным, замкнутым, не стремился к публичной известности. Если Конфуций считал, что цель гос-ва – это общее благо, то он считал, что гос-ва служит наживе. Он работал хранителем архива в царстве Чжоу. Разочаровавшись в гос порядках он решил покинуть царство.

Книга о пути и славе – основной источник даосизма. Основная идея произведения – понятие Дао, понятие пути достойного, великого. То есть, правильного жизненного пути индивида, дао – источник всего существующего. В соответствии с принципом дао происходят все изменения в мире и человеку лишь нужно подчиняться ему. «Человек – часть природы и если он подчинён её, он счастлив». Всё придуманное людьми ведёт к несчастью, отделяет их от дао, цивилизация ведёт человека к гибели. «Гос-во должно быть маленьким, население малочисленным и если есть орудия труда, ими не следует даже пользоваться, люди не должны уходить до смерти из родных мест». Призыв к гармонии с природой. Ранняя анархистская теория: гос-во – это искусственная структура, как и богатство и знатность. Народ голодает от того, что власти берут слишком много налогов. Гос-ва ведут войны, так же противоречащие естественной природе человека. Полное уничтожение гос-ва приведёт к хаосу, поэтому гос-во нужно ограничить рамками общины. По поводу полит доблести государя и правителя: правитель должен как можно меньше вмешиваться в естественный ход жизни. Главный принцип мудрого правления – это недеяние. Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и уважать, ещё хуже те правители, которых народ боится и хуже те правители, которых народ презирает. Поэтому тот кто не заслуживает доверия пользуется доверием и народа, кто вдумчив в словах, тот успешно совершает дела и народ говорит, что он следует естественности». Данный принцип он распространяет на народ так же. Следует полностью довериться космическому закону Дао. Признание искусственного хар-ра гос-ва, насильственной природы гос-ва, полная аполитичность, децентрализация управления – основные черты анархизма.

Термин «легио» - закон. Теория законности.

Основатель – Шан Ян. Автор многих знаменитых реформ в Китае. По его предложению было узаконено право частной собственности на землю. Составленные им проекты и указы вошли в книгу правителя области Шан. «Слабый народ – сильное гос-во» - усиление гос-ва за счёт ослабления народа. 400 – 338 год до нашей эры – годы жизни. Гос-во – это гигантская всеохватывающая машина принуждения. Гос-во – высший смысл деятельности людей. Гос-во возникало поэтапно. В начале люди любили своих и ненавидели чужих, затем мудрые ввели различия между мужчинами и женщинами, знатными и простолюдинами, создали имена и ранги чиновников. В наши дни народ распустился, ищет выгоду, это ведёт к упадку гос-ва. Чтобы укрепить гос-во, нужно добиться единообразия в мыслях, поступках людей, закрыть все боковые пути наживы и тем самым ликвидировать распущенность. В противном случае – гос-во погибнет. Выход из кризиса – решительное усиление централизованной администрации, введение жёстких соц регламентов. За исполнением этого должны следовать суровые законы (поэтому теория и называется теорией легизма). Закон должен быть универсальным, жёстким и обязательным для всех. Поэтому Шан Ян критикует Конфуция за его моральные нормы, он – сторонник закона ФА. Из 2х возможных ценностей управляемых – добродетельность и порочность, он выбирает порочность, поскольку если управлять людьми как порочными, то всегда утвердится порядок и страна достигнет могущества. Наказания должны быть суровыми, ранги знатности – только почётными, награды – незначительными, а наказания должны вселять трепет. То есть, умелое сочетание кнута и пряника с приоритетом к кнуту.

Шан Яну удалось заинтересовать Сяо Гуна – правителя, ему была предоставлена высокая должность. Шан Ян издаёт указ в первые же дни, чтобы показать, что законы действуют и работают: кто перенесёт бревно от северных ворот столицы к южным – получит вознаграждение. Но никто не откликнулся на это. Назавтра награду увеличили и тогда нашёлся такой человек и он получил свою награду, чем показал,что законы действуют. Основная идея закона – введение жёсткого социального стандарта. Гос идеология исходила из того, что все второстепенные занятие, позволяющие извлечь частную выгоду, должны быть пресечены. 6 паразитов, ведущих к ослаблению страны: стремление беспечно жить на склоне лет, бездумная трата зерна, пристрастие к красивой одежде и еде, любовь к роскоши, пренебрежение своими обязанностями, стяжание. Шан Ян говорил об обязательном стремлении избегать этих пороков. Преследуя основную цель создания единомыслия – материальное стимулирование с точным расчётом (объявлены престижные занятия – земледелие как выгодное в материальном смысле и престижное – за земледельческий труд введены титулы и награды).

«Ибо наказания внушают страх и рождают силу. Где людей сурово карают за мелкие проступки, мелкие проступки исчезают, а тяжким преступлениям просто неоткуда взяться». Цель такого наказания – уважение к закону. Уважалось доносительство, донос избавлял от наказания за проступок, о котором он по долгу службы должен был знать.

После краха легистов на рубеже 2 века до н.э. устанавливается культ Конфуция.

Теория легизма имела продолжение в 20м веке – Мао Цзе Дун – административно-командный легизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: