Периодизация ИППУ

Сравнительно-исторический подход.

Позволяет провести синхронный анализ гос-правовых явлений, теорий, конкретизировать знания, выделить общие и особенные черты. Выявление критериев классификации той или иной теории, дача оценки содержанию.

Диахронный анализ – сравнение в рамках одного и того же региона во времени, прослеживание развития одной и той же теории. Плодотворно в рамках запад-Россия-восток (и другие их комбинации).

Метод моно методологии – господство одного научного подхода. Малопродуктивный.

Среди необразованной массы можно распускать любые идеи.

Страноведческий метод – изучает ППУ в различных странах в картине общих мировых цивилизационных процессов.

Периодизация – это основа для структурного построения курса.

Периодизация строится на определённых критериях. Существуют цивилизационный и формационный подходы к периодизации.

Социокультурных подход – социальное мышление, духовный мир, ценностно-смысловая сфера общества (какие ценности духовные, нравственные существовали).

Первый период – сословно-кастовый строй 15-16 вв.

Второй период – переход к гражданскому обществу 16-17 вв.

Третий период – идеология гражданского общества 19-20 вв.

От образования гос-в 5 в. До н.э. до 5 века нашей эры – мифологический тип правосознания.

Средневековый период – господство теологического и религиозного правосознания 5-17 вв.

17-20 вв. – буржуазная юриспруденция.

1 этап – период древнего мира. Время зарождения первых гос-в, возникают первые полит идеи, выраженные в форме религ мифов, выражены первые суждения о мировом порядке. Присутствует идея о необходимости соблюдения форм гос жизни. Мир делится на древний Восток (Индия, Китай) и Древняя Греция и Рим. Много сходных черт, но есть и особенности. Для Китая – больше национализм, для Индии – религиозно-мифологические представления более типичны. Др. Индия и Китай – страны, основанные на азиатском типе производства. Присущи: верховная собственность на землю у гос-ва, существует высокая степень эксплуатации свободных крестьян-общинников, взимаются высокие налоги, распространены общественные работы. Типичная форма гос-ва – восточная деспотия. Правитель – это отец. Цель гос-ва – э то всеобщее благо, которое как правило определяется государем. Правитель ответственен не столько перед людьми, сколько перед Богом, идеализация старых обычаев, вера в их совершенство.

В Др. Греции не было централизованного гос-ва. Были полисы – античный способ производства. Широко развито рабовладение. Раб – частная собственность господина. ФГУ – полис, город-гос-во. ФП – рабовладельческая демократия, аристократия. Частая, постоянная смена власти. Постоянные гос перевороты. Для всех древнегреческих произведений присущи поиски совершенной, идеальной формы правления. Политико-правовые учения отличались большей рационалистичностью.

Общие черты между востоком и Древней Грецией – личность полностью подчинена гос-ву, она существует для и ради него. Отдельно не рассматривается. Детальная регламентация всех сторон жизни человека.

Рубежом является появление христианства в 1 в н.э. В 5 в. оно становится официальной религией Рима, с этого времени все теории становятся окрашенными в христианские тона.

Последствия христианизации: возвращены принципы человеколюбия. Душа человека принадлежит Богу, она свободна, а тело –гос-ву (раньше ему принадлежала и душа). Уважение к физическому труду. Утвердились схоластика, теология – признание божественной природы гос-ва. Возникла основная полит идея – соотношение духовной и светской власти в гос-ве (папы и короля, церкви и гос-ва).

В 7 в. Н.э. – появление ислама (мусульманства). Мусульманство появляется в момент появления единого гос-ва арабов – Арабского халифата. В отличии от христианства, ислам исходит от единства властей

Эпоха возрождения (14-16 в.в.) – время развития буржуазных отношений. Возрождение – возрождение античной цивилизации, то есть, тех идей античности, в которых признавалась самодостаточность личности. Основное мировоззрение – мировоззрение гуманизма, интерес к личности. Зарождается идея индивидуализма личности. Вера в собственные силы. Человек – активный субъект гос-ва. На первое место выходят интересы личности, а гос-во – это средство достижения её целей. Появляются теории о том, что не только Бог участвовал в создании гос-ва, но и человек.

Реформация – течение, появляющееся в 16 в. Начинается с римской католической церкви, в противовес основному её догмату о спасающей роли церкви, выдвигается догмат, что человек спасается личной верой в Христа. Человек сам может молиться, читать Библию, трактовать её и т.д. появление протестантизма (термин значит – публично доказывающий): лютеранство, англиканство (глава церкви – король) и гальванизм. Появление протестантизма совпадает с развитием капитализма в странах Зап. Европы. Богоизбранность человека определяется по проф успехам и его труду (религиозный догмат почти совпал с идеологией капитализма).

Эпоха буржуазных революций 16-17 вв. – в этот период важную роль и большое влияние на Европу оказала английская революция. 1789 г. – французская революция. В этот период времени формируется идеология просвещения. Она формируется на идеях эпохи возрождения – сам человек играет важную роль в политике, вера в переустройство всей системы отношений, резкая критика абсолютизма. «Мнение (общественное) правит миром». Признание, что управление гос-вом должны осуществлять выбранные из народа – ограничение монархии. Появляется идеология просвещённого абсолютизма – попытка примирить абсолютизм с произошедшими в гос-ве изменениями, суть – монарх, пусть он будет абсолютным, но он должен быть просвещённым, то есть править на основе закона, с уважением прав и свобод личности. Теория общественного договора (гос-во – это совместный продукт деятельности народа и монарха, граждане отчуждают в его пользу часть своих прав, которые он должен защищать), теория разделения властей (как противоядие против узурпации власти).

19 век – когда шло бурное развитие капиталистических отношений в Западной Европе. Полит система должна была быть приведена в соответствие с реальностью. Идеология либерализма (либертэ– свобода). В начале это – требование полит свобод личности, уважение прав человека, выборность и сменяемость власти, расширение избирательных прав, введение всеобщего избирательного права. Существовало понятие экономического либерализма – то есть, невмешательство гос-ва в сферу экономики, полная свобода предпринимательства. Эта идея была доведена до абсурда и означала «не мешай делать, пусть всё идёт своим чередом», приведя к печальным последствиям, доведя народ до обнищания.

Появляется теория?????? принцип: в природе выживает сильнейший, так и в реальной жизни. Но, к середине 19 века недовольство народа приняло крайние формы и тогда получает развитие политический либерализм (требование прав и свобод личности).

В середине 19 века возникают полит течения, объединённые единой идеей уважения прав и свобод личности. Наряду с этими качественными общественными изменениями, изменяется и право, появляется позитивизм, отрицающий идеологический и просветительский подход, основан на принципе, что нужно изучать существующие отношения, а не вымышленные. Огюст Конт «изучай сущее, а не должное». Возникает социологический и юридический позитивизм. Общее в этих направлениях – это ориентация на реальность (Конт, Спенсер). Право – часть науки об обществе. Сторонники юр позитивизма говорили, что право и гос-во – это особые институты. Право признаётся исключительно созданное гос-вом. Поэтому, основным предметом юриспруденции является позитивное право. Все другие стороны общественной жизни должны изучаться другими науками. Право сводится к закону. Фактически, задача юриспруденции сводится к догматическому толкованию права. С развитием капитализма происходит девальвация новых идей (равенство, братство, свобода), мало совместимых с идеологией экономического либерализма.

Теория анархизма и марксизма основаны на идее свободы личности.

Анархия – безвластие (40е гг. 19 века). Отрицание гос-ва, как врага свободы личности. Считается, что это ненужный механизм (тигр, насыщающийся кровью народа, гос-во вырастает из худших черт патриархальной семьи). Максимальная децентрализация гос-ва, замена его федерацией, абсолютизация свободы личности, отрицание поли борьбы. Теория анархизма – одна из первых тотальных критик гос-ва. С другой стороны, полный тупик этой теории. С современной точки зрения – это становление федерации, уважение свобод личности.

Теория марксизма – основной враг личности – государство. Идеальная форма организации гос власти – республика советов (Ленин). О свободе личности говорится в контексте осуществления общей, коллективной власти.

Политический либерализм – был так же неоднороден. Джон Стюарт??? – один из основоположников. Идеи – свобода личности, но путь к этой свободе не через революцию, а через расширение демократических прав и свобод. Участие народа в управлении гос-вом.

Эпоха монополистического капитала, социалистических революций и кризиса реального социализма – конец 19 в. Характерные черты – расширение демократических свобод, несколько ограничена идея неприкосновенности частной собственности, обновляются правовые идеи, право перестаёт ассоциироваться только с гос-вом, расширяется понятие источников права.

Курс на мировую социалистическую революцию – итог формирования мирового интернационала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: