Контрреформация.
Жан Кальвин и его учение.
Крестьянская война в Германии.
Вскоре и лагере Реформации произошел раскол. Идеологом народной реформации стал священник Томас Мюнцер. Он был сторонником Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные полтин.
Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Германия не должна быть княжеской и дворянской, а дворянские замки и монастыри нужно уничтожить. Врагами являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Не должно быть различий между богатыми и бедными, частной собственности.
Центром Реформации а ада также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет и тем более не может ее изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является доказательством его богоизбранности. Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Кальвинизм предполагал целеустремленность и действенность. Кальвин призывал к бережливости и скромности в быту.
Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей — старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов). В кальвинистской церкви не было возведенных в сан священников. Пасторов избирали из числа наиболее грамотных прихожан.
Чтобы начать движение против Реформации, католической церкви необходимо было провести свои реформы, что и произошло с 40-х гг. XVI в. После этого она развернула наступление против Реформации. Эта политика стала называться контрреформацией. Она ярко отразилась в деятельности ордена иауитов.
Основателем ордена иезуитов («Общества Иисуса») был испанский дворянин Игнатий Лопала. Члены ордена жили в миру. Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспитание молодежи в духе католицизма, проникновение во все сферы общества с целью подчинения их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы».
Одновременно папство укрепляло богословские факультеты Университетов и церковные шкоды. В Риме было создано главное Учреждение по борьбе с ересями — инквизиционный трибунал. Составили также специальный «индекс запрещенных книг», которые подлежали уничтожению, а их авторы — наказанию.
В XVI в. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В Германии ряд правителей государственных образований их условно называют княжествами) перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило их независимость от императора.
Императоры из династии Габсбургов, опираясь на католические княжества, начали борьбу с протестантами. Долгая война закончилась поражением императора Карла V, который в 1556 г.
отрекся от престола.
Еще в 1555 г. был заключен Аугсбургскаи религиозный мир, который установил полную независимость князей в религиозных вопросах и утвердил их право определять религию своих подданных. Императорская власть еще более ослабла. Во второй половине XVI в. Европа разделились на католические и протестантские государства. Протестантскими были в основном северные страны — Англия. Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия.
Саксония и др.).
Во Франции но второй половине XVI в. также шли жестокие религиозные воины между католиками и кальвинистами (гугенотами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассального 07 французского короля государства на юге страны) Антуан Бурбон (а с 1562 г. его сын Генрих) и адмирал Гаспар де Колчньи. Вождями католиков были герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти. Поэтому гугенотами были многие знатные люди. Напротив, буржуазия чаше придерживалась католичества.