Термидорианский переворот.
Из 24 человек.
Королеву.
Провозглашение республики.
20 августа 1792 г. собрался Национальный конвент. Он впервые избирался на основе всеобщего голосования, в котором участвовали только мужчины. 21 сентября Конвент провозгласил республику. Перед этим по Франции прокатилась волна расправ над подозреваемыми в сочувствии старому режиму.
К весне 1793 г. вновь стал вопрос о земле. В некоторых районах начался самовольный захват земель крестьянами. Конвент специальным декретом разрешил продажу земель эмигрантов и королевских земель мелкими участками.
В Конвенте и вне его также решался вопрос о наказании Людовика XVI. Мнения по этому вопросу резко разделились: большинство жирондистов были против казни короля, но якобинцы (сторонники радикальных мер, объединявшиеся в рамках Якобинского клуба) и часть жирондистов стояли за казнь. 21 января 1793 г. Людовик XVI был казнен. В октябре того же года казнили
Якобинская диктатура.
В труднейшее для страны время и июне 1793 г. к власти пришли якобинцы. Был принят декрет, окончательно возвращавший крестьянам все общинные земли, и указ об уничтожении всех феодальных повинностей и поборов.
За две недели якобинцы утвердили новую Конституцию, в основе которой были принципы свободы, равенства и народного суверенитета. Высшая законодательная власть принадлежала Законодательному собранию, избираемому сроком на 1 год. Высшую исполнительную власть осуществлял Исполнительный совет
Приход к власти Наполеона Бонапарта, 9 термидора по революционному календарю (27 июля 1794 г.) произошел перепорот. Робеспьер и его сподвижники были арестованы и казнены. Начал действовать очищенный от якобинцев Конвент. В нем преобладали промышленники, финансисты и но владельцы земли, разбогатевшие в результате революции.
Максимум цен на продукты упразднили. Жесткие меры были приняты против недовольной бедноты.
Термидорианский Конвент принял в 1795 г. новую Конституцию. Конституция 1795 г. ликвидировала всеобщее избирательное право. Вместо Конвента были выбраны Совет старейшин и Совет пятисот. Им принадлежала законодательная власть. Законодатели выбирали Директорию, наделенную исполнительной властью.
С 1797 г. война в защиту Французской республики превращается в войну за завоевание чужих территорий. Здесь больше всего отличился генерал Наполеон Бонапарт. Он завоевал Италию и разгромил Австрию. Однако главным врагом Франции была Англия. Стремясь подорвать ее колониальное могущество. Директория послала экспедицию в Индию, поставив во главе все того же Наполеона Бонапарта. Бонапарт захватил Египет и новел свои войска в Сирию. Сирийский поход закончился для французов неудачно. В тот же период войска противников Франции очистили от
французов Италию.
9 ноября!799 г. (18 брюмера) Бонапарт совершил военный переворот и захватил власть. Он стал первым консулом. События 18 брюмера считаются концом Великой французской революции.
С конца XVI по середину XVIII в. в искусстве господство вал стиль барокко. Слово «барокко» означает «странный, причудливый». Стиль «'барокко» был связан с дворянско-церковной архитектурой, отличавшейся особой пышностью. Для архитектуры барокко характерны богатая отделка, нарядные интерьеры, украшенные скульптурой. Классицизм является одним из основных течений в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII—начала XIX в. Общей чертой классицизма является обращение к античности и как идеальному образцу. Классицизм утверждал представление об идеально устроенном государстве, которому подчинены интересы сословий и отдельных личностей. Это определило основную тему искусства классицизма — конфликт личного чувства и гражданского долга.
Романтизм — идейное и художественное направление, возник-• шее в европейских странах на рубеже XVIII и XIX вв. Для романтизма характерно неприятие действительности, критика капиталистических порядков. Наряду с осуждением существующею образа жизни романтики искали новые идеалы, которые приобретав характер утопии. Этот стиль провозглашал также возвышение искусства над жизнью. Одним из этапов в развитии литературы XVIII в. явился сенти-Л,епта.и1зм. Сентиментализм резко выступал против классицизма, противопоставляя ему поэзию чувства и природы, изображение внутренних переживаний человека.