Идеология Просвещения

Развитие науки.

Композиторы.

Художники.

Писатели.

Английский писатель-сатирик Джонатан Свифт был автором многих сатир, в которых выступал как вдохновитель освободительной борьбы ирландского народа. В своем крупнейшем произведении «Путешествия Гулливера» он пол видом страны лилипутов изобразил Англию, показал произвол и алчность богачей. Писатель осуждал социальную несправедливость, ужасы колонизации и кровопролитных войн, феодальные пережитки, однако не разделял и надежды на прогресс.

Английский писатель и политический деятель Даниель Дефо прославился как автор романа «Робинзон Крузо» о человеке, жившем на необитаемом острове и благодаря трудолюбию и находчивости сумевшем нормально существовать вдали от общества.

Известным живописцем и графиком был француз Антуан Ватто. Он писал реалистичные жанровые картины, сцены военного быта, полные изящества и тонкой наблюдательности, «галантные сцены» с кавалерами и дамами. Его картины наполнены проникновенным лиризмом.

Художественный язык работ испанца Франсиско Хосе де Гойя

Достигает исключительной остроты и выразительности. Гойя горячо откликался на все жизненные события — нашествие Наполеона, революции в Испании.

Гуманистическое и народное искусство Иоганна Мбастьяна Баха обобщило достижения европейской музыкальной культуры. Бах писал сюиты для оркестра и сонаты для флейты, Он значительно обогатил каждый из этих жанров.

Людвиг вам Бетховен был известен не только как композитор.

но и как блестящий пианист. Вершиной его творчества является

Девятая симфония.

В музыке великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта отразились передовые идеи немецкого Просвещения, Моцарт обобщил художественный опыт различных национальных

школ и традиций.

Основы свободной от влияния церкви науки заложили такие ученые XV —XVII вв., как Фрэнсис Бэкон, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Реиэ Декарт

и другие.

Наука активно развивалась с начала XVII в. К XIX в. сложилась целостная научная картина мира. Формировалось мнение о человеке как господине в природе, С начала XVIII в. техника стала фактором, определяющим могущество государства. Наука на данном этапе все больше становилась производительной силой

общества.

Развитие науки привело к созданию первых научных сообществ нового типа. К. их числу, например, относится Лондонское королевское общество, созданное в 1662 г., и Французская королевская академия наук, созданная в 1666 г. Эти сообщества существуют и

поныне.

Просвещение — это идейное движение, направленное против феодализма и выступавшее за торжество разума, просвещения, науки.

Наибольшего развития просветительская мысль достигла во Франции.

Выдающий французский писатель Франсуа Мари Аруэ, писавший под псевдонимом Вольтер, являлся одним из крупнейших деятелей эпохи Просвещения. В 1733 г. он опубликовал «Философские письма», где обличал феодальные порядки, религиозную нетерпимость. Вольтер выступал против сословного неравенства, но считал необходимым наличие социального неравенства, утверждал идею <-просвете иной монархии». Ирония Вольтера обличала церковь, суеверие, деспотизм, прочие источники зла в жизни общества.

Одной из важных проблем в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескье является учение о происхождении и развитии государства. Монтескье не верил в божественное происхождение государства и считал, что возвышение Бога оправдывает деспотизм. Ученый выступал против теорий, сравнивающих власть государя с властью отца. Он считал, что государственная власть существует для народа и соответствует его характеру. Монтескье доказывал, что народ имеет право выбирать своих руководителей и контролировать их.

Важнейшим условием существования справедливого государства Монтескье считал разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Известный просветитель Жан Жак Руссо считал, что движущей силой цивилизации является эгоизм. Он подробно рассмотрел вопрос о появлении неравенства. Первую ступень неравенства, по его мнению, обусловило появление частной собственности на землю. Неравенство усугубилось с возникновением государства — «заговора богатых». Наряду с имущественным неравенством образовалось политическое неравенство. Руссо был сторонником народного суверенитета, считал, что государственный закон является выражением общей воли народа. Идеалом для ученого была небольшая республика, где граждане могут сами принимать законы. Он мечтал превратить Европу в сообщество маленьких республик, установить такой общественный строй, где не было бы ни богатых, ни нищих, но частная собственность будет сохранена. Ученый признавал право народа на восстание.


18. Страны Востока в 16-18 вв.: Османская империя, Китай. Колониальная экспансия европейцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: