double arrow

Италия после второй мировой войны


Особенности политического и социально-экономического развития первой республики. Переход ко 2-й республике. На референдуме о форме правления - за республику или монархию (2 июня 1946) - около 55% высказалось за ликвидацию монархии. 22 декабря 1947 была принята конституция Итальянской республики, в разработке которой активно участвовали левые партии. В 1948 Италия приняла помощь США по так называемому плану Маршалла, в 1949 вступила в НАТО. В Италии были размещены военные базы НАТО и США. В 1948 И. достигла довоенного уровня в промышленном производстве, а в 1950 - и в сельском хозяйстве. Ведущие итальянские монополии ("ФИАТ", "Фальк" и др.), используя средства, полученные по плану Маршалла, полностью обновили оборудование; В 1951 Италия подписала договор о Европейском объединении угля и стали, а в 1957 о Европейском экономическом сообществе ("Общий рынок").

Новые промышленные центры возникали на юге Италии, в Сицилии, К концу 60-х гг. по запасу золота и валюты Италия вышла на пятое место в западном мире. Иностранные капиталы вкладывались преимущественно в машиностроение, химическую и нефтеперерабатывающую отрасли.. Размер государственных инвестиций в земельную реформу за 12 лет составил 638 млрд. лир, полимерная промышленность, объем производства которой за эти годы увеличился в 6 раз. На втором месте по темпам развития находилось точное машиностроение, здесь ведущее место занимала фирма "Оливетти", затем - добыча и переработка нефти и газа и автомобильная промышленность. 80 % автомобильного производства приходилось на фирму "Фиат".

В экспорте стали преобладать готовые изделия (автомобили, суда, металлорежущие станки, полимеры, сельскохозяйственные машины, обувь, текстиль, бытовая техника), а также продукты сельского хозяйства, как оливковое масло, рис, вино, фрукты. В импорте большой удельный вес занимало сырье - нефть, железная руда и продукты животноводства - мясо, молочные продукты. К характерным чертам послевоенного экономического развития Италии следует отнести сочетание большого государственного сектора и множества мелких и средних предприятий к началу 70-х гг. государству в Италии принадлежали 95 % производства чугуна, 60 % стали и проката, 80 % судостроения, 40 % моторостроения, почти 97 % в добыче нефти и газа, 65 % морского пассажирского флота, вся электроэнергетика, радио, телефонная сеть и почти вся авиакомпания. Разрыв в уровнях развития Юга и Севера не только сохранился, но даже углубился, так как северные города развивались куда более быстрыми темпами. Политическая жизнь Италии в 50-60-х гг. продолжала оставаться достаточно напряженной. Среди выдвинутых после войны на политическую авансцену различных партий продолжали явно преобладать два главных антагониста - ХДП и ИКП. 50-х годов был осуществлен ряд социальных реформ, в том числе пенсионная, были снижены налоги, продолжены аграрные преобразования. 70-е гг. были, в известной степени, переломными в послевоенной Италии и в области социально-экономического и политического развития страны. Закончился период "экономического чуда" Повышение цен на сырую нефть в начале 70-х гг. больно ударило по итальянской экономике, которая на 80 % зависит от внешних источников энергии. 70-е гг. в Италии "свинцовым десятилетием": с 1969 по 1980 гг. В Италии возникло множество подпольных и полулегальных "боевых групп" ("Молодая Италия", "Новая Европа", "Национальный авангард" и др.), наиболее опасными стали так называемые "Красные бригады". Италия, начиная с 1983 г., пережила несколько лет экономического подъема. В стране к началу 90-х гг. сложились 3 вида экономической модели:

1. Северо-западная Италия (Милан, Турин, Генуя), где производятся автомобили, компьютеры, авиационная техника, химические продукты. Это регион крупных промышленных предприятий.

2. Северо-восток и центр (Тоскана, Флоренция, Венеция, Эмилио-Романья). Здесь господствовали узкоспециальные фирмы, производящие керамику, одежду, обувь, трикотаж.

3. Южная Италия, где преобладает аграрный сектор. Особенностью социально-экономической структуры.

Италии в 80-е гг. продолжало оставаться сочетание громадного государственного сектора с мелким и средним предпринимательством. Если в конце 70-х гг. ее государственный долг составлял 40% ВВП, то в начале 90-х он достиг 108 %. Осенью 1992 г. Италия подписала Маастрихтский договор о создании Европейского экономического и валютного союза, хотя условия в нем были очень жесткие: дефицит государственного бюджета - не более 3 % ВВП, государственный долг - не более 60% ВВП, годовая инфляция - не выше 1,5 %. В первой половине 90-х гг. они сводились прежде всего к проведению политики жесткой экономии: существенное сокращение расходов на социальные нужды, усиление налогового пресса и ужесточение мер по сбору налогов, свертывание государственных программ по медицинскому обслуживанию и пенсионному обеспечению.

Полной или частичной приватизации подверглось более 30 крупнейших предприятий госсектора - Парламентские выборы 1992 г., в сущности, были последними выборами Первой республики, а выборы 1994 г. отразили совершенно новый расклад сил. На политическую авансцену вышли такие организации, которые раньше были не слишком заметны или же вообще не существовали: ИСД - Национальный альянс, Лига Севера (ЛС) и образованная буквально накануне выборов известным телемагнатом и предпринимателем Берлускони новая партия "Вперед, Италия!". 1991-1993 переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной; операция «Чистые руки» и кризис традиционных правительственных партий. Резкое усиление коррупции во всех звеньях власти привело к изменению избирательной системы. 4 августа 1993 был одобрен новый закон о парламентских выборах. 1994 год и победа на парламентских выборах блока правых партий («Вперёд Италия», Лига Севера и Национальный Альянс) 1996 год и победа на выборах левоцентристской коалиции «Олива» 1996-2001 год левоцентристы у власти (правительства Р. Проди, М. Д. Алемы, Дж. Амато).

В период с 17 мая 2006 года и 21 февраля 2007 Романо Проди занимал пост премьер-министра Италии после победы узкой его L'Unione коалиции над Каса делле Либерта во главе с Сильвио Берлускони в в апреле 2006 года итальянским выборов. После правительственного кризиса, Проди подал в отставку 21 февраля 2007 года. Три дня спустя он попросил президента Италии, Джорджо Наполитано, чтобы остаться на посту премьер-министра, и он согласился сделать это. 28 февраля 2007 года Проди едва выжил сенате вотума недоверия. [11] Позже, 24 января 2008 года Проди II Кабинета прошел новый кризис, потому что министр юстиции, Клементе Mastella, отказался от поддержки кабинета. Следовательно Проди Кабинета потерял доверие и президентом Джорджо Наполитано называемых новых всеобщих выборов. Выборы на фоне две новые партии, Демократической партии (основана в октябре 2007 года Союз демократов левого и демократии является свобода-Daisy ) во главе с Вальтером Вельтрони, и Народ свободы " (Федерация Forza Italia, Национальный Альянс и другие стороны) во главе с Сильвио Берлускони. Демократическая партия в союзе с Италией значений, в то время как Народ свободы "заключил союз с Lega Nord и Движения за автономию. Коалиция во главе с Берлускони победил на выборах и лидер правоцентристской создан Берлускони IV кабинета.

Испания


Сейчас читают про: