double arrow

Аккад. Позднешумерский период. Ассирия


Аккад (XXIV-XXII вв. до Р.Х.): скульптура.

Позднешумерский период (2200-1997 гг. до Р.Х.): типология зиккурата (зиккурат в Уре).

Ассирия (XIII-VII вв. до Р.Х.): примеры дворцовой архитектуры (дворец Саргона II), рельефы дворцов (Кальху, дворец в Ниневии).

Периодизация:

Аккад – 2400 – 2200 гг. до н. э.

Позднешумерский – 2200 – 1997 гг. до н.э.

Ассирия, 900 - 700 гг. до н.э.

Кальху (совр. Нимруд), дворец Ашшурнасирапала II, 9 в.

Дур-Шаррукен, дворец Саргона II, 8 в.

Ниневия (совр. Куюнджик), дворец Ашшурбанипала (668-626), 8-7 вв.

Использованная литература:

1. Всеобщая история искусств том первый. Искусство Древнего мира под общей редакцией А.Д.Чегодаева, Москва 1956.

АККАД. СКУЛЬПТУРА, РЕЛЬЕФ

Завоевание Шумера предками семитских племен – представителями культуры Аккада (первое регулярное войско, новый вид вооружения – лучники). Стела Нарамсина из Суз, прославляющая победу над лулубеями – жителями города Загроса, несмотря на ярусную композицию, характеризуется отсутствием геометризма, свойственного шумерскому рельефу, большей реалистичностью образов. Меняется канон изображения фигуры: пропорции делаются более стройными, моделировка более выпуклой, больше округлых форм.

Стела Нарамсина, период Аккад, 2300 г. до н.э.

АРХИТЕКТУРА И РЕЛЬЕФ

ПОЗДНЕШУМЕРСКИЙ ПЕРИОД 2200-1997 гг. до н. э.

Гегемония шумеров в Месопотамии была восстановлена. В эпоху III династии Ура при царе Ур-Намму был сооружен грандиозный «зиккурат» (храмовая ступенчатая башня) в Уре. Он имел три этажа. Основание 56х52, высота – 21 м. Ориентирован по сторонам света. Стены платформ слегка наклонены. На вершине располагался храм бога луны Сину, облицованный синим глазурованным кирпичом. Единая лестница связывала две террасы, на которых был разбит сад. Ступени зиккурата были окрашены в разные цвета: нижняя – битум, средняя – обожженный розовато-желтый кирпич, верхняя – побеленная стена.

Типология зиккурата:

1. Ступенчатая башня как самостоятельная постройка храмового комплекса формируется в III- II тыс. до н.э.;

2. Прямоугольное основание здания, лестницы (характерно для южных областей);

3. Квадратное основание, пандусы (характерно для северных областей);

4. Совмещенный тип (лестницы внизу, пандусы наверху).

Эволюция зиккурата

До IV тыс. рядом с храмом возводилась многоэтажная башня.

С конца IV тыс. сами храмы строятся на террасе и присоединяются к башне.

С III тыс. зиккурат – важная часть храма: располагается в том же обнесенном стенами пространстве.

В кон. III – II тыс. зиккурат отделяется от храма и возводится в изолированном месте, обнесенном стеной.

С точки зрения функции зиккурат является местом хранения подношений и домом обитания божества - алтарь под открытым небом.

Зиккурат в Уре, 2113 г. до н.э.

АССИРИЯ 9 - 7 вв. до н.э.

АРХИТЕКТУРА И РЕЛЬЕФ

Ассирийские завоевания расширили границы страны от Западной Азии (Иран) до Египта (Фивы).

Типология ассирийского рельефа.

Дворцы украшались монументальными рельефами – ортостатами, сплошной полосой, покрывавшими нижнюю часть стен. Основные темы: сцены войны и охоты; образы лучников и колесничников; сцены жертвоприношения. Образы крылатых гениев с головой сокола у древа жизни связаны с майскими торжествами плодородия. В руках гениев – серебряные корзиночки с цветками финиковой пальмы: обряд опыления пальмы как символ обновления связан с влиянием хетто-хуритской культуры. Изображение фигур с ногами, развернутыми в профиль, и плечами, представленными в фас, может быть связано с египетским влиянием.

Основные стилистические группы рельефов:

1. 9 в. – условность преувеличенной мускулатуры, «протокольность» в изображении побед, угловатость (дворец в Кальху);

2. 8 в. – округлость, портретность, детальность (дворец в Дур-Шаррукин);

3. кон. 8 – нач. 7 вв. – деление рельефа на несколько ярусов, перегруженность деталями (лучшие образцы – дворец в Ниневии).

КАЛЬХУ (совр. Нимруд), дворец Ашшурнасирапала II, IX в.

Крылатый гений у древа жизни. Кальху (первая стилистическая группа). Шеду Кальху, дворец Ашшурнасирапала II, IX в.

В изображении шеду соединяются приемы круглой скульптуры и рельефа: одновременная передача динамики и статики за счет изображения пяти ног – сбоку фигура воспринимается идущей, спереди – стоящей.

ДУР-ШАРРУКИН

Пример дворцовой архитектуры Ассирии – дворец Саргона II (712-705 гг. до н. э.). Он лежал на уровне городской стены, так как был возведен на искусственной насыпи. Структура планировки: обособленные дворы-ячейки, окруженные постройками. Дворы перекрывались тканью. С дворцом соединялась храмовая часть с семиступенным зиккуратом. Состав и назначение помещений: сераль (10 дворов, более 60 помещений) – парадная часть с приемными комнатами; гарем – личное помещение царя и его семьи; хан – служебные помещения. Во дворец можно было въехать по пандусам на колесницах. При входе были установлены шесть скульптурных изваяний крылатых гениев с львиными лапами – шеду.

Дур-Шаррукин (современный Хорсабад) дворец Саргона II, 8 в. Сцена жертвоприношения (вторая стилистическая группа).

НИНЕВИЯ (совр. Куюнджик), дворец Ашшурбанипала (668-626), VIII-VII вв.

Сцена львиной охоты (третья стилистическая группа). Умирающая львица из Ниневии.

Битва на верблюдах. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Алебастр. Середина 7 в. до н. э.

Охота Ашшурбанипала. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии


Сейчас читают про: