double arrow

Культура архаической Греции


Культура архаической Греции. Греки упростили слоговое финикийские письмо и создали новый, более простой в употреблении алфавит.

Алфавитное письмо привело к демократизации образования; к VI в. до н. э. распространение грамотности среди свободных греков стало повсеместным. В VIII в. до н. э. были созданы и, возможно, впервые записаны эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» великого Гомера, положившие начало не только древнегреческой, но и всей европейской литературе. В 776 г. до н. э. впервые были проведены Олимпийские игры, воплотившие состязательные начала греческой культуры.
К концу архаической эпохи окрепло ощущение единства греческого мира. Это выразилось в трансформации греческого язычества, совершившего переход от местных культов к оформлению единого греческого пантеона. Мифология приобрела более стройный, систематизированный характер. Вместе с тем из-за полисной разобщенности и отсутствия в Греции самостоятельного жречества каждый полис связывал себя со своим божественным покровителем из числа богов-олимпийцев. Например, в Афинах особо почитали богиню мудрости Афину; в Олимпии — Зевса, царя богов; в Дельфах — бога покровителя муз Аполлона. В представлении греков боги не были всемогущими. Над миром богов и людей царила Ананке — судьба, рок, неизбежность, уйти от нее не мог никто. Духом Ананке были пронизаны греческие трагедии; в конце VI в. до н. э. в Греции получил распространение театр. На исходе архаической эпохи закладываются основы классической греческой архитектуры, развивается монументальное зодчество. В центре городов воздвигаются храмы богам-покровителям. Храм стал основным типом общественного здания.
В VI в. до н. э. древнегреческие архитекторы создали строго продуманную систему соотношений между несущими и несомыми частями сооружения, между колоннами и перекрытием, покоящимся на них. Эта система получила название «ордер». Первый греческий ордер возник в Спарте. Он назывался дорическим. Затем появился ионический ордер, распространившийся на малоазийском побережье. Самым поздним типом ордера был коринфский.
VII—VI вв. до н. э. — время появления монументальной скульптуры, в которой господствуют два типа изображений — обнаженная фигура юноши (курос) и задрапированная — девушки (кора).
В VI в. до н. э. в Древней Греции был осуществлен грандиозный интеллектуальный прорыв — произошло рождение философии. Само слово «философия» древнегреческое, оно означает «любовь к мудрости». Первые греческие философы сделали успешную попытку преодолеть религиозное сознание, одушевлявшее космос, отойти от преимущественно эмоционально-эстетического восприятия, связи с культовой практикой.
Появление философии было обусловлено целым рядом причин, среди которых важнейшими являются накопление позитивных знаний, сформировавшееся признание разума основой познания в отличие от чувственного восприятия, открытие логических методов поиска истины.
Возникновению философии способствовало и накопление социального опыта гражданина, порождавшего всеобщность сознания при понимании законов, возможность установления объективных причин и следствий. Это подтверждается и тем фактом, что философия возникла в наиболее развитых полисах Ионии. Философы из Милета стали основоположниками древнегреческой натурфилософии — умозрительного толкования мира, природы в их самой общей форме. Они искали ответ на вопрос, что является первоосновой всего существующего, из которой все рождается и в которую все возвращается.
Фалес полагал, что первоосновой является вода, Анаксимандр видел ее в беспредельной первоматерии (апейрон), а Анаксимен — в стихии воздуха. Анаксимандр открыл закон сохранения энергии. противостояло учение Пифагора, тоже выходца из Ионии. На юге Италии он основал замкнутое религиозно-философское братство. Пифагор создал мистическое ритуализированное учение, он говорил о родстве всех живых существ, о переселении душ, особое значение придавал числу как началу мира. Возникновение философии, развитие рационального мышления привело к зарождению начальных форм науки как особой сферы познания и человеческой деятельности, главной задачей которой является целенаправленное исследование природы, мира и человека, открытие закономерностей явлений, систематизация знаний о действительности, их теоретическое обобщение.






Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: