Франция. Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной

Готические своды

Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.

Предыстория его возникновения такова — сначала путем пересечения под прямым углом двух цилиндрических сводов возник крестовый. В нём, в отличие от цилиндрического, нагрузка уходит не на две боковые стены, а распределяется на угловые опоры. Вес подобных сводов, тем не менее, был очень велик. В поисках способа облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, которые образовывались на пересечениях крестовых сводов. Затем заполнение между ними становилось все тоньше и тоньше, пока свод не стал полностью каркасным.

Подобные каркасные арки получили название нервюр (фр.nervure — жилка, ребро, складка).

Нервюрные своды представляли собой квадратные в плане ячейки. Они связывали между собой опоры пролётов нефа. Со временем сложилась т. н. связанная система — на каждый квадрат широкого главного нефа приходилось по два меньших, боковых. Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма.

Каркас простейшего нервюрного свода состоит из 4 арок по периметру квадрата —щековых арок, и 2 диагонально пересекающихся — ожив. При полуциркульном профиле щековые арки оказываются ниже диагональных, что заставляло выкладывать заполнение между ними сложной формы. С введением стрельчатой арки согласовывать высоту стало очень легко — щековые арки стали делать стрельчатыми (будто сложенными в щелыге — хребте свода), а оживы сохранили полуциркульную форму. Распалубки опираются на нервюры, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах.

По мере развития стиля и технологии архитекторы стали вводить все больше дополнительных деталей. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок —лиерны. Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине —тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами. Таким образом, количество нервюр увеличивалось от шести арок до 10, 12 и т.д.

Рис.4 Варианты нервюрных сводов
В начальный период развития готической архитектуры пространство (квадрат или прямоугольник в плане), перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой (так же как и в романской архитектуре) самостоятельную пространственную единицу. Поздняя готика отказывается от трактовки пространства как составного и постепенно приходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путем усложнения крестового свода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на более мелкие части.

ГОТИКА В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА

Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Традиционно принято считать, что именно с этого здания начинается эпоха готики в Европе. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери.

Собо́р Пари́жской Богома́тери (Нотр-Дам-де-Пари; фр. Notre Dame de Paris) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м.

История сохранила имена нескольких зодчих, завершавших строительство храма. В 1257-1270 годах, здесь трудились Жан де Шель и Пьер де Монтрейль. В 1280-1330 годах строительством руководили Пьер де Шель и Жан Рави. Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовали король, епископы и простые граждане.
Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года, а в январе 1185 года прибывший в Париж патриарх Иерусалимский соврешил в соборе торжественную службу. К 1196 году храм был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Во второй четверти XIII века были возведены башни.

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия. Над центральным входом помещено изображение Страшного суда.На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.Двери украшены коваными рельефами.

Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре).

В центре её Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе).

Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя:

§ Angelique Françoise, весом 1765 кг (до-диез);

§ Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);

§ Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);

§ Denise David, весом 670 кг (фа-диез).

Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. Знаменитый западный фасад собора с его богатой скульптурной декорацией по праву считается лучшим произведением французской ранней готики. Если перестройки и достройки XIII—XIV вв. во многом смягчили пережитки романского стиля в нефах и в хоре, то на фасаде они выступают более отчетливо.

Контрфорсы остаются обнаженными, как и стена вокруг арок порталов. Фасад, в котором преобладают горизонтальные линии и плоскости, имеет два ясно выраженных яруса.

Первый из них завершается так называемой «королевской галереей» — арочным фризом, образующим ленту ниш, занятых 28 статуями, аллегорически изображающими родословную богоматери в образах «королей». Примененный впервые в Парижском соборе мотив «королевской галереи» имел исключительное значение в период борьбы за объединение Франции. Над вторым ярусом уже на последнем этапе строительства была поставлена высокая аркада на тонких колонках. Эта аркада, хотя она и резко меняет характер фасада, служит прекрасным переходом от тяжелых масс нижних ярусов к вертикали башен. Аркада несет на себе венчающим карниз, который одновременно служит и служебным обходом-галерейкой, с низкой балюстрадой и со знаменитыми фигурами химер по углам контрфорсов. Массивное тело башен, срезанное по углам и украшенное тонкими полуколоннами, арочными мотивами, вимпергами и крестоцветами. Этот прием, а также наличие декора и обильное применение краббов на ребрах облегчает тяжелую массу башен и делает ее, хотя и далеко не ажурной, как в поздней готике, но динамично выразительной, с ясным устремлением вверх.

Башни завершают общую композицию фасада, в котором ясно ощущается постепенный переход от горизонтальных объемов к вертикальным, от тяжелых масс к облегченным, что сильно отличает его от статичных романских фасадов.

В соборе Парижской богоматери нет и строгой симметричности, характерной для фасадов романских зданий. Фасад расчленен пилонами контрфорсов на три сектора, неодинаковых по ширине. Наиболее широкий из них — средний. Южный сектор (правый) уже северного (левого) примерно на 1,75 м. Различна и высота боковых порталов. Эта разница в высоте смягчается наличием простого фронтонного мотива над арками северного портала, выложенного из камней, выступающих ребром.

 
 
Рис.5 Конструкции собора Нотр-Дам де Пари


Скульптурные украшения — статуи (выполненные взамен утраченных по рисункам Виолле ле Дюка в XIX в.) и рельефные украшения ХIII—XIV вв. — не покрывают всей плоскости фасада, как это бывало в романских храмах Южной Франции, а группируются по тематическому плану в местах, где они приобретают тектонический смысл. Так, галерея королей своим спокойным и мощным ритмом как бы стягивает расчлененные контрфорсами массы фасада; статуи святых в порталах поставленные на высоком цоколе, служат одновременно переходом к архивольтам сокращающегося в глубь портала.

Рельефы занимают все поле тимпанов, покрывают архивольты, цоколь среднего портала, стык арок ниш «портала богоматери». По аналогичному принципу украшены и северный и южный порталы трансепта, с той только разницей, что декоративные элементы здесь богаче и легче. Скульптура Парижского собора, начиная от наиболее ранних, еще романских по характеру, рельефов портала св. Анны и кончая сильно динамичным по композиции тимпаном портала св. Стефана на южном фасаде трансепта, представляет творчество почти двух веков (около 1150—1350 гг.), отражающее нарастание реалистических тенденций в искусстве этого периода.

В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.
В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и своды храма. От этого сразу возникает ощущение мрачноватости, холодности.

Собор Парижской Богоматери в целом являет живую картину развития готического зодчества от его первых шагов до периода зрелости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: