Чехия
Италия
Испания
Арабы привнесли в искусство Испании развитую культуру орнамента и оставили ряд прекрасных памятников архитектуры, среди которых мечеть в Кордове (XVIII ст.) и дворец Альгамбра в Гранаде (XIII—XV ст.) — мавританский стиль. В XI—XII вв. на территории Испании развивается романский стиль в архитектуре, лучшая достопримечательность стиля — собор в городе Сантьяго-де-Компостела. В XIII — первой половине XV в. в Испании, как и во всей Западной Европе, формируется готический стиль.
Конец 12 — начале 13 в. в Испании, как и во всей Европе, были обозначены важными изменениями: усилилось могущество великих монархов, объединялись мелкие государства, монастыри теряли своё влияние, возникли городские общины с их самоуправлением. Все это способствовало пробуждению народного сознания всех сфер жизни общества и, прежде всего, искусства, архитектуры, выразившееся в готике. Испанская готика нередко заимствует мавританские черты (соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо).
Кафедральный собор в Толедо —один из крупнейших в Европе. Его заложили около 1227 года. Имеет пять нефов и напоминает французские модели. Толедо был центром католицизма в Испании, поэтому собор постоянно достраивали (зал капитула, ризница, реликварий, даже гардеробный зал.)
Вследствие этого он терял чистоту стиля готики, но обогащался чертами других стилей и насыщался образцами искусства (резьба кресел Алонсо Берругете-шедевры прикладного искусства Испании в хоре кафедрального собора). По плану должно было быть две башни на западном фасаде. Но построили только одну, и такую высокую, что она стала доминантой исторического центра Толедо.
Особое художественное явление в Испании имел так называемый стиль «мудехар» сформировавшийся слиянием в архитектуре элементов готики (а позже — Ренессанса) с мавританским наследием.
Искусство заняло особое место в сознании и деятельности небольших княжеств Италии. Не только сакральная архитектура, но и создание бронзовых монументов, общественно значимых светских сооружений, фресок, икон — стало предметами внимания как простого люда или купцов, так и правительственных чиновников или аристократии, что искала политической поддержки и популярности. Уже в 12-13 вв.
Византийская империя и арабские страны были значительно ограничены в использовании торговых путей Средиземноморья, которые взяли на себя города Италии. Итальянские города-государства Пиза, Генуя, Венеция чрезвычайно обогатились в посреднической торговле между странами Востока и слабой Византией и странами Европы. Расцвели ремесла в городах Милан, Сиена, Болонья, Флоренция.
Накопленные богатства и были направлены на создание новых величественных соборов, крепостей, замков, дворцов, правительственных сооружений. Черты своеобразия имела уже архитектура романской эпохи Италии и так называемый инкрустационный стиль. Последний возник в Италии благодаря наличию разноцветных залежей камня и мрамора и любви итальянцев к орнаменту.
Архитектура 12-13 вв. в Италии не отличалась стилевым единством. Уже первые готические сооружения (Сиенский собор, собор в Орвието), несмотря на внушительные размеры, не имеют мистического направления вверх, а уравновешены, удивляют сочетанием разноцветного камня с другими средствами декора — мозаиками, тесаными деталями, рельефами. Готические влияния имели место при создании трех известных достопримечательностей Флоренции готической эпохи — это Санта Мария Нуова, церковь Санта Кроче и Санта Репарата (позже переименована в Санта Мария дель Фьоре). Но сразу бросались в глаза разительные отличия. В церкви Санта Кроче (Святого Креста) архитекторы отказались от каменных сводов. Их заменили деревянными балками, что облегчило нагрузки крыши на опоры.
Столбы опор можно было сделать на большем расстоянии, а саму церковь — шире. Боковые нефы сочетались с центральным, что производило впечатление единого и спокойного интерьера без значительного рывка вверх, присущего соборам Франции и Британии. В конце 13 в. начато строительство главного собора Флоренции — Санта Репарата. Проект сооружения создал архитектор Арнольфо ди Камбио, причастный к проекту и строительству также церкви Санта Кроче.
Создание огромного (153 м длиной) собора имело целью уравнять флорентийский собор с готическими соборами других стран. Собор был запланирован настолько большим, что в реальности выстроили значительно короче в длину при сохранении проектной ширины в 40, 6 метра.
В эпоху готики (13-14 — частично 15 вв.) Чехия вошла в круг развитых и культурных стран Европы, что имела значительную самостоятельность несмотря на формальное подчинение Священной Римской империи германской нации. Здесь активно развивались торговля, ремесла, городская жизнь, архитектура.
Архитекторы быстро усваивают новые архитектурные идеи. Нестойкая деревянная архитектура заменяется каменной, что способствует её безопасности и сохранению на века. Образцы чешской готической архитектуры мало чем уступают образцам готической архитектуры других стран, а исключений только два — архитектура Франции и Италии. Готический собор становился доминирующим зданием городских площадей, объединив вокруг себя ратушу и дома жителей с готическими галереями первого этажа — характерный признак многих чешских городов эпохи готики и в дальнейшем. Готические соборы Чехии — часто зального типа, когда главный неф равен по высоте боковым нефам или мало их превышает. Трансепт развития не получил (поперечный неф, что придаёт плану форму креста), его почти не используют. Угловые стены толстые, мощные, лишены дополнительных опор, как у соборов Франции. А их высотный образ играл значительную роль пространственного ориентира. Узкие высокие окна украшены витражами. Трудоёмкая технология и войны тормозили работу, и большие соборы часто остались недостроенными, как это произошло с грандиозным собором св. Вита в Праге. Его достроили в формах, приближенных к средневековой манере Парлержа лишь в конце 19 и начале 20 вв. Но именно готические соборы Чехии стали крупнейшими церквями страны, среди них:
§ собор св. Вита, Прага
§ собор Успения Богоматери, Седлице, Кутна Гора
§ собор бенедиктинского монастыря, Кладрубы.
§ Шедевром поздней чешской готики считается собор св. Варвары (Кутна Гора).
Одним из самых необычных и таинственных готических религиозных сооружений в Чехии является Костехранилище в Седлеце. Это Кладбищенский костёл Всех Святых с костехранилищем —готическая часовня в Седлеце, предместье чешского города Кутна-Гора.
В 1278 году Генрих, аббат цистерцианского монастыря в Седлеце, пригороде Кутна-Горы, был послан чешским королём Отакаром II в Святую землю. Обратно он привёз немного земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу аббатства. Весть об этом распространилась, и кладбище стало популярным местом захоронения среди жителейЦентральной Европы. Многие тысячи людей желали быть похороненными на этом кладбище. Территория этого кладбища была значительно увеличена во время эпидемий чумы в XIV веке (около 30000 людей было похоронено здесь только в 1318 году), а также на протяжении первой четверти XV века из-за гуситских войн. После 1400 года в центре кладбища была воздвигнута готическая церковь Всех Святых. Ее сегодняшний вид - результат строительных изменений в стиле барокко, которые в начале XVIII века осуществил Й. Сантини.
.Согласно легенде, после 1511 года работу по извлечению скелетов из могил и складированию их в усыпальнице выполнял полуслепой монах цистерцианского ордена. В 1703—1710 гг. собор был перестроен: добавлен новый вход, чтобы поддерживать наклонившуюся наружу стену, и верхний ярус перестроен в стиле барокко. В 1784 году император распорядился закрыть монастырь. Часовню и монастырские земли купила семья Шварценбергов.
В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта (František Rint) для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Все кости перед использованием были продезинфецированы и отбелены хлорной известью. Из костей были сложены чаши, крест, дароносица и герб рода Шварценбергов. Особенно впечатляет ценральная люстра, в которой использованы все кости человеческого скелета. Результаты его труда говорят сами за себя. По четырём углам собора расположены огромные колоколообразные груды костей. С середины нефа свисает огромный костяной канделябр, содержащий по меньшей мере один экземпляр каждой из человеческих костей, и украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря, а также большой фамильный герб Шварценбергов и подпись мастера Ринта, также из костей. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов.
Это произведение было создано, чтобы напоминать о бренности человеческой жизни и неизбежности смерти.Кладбищенский костел всех святых с Костехранилищем - это, пожалуй, самое необычное и одновременно жуткое сооружение из всех, что можно увидеть в Европе.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ:
· Википедиа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%B2%D0%BE_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8
· https://smallbay.ru/architec042.html
· https://architecture-blog.info/goth/
· Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, Т 1, М, 1962
· Искусство Средних веков. Искусство готики - электронный альбом на CD электронное издательство «Директмедиа»
Готические шашк и - любопытный вариант ортогональной шашечной игры, приводит разработчик настольных игр Уэйн Шмиттерберг в своей книге «Новые правила классических игр». Игра ведётся на доске 8х8 с обычной шахматной раскраской. У каждого играющего по 16 шашек, расстановка – см. рисунок.
Простые шашки могут двигаться только по диагонали вперед, дамки тоже могут двигаться только по диагонали, однако ру-бить и те и другие могут и диагонально, и ортогонально (то есть, сочетание ортогональных и диагональных ходов и взятий полностью противоположно армянским шашкам). Простая шашка рубит вперёд или в сторону, дамка – на любое количество клеток по диагонали и ортогонали в любом направлении.
Захват НЕ обязателен. Из нескольких серий взятий игрок обязан выбрать вариант с наибольшим количеством срубленных шашек.
Самая необычная особенность готических шашек состоит в том, что каждая сторона имеет две непересекающихся группы шашек, будто на доске сражаются две армии из белопольных и чернопольных шахматных слонов. Поэтому, в отличие от всех прочих разновидностей ортогональных шашек, шахматная раскраска доски в готических шашках имеет значение: как бы шашка ни ходила и ни рубила, до тех пор, пока она не стала дамкой, она остаётся на поле своего цвета.
Сложно сказать, насколько стара эта игра, а также, разработал ее Шмиттерберг сам или у кого-то подсмотрел, и почему эти шашки автор называет «готическими», но игра в любом случае весьма и весьма любопытная.