Теория и практика развития художественного конструирования (дизайна) второй половины XIX - начала XX вв. в России
Наиболее сильной стороной российского дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XIX - XX веке. В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через творчество производственников и конструктивистов. Художники и теоретики этих направлений дали толчок к его возникновению. Идя по стопам Сезанна, кубистов, они осознали необходимость определения базовых составляющих произведения искусства, с помощью которых можно передать зрителю любую чувственную информацию. Они искали универсальные элементы художественной формы, протестуя против традиционного реалистического изображения объектов действительности. Таким образом, художники пришли к противопоставлению конструкции как воплощения истинной сущности предметов и композиции как привнесенной извне формы, искусственно надетой на уже существующее. Именно стремление сделать "конструктивную структуру" основой формообразования объединило в общем движении художников некогда различных направлений.
Иначе говоря на западе началось промышленное производство, а потом к нему подключился дизайн. А у нас искусство доросло до того, что стало производиться промышленно. Т.к. переход к промышленному производству в России был завершен, в основном, только в 80-е годы XIX в.
Так же в 1866 г. было открыто русское техническое общество оказавшее влияние на промышленное и культурное развитие государства. Общество открывало по всей стране политехнические музеи, выпускало журналы научно популярной тематики.
Некоей инженерной элитой были инженеры-мостовики по причине того значения, которое придавалось железнодорожному строительству. Крупное индустриальное производство складывалось в России в иной последовательности, чем в странах Западной Европы. У нас завершению машинного переворота предшествовали периоды крупного железнодорожного строительства (на Западе организация транспорта — завершение основного этапа индустриализации). Широ- кие реки диктовали необходимость возведения большого количества многопролетных металлических мостов. Решетчатые металлические конструкции типа ферм оказали сильное влияние на стилистику раннего конструктивизма.
Выдающимся инженером той эпохи был Шухов Владимир Григорьевич (1853-1939) под его руководством было построено 417 мостов с пролетами от 25 до 100 метров. Так же Шухов строил павильоны из ферм и сетчатых конструкций. Именно за применение сетчатых конструкций шуховский павильон удостоился Золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
В проектной деятельности В.Г. Шухова четко прослеживаются три критерия, близких дизайн-проектированию:
~ достижение максимальной экономии материала и, следовательно, снижение стоимости;
~ наименьшая трудоемкость при воплощении проекта, возможность использования труда менее квалифицированных работников;
~ быстрота монтажа или сооружения, сжатые сроки возведения, экономия времени.
Для формирования нового отношения к процессам формообразования пред- метно-пространственной среды в конце XIX—начале XX века принципиальное значение имела тенденция к сближению научно-технического и художественного творчества. В технических учебных заведениях, студентов учили специфическому рисунку с ориентацией на технику и архитектуру. Роль графической подготовки в те годы неуклонно возрастала, что благотворно сказывалось на формировании визуального опыта студентов, пробуждении способности мыслить с помощью графики. Закладывались основы эстетического отношения к инженерному проектированию.
Профессора и преподаватели Харьковского института самым серьезным образом относились к проблемам эстетичности технических объектов. Первый директор института Виктор Львович Кирпичев и профессор Яков Васильевич Столяров уделяли серьезное внимание вопросам красоты в технике. Еще Страхов и Энгельмейер (эти фамилии важны при упоминании о технической эстетике)
Графический начала XXв. дизайн формировался на стыке производства и агитационно-массового искусства. Основным объектом стало художественное оформление новых форм общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и устройство трибун, агитационных и театральных установок, киосков доказали обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов на художественно-конструкторские проблемы. Наиболее интенсивно развивается графический дизайн, что проявляется в принципиально новом подходе к созданию плаката, рекламы, книжной продукции.
Необходимо отметить немаловажную роль театра в становлении конструктивизма.
Всеволод Мейерхольд предоставил сцену для реализации данной концепции на практике.
Hа первый план выходит материальная сторона художественного творчества, которое трактуется как сознательная и целесообразная организация элементов произведения, как изобретательство. Конструктивизм переориентировал представителей беспредметного искусства на социальную целесообразность творчества
Прежде всего необходимо отметить деятельность первых "красных художников"(выпускников первых ГСХМ - Государственных свободных художественных мастерских), организовавших Общество молодых художников ков (Обмоху, 1919-1923). К. Йогансона, братьев Стенбергов и К. Медуницкого. Конструктивизм перерос производственное искусство, утвердив собственную эстетику и самостоятельные цели.
История культуры XX в. с самого начала была отмечена сложными социальными сдвигами.
Картина архитектуры государств достаточно объективно отражает политические реалии. Распространившаяся после первой мировой войны в Европе, а позднее по всему миру, тенденция к рационализму в архитектуре и функционализм, так называемое современное движение, противостояли друг другу. Тенденции к отрицанию эмоционально бедной функциональной архитектуры, поискам необычных, подчас забытых, шокирующих архитектурных форм в последние десятилетия получили воплощение в архитектуре постмодернизма.
Главные проблемы искусства XX в. лежат, безусловно, в социальной сфере. В результате общественного развития, роста материальных и духовных потребностей людей, обостренных большими разрушениями второй мировой войны, возник острый дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства. Следствием этого стало беспримерное по масштабам строительство. Стремление землевладельцев, заказчиков и строительной индустрии к получению сверхприбылей вступило в конфликт с проектами архитекторов. Технологии, разработанные для рационального массового производства строительных конструкций для жилых и промышленных зданий из унифицированных сборных элементов, предусматривают стандартизацию и типизацию и таят в себе опасность монотонной застройки окружающей среды.