double arrow

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ


Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари) стоит на месте первой христианской церкви Парижа, базилики Святого Этьена, которая была построена на месте галло-римского храма Юпитеру в западной части острова Сите. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился почти двести лет и многократно переделывался и капитально реставрировался.

Высота Нотр Дам де Пари – 35м., длина – 130м., ширина – 48 м., высота колоколен 69 м., а вес колокола Эммануэль, который находится в восточной башне, составляет 13 тонн. Мощный и величественный, в идеальной гармонии стиля и формы, фасад собора разделен по вертикали пилястрами на три части, а по горизонтали – галереями на три яруса, из которых нижний имеет три глубоких портала. Над ними идет аркада, называемая Галереей Королей, с двадцатью восьмью статуями, представляющими королей Израиля и Иудеи.

Скульптуры всех трех порталов являются одними из лучших произведений средневековья. Они объединены одним общим замыслом: изобразить историю христианства от грехопадения до Страшного суда. Значительная часть скульптур собора Парижской Богоматери, включая все двадцать восемь статуй галереи Королей, является копиями XIX века: оригиналы разбиты в годы французской революции.

В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и своды храма. От этого сразу возникает ощущение мрачности и холодности.

Верхняя часть Нотр Дам де Пари украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи). В Средние века химер на соборе не было. Поставить их придумал реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк, а выполнили работы пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора Парижской Богоматери, также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году, имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Скульптурное изображение Парижской Богоматери, которой посвящен собор, находится у правой колонны, отделяющей алтарную часть от обхода хора. Симметрично ей у левой колонны помещена статуя св. Дионисия. Справа за алтарем расположен вход в сокровищницу, где среди прочих реликвий хранятся Терновый венец Иисуса Христа и другие священные предметы. Слева за алтарем – макет недостроенного собора, раскрывающий приемы строительной техники Средних веков.

Как и в других готических храмах, в Нотр Дам де Пари нет настенной живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков. Эта игра света смягчает однотонность постройки и придает интерьеру собора феерическую роскошь и вместе с тем таинственность.

Изображения на витражах выполнены в соответствии со средневековыми канонами. На окнах хора изображены сцены из земной жизни Спасителя, на витражах боковых стен – фрагменты из житий святых. Витражи высоких окон центрального нефа изображают патриархов, библейских царей, апостолов. В окнах боковых капелл помещены сцены из земной жизни Девы Марии. А витражи огромного, диаметром 13 метров, окна-розы включают в себя около восьмидесяти сцен из Ветхого завета. К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза.

Нотр Дам де Пари с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон:

• 1304г. – Филипп Красивый благословил здесь свою армию;
• 1430г. – коронация английского короля Генриха IV;
• 1588г. – бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты Валуа;
• 1660г. – бракосочетание Людовика XIV и Марии-Терезы;
• 1804г. – коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины;
• 1944г. – торжественная месса в честь освобождения Парижа от фашисткой Германии;
• 1970г. – траурная месса в честь покойного президента Шарля де Голля.

Строительство собора было начато в 1163 году при епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III. Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовали король, епископы и простые граждане. Главный алтарь был освящен в мае 1182 года, а в январе 1185 года прибывший в Париж патриарх Иерусалимский совершил в Нотр Дам де Пари торжественную службу. К 1196 году храм был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Во второй четверти XIII века были возведены башни.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены. В результате французской Революции, в конце XVIII века, многие из сокровищ Нотр Дам де Пари были украдены, однако большие колокола избежали участи быть переплавленными, а сам собор использовался как продовольственный склад. В 1841-1864 годах была произведена капитальная реставрация, в эти же годы были сломаны постройки, примыкавшие к собору, а перед его фасадом образована существующая ныне площадь.

В 1998 году в Париже дебютировал французско-канадский мюзикл по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» о любви горбатого и кривого звонаря Квазимодо к прекрасной цыганке Эсмеральде. Мюзикл попал в Книгу Рекордов Гиннеса, как имевший самый успешный первый год работы.


Сейчас читают про: