Общее
Искусство западной Европы 9-16 вв.
Прежде чем говорить об искусстве, поговорим о сознании средневекового человека, потому что очень часто средневековье называют страшным, тёмным, ужасным. На самом деле дела обстояли немного не так, хотя средневековье было достаточно сложным и странным временем. З-Е мир начиная с 9 века – мир христианский. Здесь правит католическая церковь, ей подчинена вся общественная жизнь. Человек з-христианского мира – это человек, созданный оп образу и подобию Бога, и это очень важно для ср-векового человека. Как вы знаете, человек создан на 7й день творения, и он должен был стать господином земли, но случилось непредсказуемое, человек был изгнан из рая и фактически он становится не господином земли, а мучеником. Рожать женщина будет в муках, а мужчина зарабатывать хлеб в поте лица. Собственно, именно этому и подчинено абсолютно всё средневековье. Этот грех был как бы вместилищем двух противоположностей: с одной стороны добра, а с другой стороны – зла. Зло для человека это то, что он должен трудиться, а добро – это то, что человек всё-таки остаётся творением бога, и это очень важно. Труд – это отражение жизни человека на земле. Эти муки преследуют человека, начиная с 8-10 века. То есть это действительно становление иерархии церкви, и, как следствие, становление жизни человека в этой церковной иерархии. Где-то с конца 12го по 13й век образ человека становится более оптимистичным. Происходит некое переосмысление труда, и деятельность человека становится более созерцательной.
Конечно, труд – это основополагающий фактор, но, тем не менее, образ человека – это отражение образа божьего. И представление о труде уже становится не как о наказании, а труд становится элементом искупления, то есть если ты будешь трудиться усердно и хорошо, то возможно тебе это зачтётся. Но католическая церковь вывела такой догмат: в рай должен попасть один из тысячи, и то скорее всего святой. То есть возможность попадания в рай для простого смертного фактически сводилась к нулю. Но при этом человек должен трудиться. Он должен думать только о душе и конечно же он совсем не должен думать о теле, потому что тело – бренное, и оно умрёт. Соответственно в той же этике рыцарства абсолютно отсутствует понимание чистоплотности тела (фактически – они просто не мылись). И вот они такие грязные, патлатые, волосатые – совершенно жуткие создания, которые затем пойдут в крестовые походы и будут охранять свои христианские земли от мусульман.
Помимо тех, кто трудится, есть люди, которые ведут праздный образ жизни – например артисты (не в таком понимании, как сейчас; это либо поэт, либо трубадур). Вроде как они чем-то занимаются, но на самом деле вроде как они ничего не делают. И вот к ним с средневековье тоже складывается очень странное отношение, как к неким бездельникам. Ну не нравятся они простому люду!
Продолжает формироваться образ человека, в церковной рати появляются два Адама. Один – человек, который раздавлен трудом, второй – Адам-созидатель.
Начиная с 13 века наконец-то появляется человек, который отображён в портрете, и в котором появляются некоторые реалистические черты. Простой смертный ни в коем случае не мог быть нарисован, обычно это властители мира и люди, которые находятся ближе к богу (римские папы), и с 13 века появляется воплощение Христа в иконографии.
Средневековье так же говорит о том, что человек – путник. Отсюда появляется образ путника-монаха, путника-пилигрима (путешествует в святую землю), и рыцаря (этика рыцарства складывается именно в средневековье).
Человеческая сущность находится только в покаянии грехов. Жизнь человека в ср.в. была разделена на 6 периодов:
- младенчество
- детство
- отрочество
- юность
- зрелость
- старость
Все эти 6 периодов были связаны с библией: от сотворения мира до потопа, от потопа до Адама, от Адама до Давида, т.е. проходя по всем ступеням ветхого завета.
Верования и страхи средневекового человека
В первую очередь это сознание своей греховности. Это самый страшный страх перед миром. При этом в 12веке церковью вырабатывается понимание 7ми смертных грехов, чем ещё больше загоняет человека в рамки церковной иерархии.
Второе – это страх смерти и суда.
Третье – церковью в 12 веке разрабатывается система: ад, чистилище и рай.
Четвёртое – пожалуй самый большой бич ср.в-человека – это тотальная неграмотность. Фактически ср-в-вье держалось только на неграмотных: единственная книга, к-рую можно читать это библия, а библию могут читать только священники, соотв-нно и толковать её может тоже только священник (а толковать её можно как душе угодно, как им удобно). Ко всему прочему весь культ справлялся на латинском языке, а выучить латинский – практически невозможно. Библия впервые была переведена на нем. язык только в 16 веке Мартином Лютером.
Иерархия населения средних веков
- молящиеся и духовенство. Единственная соц. категория во главе с папой римским. Соотв., иерархия церкви была такова: епископы, священники, дьяконы, различные клирики, и монахи. Им была отведена роль фактических судей, они были организаторами всей общественной жизни (крестили, перечищали, давали советы, сжигали на костре).
В случае, если что-то в обыденной жизни людей шло не так (дождь вовремя не пошёл например) – искали виновного человека (ведьма, ведьмак), вызывали священника, и давали этому человеку три дня (в течении которых на него наговаривают все кому не лень) - и в итоге его сжигают, а после этого устраивается очень большой праздник (наконец-то они избавились от белой вороны! Ведь в ср-в-вье нельзя ничем отличаться от остальных). Ну соответственно за всем этим делом так же следила церковь.
С 9 века появляется монашество. Первые монахи появляются в аббатстве Клюни во Франции. Это люди, которые уходят от мирской жизни, строго себя блюдут, поддерживают целибат (обет безбрачия) и иногда занимаются самобичеванием. Опять же таки аббатство (или монастырь) это такая очень строгая иерархич. система, где каждый занимается исключительно своим делом.
- рыцарство. Где-то с 12 века в Европе складывается монополия господствующего класса на военное дело. Крестьянское ополчение в этот момент уже «сходит со сцены» и армия становится фактически регулярной. Туда набираются профессиональные рыцари, обычно тяжело вооружены и сражаются верхом. Доспехи устрашающие и неподъёмные: кольчуга, латы, забрало. Немного раньше появляются турниры – основное времяпрепровождение для рыцаря. Церковь всё это осуждала, считая турниры развлечением. Ну и конечно же церкви нужно было направить всю эту военную мощь в какое-то мирное русло – и она решает отправить их защищать святую землю, гроб господний. Война – это профессия рыцаря., но при этом это ещё и развлечение (например, раскладывали убитых людей в обнимку с мёртвыми ишаками) и источник доходов. Презрение к чужой жизни и к своей смерти считалось для рыцаря основополагающим.
После 1000го года война становится нормальным состоянием, церковь вырабатывает стратегию (идеологию) войны - естественно под эгидой Бога (в угоду Богу, бороться за гроб Господний. Так же преследовалась цель расширить территории и насадить там христианскую веру.
- трудящиеся (крестьяне). Делились на три подвида: интеллектуалы, артисты и непосредственно сами крестьяне, которые трудились на земле. В средние века формируется понимание города. Город – это особый тип з-е культуры, с ним связано фактически всё з-е искусство, потому что горожане отличались бОльшей свободы, город вырабатывал свои принципы существования, туда хотели попасть все крестьяне (от феодалов. Если они попадали в город, то их нельзя было оттуда забрать. Город - вольница). Горожанин – вольник, свободный человек. Город – хаос, там жили все слои населения. Интеллектуалы (доктор, магистр, мастер), которые работали в основном словом. Передавали они свою учёность. Знали латынь. Тех, кто не знал латынь, называли идиотами. В Париже очень часто читали лекции прямо на улице (просвещали). Артисты (художники). К сожалению имена артистов не дошли до наших дней, т.к. артисты (по ср. с интеллектуалами) имели очень низкую общественную оценку. На живопись смотрели как на замену чтения для неграмотных. Соответственно те, кто читал, писал, умел хорошо говорить – были наделены более высоким статусом, чем те, кто умел рисовать. При этом во многих средневековых текстах средневековый артист выступает как простой ремесленник. Но при этом статус архитектора был выше, чем статус простого художника. Ещё большим статусом обладали ювелиры и мастера витражей (витражи для церквей, соотв. – они как бы работали на Бога и => облад. более выс. статусом). До 14 века всех художников называли просто мастерами. Только в Италии в 13 веке художники тайком начинают подписывать свои работы.
- женщины. В 11-12 веке брачный возраст был 12-14 лет. В 9 веке отношение к браку изменяется и церковь решает, что брак н есть место первородного греха, если женщина состоит в браке, значит она может родить потомство, и при этом она может родить святого. Ценность брака становится священной. В браке может находиться праведник (это очень хорошо, для церкви). В 12 веке брак становится таинством, и с этого же времени престиж к женщинам начинает расти (она начинает больше рожать), при Карле1 (9в) меняется отношение к детям (раньше ребёнка можно спокойно «заспать» - фактически удушить) – они становятся желанными, в 11 веке появляются детские кроватки.
У каждой школы вырабатывается свой отличительный стиль, который выражен в: объёме, плоскости, пространстве, цвете, линии. Стиль – единство образной системы, включает все выразительные средства и характеризует эпоху. Это сложившаяся система правил определённого творческого метода и художественных форм (свойственных определённой исторической эпохе).
Романский стиль (950-1250гг)
Романский – потому что французские археологи 19го века углядели в храмовых постройках средневековой Европы (10-12 вв) своды и арки римского типа. Арка повлекла за собой значительные изменения в конструкции перекрытий и других элементов. Соответственно Рим по-итальянски звучит как «рома» - т.е. назвали так только потому, что архитектура подражала римской.
Создатели романского стиля желали воплотить только одно: красота в храме. Августин Блаженный говорил, что «форма всякой красоты – это единство», и вот под этим единством нужно было воплотить христианскую идею всей любви к человечеству. К сожалению в искусстве 10го века эта идея воплощалась с трудом: Рим разграблен, библиотеки сожжены/разграблены, утеряны архитектурные схемы перекрытий и пр.
Перед этой новой культурой стояла одна задача, все теоретики сходились в одном: что если умрёт дух, то должна умереть и истина. Соответственно дух надо было сохранить (начав строить новый храм/церковь). Дух необходимо любить больше, чем тело, а он может воплотиться только в храме. В это время формируется новое понимание духовной красоты, которая должна позволить познать человеку Бога.
Этот стиль одновременно возникает в нескольких частях Европы. К этому времени складываются народности (французская, итальянская на юге, немецкая на востоке), но при этом единство романского стиля сохраняется во всей Европе. Хранителями и создателями романского стиля выступают монастыри (затем после них замки, и потом – города), потому что с монастырём связано всё искусство того времени.
Монастырь
устойчивый архитектурный комплекс, расположенный в сельской местности. Центром монастыря служил дворик с фонтаном или крестом (латинским). Этот дворик с четырёх сторон был окружён галереями с колоннадой, и назывался кулуатром.
Обычно к нему примыкало какое-либо церковное здание. Обычно это были: трапезная (рефекторий), спальня (дормиторий) на 2м этаже, зал заседаний монастырской администрации, хранилище для книг (скрипторий).
За пределами монастыря обычно находился монастырский двор (м.д.), обнесённый стеной, и размещались там хозяйственные постройки.
Сам по себе храм находился неподалёку J, там же находилось место для раздачи милостыни и больница.
Храм
В плане представляет собой латинский крест, образованный пересечением нефов (продольных помещений), который было 3-5 шт, и поперечным нефом (трансептом). Обычно центральный неф (находится в апсиде) немного больше, чем боковые.
При всём этом храм должен быть целостным и единым по своему духу. Во внимание брались интерьеры и размеры самого помещения. Размеры должны быть огромными, чтобы как можно больше вместить верующих. Духу романской архитектуры соответствовали большие цилиндрические своды (но крестово-купольная система так же имела место). При этом арка являлась основой (лейд-мотивом) всей романской архитектуры: она повторялась и в очертаниях сводов, и в аркадах нефов, её, как главную архитектурную деталь, постоянно усиливали росписями или скульптурными рельефами (обязательным для романского стиля).
Большинство романских храмов имеют резной фасад (портал), который обычно располагался на западе (там заходит солнце, там ад) => на западном фасаде обычно говорилось о судном дне.
Итак: романский храм прост, лаконичен и суров, его основой является арка.
Скульптура
- рельеф, часто полихромна (расписывается красками). Используется скульптура во внешнем обрамлении соборов. Темы скульптуры – сюжеты священного писания. Весь рельеф должен был быть подчинён элементам храма. В колонну статуи обычно были очень вжаты/вдавлены, фигуры обычно удлинённой формы, с глуповатыми(невыразительными такими J) лицами. Изображения святых имели некий приземисты характер и больше были похожи на уродцев. Центральным образом скульптуры является Христос. Разрабатывается традиция изображения добра и зла, образов ада и рая. Противопоставления низменное-возвышенное, трагическое-комическое. Постепенно в храмовую архитектуру входят скульптурные композиции крестьян (так же появляются простые горожане, комедианты), химеры, демоны (получеловек-полузверь).
Замок
Появляются в 10 веке, сначала они деревянные, прямоугольные в плане, и прямоугольная башня – «донжон». Замки возводились на холме. Башня окружена валом (насыпным) и рвом с водой. Донжон: внутри он разделён деревянными перекрытиями на несколько ярусов/этажей, сообщение между ними посредством лестницы (они убирались, когда начиналось сражение).
Жилище феодала обычно находилось на 3м этаже. На 1м этаже находился некий балласт (песок, щебень), т.к. башня строилась без фундамента. На 2м этаже находились запасы еды.
Постепенно строительство замков усложняется, с 11-12 века их начинают возводить каменными (хотя перекрытия всё ещё остаются деревянными), а сам донжон укрепляется угловыми башнями, увенчанными зубцами. Чтобы подойти к замку создаётся система последовательных препятствий: например к башне очень часто пристраивают Талус.