double arrow

История. Произвольное восприятие (преднамеренное)- связано с постановкой определенной задачи, оно характеризуется целенаправленностью, плановостью, и систематичностью


Произвольное восприятие (преднамеренное)- связано с постановкой определенной задачи, оно характеризуется целенаправленностью, плановостью, и систематичностью. Восприятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение).

Произвольное мышление - целенаправленное решение мыслительных задач.

Проприорецептивные ощущения - ощущения, отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках.

Простое волевое действие - это такое действие, в котором побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически, человек четко знает цель и путь ее достижения.

Пространственная локализация - пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Психика – особое свойство особым образом организованной материи (нервной системы), способной отражать окружающий мир.

Психические явления – это факты внутреннего, субъективного опыта.

Психический процесс – наиболее кратковременное психическое явление, всегда имеющее свое начало и конец, подчеркивающее процессуальность, динамику.

Психическое пресыщение - психическое состояние, вызванное избыточным влиянием психического стимула, объективно переживаемое как усталость, потеря интереса и отрицательное отношение к нему.

Психическое свойство – психическое явление, выражающее устойчивость и повторяемость в структуре личности.

Психическое состояние – психическое явление, продолжительное по времени, хотя при изменении условий или вследствие адаптации может и быстро изменяться; в состав его входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Разработанность творчества - способность детально разрабатывать возникшие идеи. Выделять главное, т.е. видеть суть проблемы.

Распределение внимания - одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.




Рассеянность внимания - частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности, или следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, своих мыслях...

Реактивность - характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон).

Реалистическое воображение - воображение, отражающее действительность, предвосхищающее события.

Регулирующая функция - способствует тому, что стойкие переживания направляют поведение, поддерживают его или мешают протеканию деятельности.

Результат - достижение цели.

Реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление - мышление, применяющее готовые знания и умения.

Рефлекс – опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Речь - мысль и как результат, и как процесс формируется и существует в форме речи.Процесс использования языка в целях общения людей.

Решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.

Ригидность мышления - затрудненность переключения на новые способы и правила, как бы «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную ранее программу деятельности.



Самоконтроль (командир) - тип волевой регуляции, лежащей в основе традиционного понимания воли. Проявляется в произвольном внимании и усилиях субъекта повысить уровень собственной активности. Эмоции, сопровождающие деятельность, воспринимаются как мешающие. Субъект направлен на активное подавление факторов, мешающих намерениям. «Сила воли» - это способность противостоять соблазнам, самоконтроль и аскетизм.

Самонаблюдение – когда объектом являются психические состояния, действия самого субъекта.

Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Оценка способов достижения цели, затраченных усилий, выводы для будущего.

Саморегуляция(дирижер оркестра) - непроизвольное внимание к объекту и отсутствие усилий со стороны субъекта. Эмоции связаны с процессом выполнения действий. Эмоциональная напряженность относительно низкая. Возникающие препятствия вызывают непроизвольные усилия субъекта. Все системы функционируют по «демократическому» принципу: эффект регуляции складывается из совместной работы всех компонентов системы, из взаимодействия индивидуальных «воль» и не нуждается в постоянно контролирующих влияниях «Я». Такой принцип регуляции является в ресурсном отношении более экономным.

Самостоятельность - умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Самостоятельность мышления - умение выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей.

Сангвиник - общительный, открытый, разговорчивый, доступный, живой, беззаботный, любящий удобства, инициативный, экстравертированный, устойчивый.

Сверх-Я – служит носителем моральных стандартов. Выполняет роль критика, цензора, совести. Не пускает инстинкты в Я, и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в других формах деятельности (творчество, искусство, общественная деятельность, спорт), поведения (сны, шутки, забывание, оговорки).

Семантическая афазия - нарушение понимания семантических отношений между словами, затруднение нахождения нужных слов.

Сензитивность - определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.

Сенсорная афазия - распад фонематического слуха, т.е. на рушение взаимосвязи между звуковым составом и значением слова.

Сенсорная психика, или элементарная чувствительность – животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами. В результате развития сенсорных процессов животных совершенствуется способность дифференцированно отвечать на внешние раздражители и одновременно развиваются органы перцепции, позволяющие более точно различать внешние раздражения.

Сенсорный голод - психическое состояние, вызванное сенсорной изоляцией и проявляющееся иерархией симптомов от снижения работоспособности до тяжелых галлюцинаций.

Сентиментальные натуры - склонны к созерцательности, чувствительности, пассивны, чувства направлены на самих себя.

Сигнальная функция эмоций - выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Сила нервных процессов - работоспособность НС, способность выдерживать сильные внешние раздражения.

Сила характера - энергия, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их.

Синестезия - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Синтез - объединение, соединение, выделенных анализом компонентов целого.

Ситуативная тревожность – связана с конкретной ситуацией.

Склонность – одна из форм направленности личности, в структуру которой входит интерес и волевое стремление осуществлять его в своей деятельности.

Скука - психическое состояние, вызванное отсутствием интересных стимулов и проявляющееся в снижении уровня ясности сознания.

Слабость характера - проявление малодушия, нерешительности в достижении цели, неустойчивости взглядов и т.д.

Словесно-логическая память - запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей, понятий, словесных формулировок, логических схем, математической символики.

Сложное волевое действие - поэтапное действие, связанное с выбором цели, принятием решения, осуществлением действия, преодолением препятствий.

Смелость - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни.

Сознание – это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей, со знанием человека о собственных свойствах и возможностях.Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Сознательное поведение – высшая форма отражения действительности с помощью речи.

Соотношение активности и реактивности - определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения; случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Соперничество, конкуренция – ориентация на свои собственные интересы при полном игнорировании интересов партнера и его позиции. Может вызвать со стороны другого такие же ответные действия, что может обострить межличностные отношения.

Сосредоточенность внимания - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Сотрудничество – ориентация на поиск такого решения проблемы, которое в полной мере отвечало бы интересам своих сторон.

Сохранение - удержание приобретенной информации в памяти.

Социальные влияния – влияние макросреды (общества) и микросреды (ближайшего окружения).

Социальные потребности – потребности в принадлежности к группе, в теплых взаимоотношениях с людьми, во взаимной поддержке, в любви и дружбе.

Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Специальные способности - система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Сплошное наблюдение – наблюдатель изучает всех членов группы.

Способности (Б.М. Теплов) - это: 1. Индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого. 2. только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей.

Сравнение - нахождение сходного или различного в предметах и явлениях.

Сравнительный метод – сопоставление различных испытуемых по возрастам, по деятельности и т.д.

Стенические чувства - это эмоции, повышающие активность личности, стимулирующие деятельность, побуждающие к поступкам.

Стиль – психологические особенности поведения личности (темперамент и характер).

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Страстные натуры - действенны, стремительны, преданы делу, энергичны.

Страсть - проявление эмоций, характеризующихся волевой направленностью; сильное, стойкое всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стресс - состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий (при опасности, при больших физических и умственных перегрузках).

Структурность восприятия - восприятие не является простой суммой ощущений. Воспринимается абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура.

Структурный метод – устанавливает структурные связи между многими характеристиками человека.

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Суждение - отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Схематизация - четкое выделение сходства при слиянии, сглаживании различий в образе.

Талант - это сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Твердость характера - жесткая последовательность, упорство в достижении целей, отстаивание взглядов.

Творческие способности - связаны с созданием нового оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности

Творческий потенциал личности определяется полученными и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному действию, и мерой их реализации в той или иной сферах труда, социально - организаторской или критической деятельности.

Творческое воображение - создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом.

Темп реакций - характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Теоретическое мышление - мышление, направленное на открытие законов, свойств предметов.

Тест (проба, испытание) – методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности у индивида психических свойств или состояний.

Типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Торможение - это затухание активности ЦНС и нервных клеток.

Тормозная функция воли - не способствующая активности действия.

Тревожно - боязливый тип выражается в мнительности, чувстве обеспокоенности, не имеющем под собой видимых причин, на вызываемом внутренними коллизиями.

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения тревоги.

Труд - деятельность, направленная на производство определенных полезных продуктов - материальных или идеальных.

Убеждения – система мотивов личности, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший и может переходить в интерес.

Узнавание - появление чувства знакомости при повторном восприятии объекта.

Умения - это использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью.

Умозаключение - связь между суждениями, в результате которой вытекает новое суждение.

Умственные действия - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания: перцептивные - формируется целостный образ предметов или явлений; мнемические - входят в состав деятельности запоминания, удержания и припоминания какого-либо материала; мыслительные - решение мыслительных задач; имажитивные - деятельность воображения в процессе творчества.

Управляемость - мыслью можно управлять, направлять ее в нужном русле.

Уравновешенность нервных процессов - это соотношения возбуждения и торможения.

Уровень притязаний – уровень трудности, достижение которого является общей целью; желаемый уровень самооценки личности.

Установка – неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.

Устная речь - звуковая разговорная речь.

Устойчивость – способность человека сохранять в различных условиях свои личностные позиции, обладать определенным иммунитетом по отношению к воздействиям, чуждым его личностным установкам, взглядам, убеждениям.

Устойчивость внимания - длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.

Учебные способности - связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением ЗУН.

Учение - это деятельность субъекта, имеющая своей целью освоение опыта. В процессе учения происходит усвоение информации, освоение приемов и операций, овладение способами использования информации.

Факторный анализ – метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов.

Фантастическое воображение - воображание, не соответствующее действительности.

Фигуро - фоновые отношения раскрывают объект восприятия - это то, что находится в центре внимания человека и фон восприятия, все остальное, второстепенное.

Физиологические потребности – низшие, управляемые органами тела потребности, – как дыхание, пищевая, сексуальная, самозащиты.

Флегматик - пассивный, старательный, вдумчивый, миролюбивый, направленный, надежный, размеренный, спокойный, интровертированный, устойчивый.

Формирующий эксперимент – предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств; может иметь обучающий и воспитывающий характер.

Фрустрация - состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, сопровождающееся гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках.

Холерик - обидчивый, неспокойный, агрессивный, возбудимый, поддающийся настроениям, импульсивный, оптимистический, активный, экстравертированый, неустойчивый.

Холодные натуры - живут доводами разума, пониженная эмоциональная возбудимость, слабая впечатлительность.

Художественный потенциал определяется уровнем, содержанием, интенсивностью художественных способностей личности и тем, как она их удовлетворяет.

Целеустремленность - умение человека подчинять свои действия поставленным целям.

Целостность восприятия - внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе, восприятие есть всегда целостный образ предмета.

Цель - это то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата действия.

Цельность или противоречивость - определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные черты гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным; если же они резко контрастируют - противоречивым.

Циклотимность выражается чередованием подъемов и спадов жизненной активности, настроений личности. При этом колебания энергетического тонуса происходят под действием биохимических и психо - физиологических перемен, циклически переживаемых человеком, а не под воздействием внешних причин.

Чувства - отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Чувствительность - способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Широта или полнота интересов - свидетельствуют о разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии его деятельности.

Широта мышления - познавательная деятельность человека, охватывающая различные области деятельности, широкий кругозор, разносторонняя любознательность.

Эго – принцип реальности, формирующийся под влиянием общества. Я постоянно конфликтует с Оно.

Эйфория - повышенно радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не оправданное ни объективным состоянием человека, ни окружающей обстановкой.

Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Экстериоризация - это переход от внутреннего, умственного плана действий, к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

Экстерорецептивные ощущения - ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира.

Экстраверсия, интраверсия - определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмотивность - это склонность глубоко и длительно переживать жизненные впечатления, события, эпизоды взаимных отношений как позитивного, так и главным образом негативного содержания.

Эмоции - реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску и связанных с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.

Эмоции и чувства – своеобразное личностное отношение человека к окружающему миру и к самому себе.

Эмоциональная возбудимость - характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Эмоциональная память - запоминание эмоций, чувств, переживаний.

Эмоциональные натуры - возбудимы, порывисты, импульсивны, аффективны, впечатлительны.

Эмоциональный контроль - поддержание эмоционального тонуса на нужном уровне, который способствует реализации намерения.

Эстетические - чувства, которые возникают у человека в связи с созерцанием и творением прекрасного и безобразного.

Эфферентная моторная афазия - распад структуры высказывания, его моторной схемы, невозможность соединить звуки в определенной последовательности.

Язык - система знаков, опосредствующих психическую деятельность, а так же средство общения.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: