Глоссарий по курсу

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное агентство по образованию

Вариант 003

1. Знаменитые Висячие сады располагались в городе:

A) Иерусалим.

B) Рим.

C) Вавилон.

D) Афины.

E) Александрия.

2. По географическим условиям древняя Греция делится на:

A) Горную, Равнинную, Морскую.

B) Южную, Среднюю, Северную.

C) Верхнюю, Центральную, Нижнюю.

D) Восточную, Срединную, Западную.

E) Старшую, Среднюю, Младшую.

3. Распад Римской империи на Западную и Восточную произошел в:

A) 391г.

B) 395 г.

C) 378 г.

D) 410 г.

E) 375 г.

4. Основное богатство в феодальном обществе:

A) капитал.

B) железо.

C) золото.

D) рабы.

E) земля.

5. Династия сегунов, правившая Японией в течение 265 лет:

A) Хидэёси

B) Нобунага

C) Токугава

D) Асикага

E) Токимаса

6. После смерти Мао Цзэдуна в руководстве партии и государства обозначилась группа прагматиков во главе с:

A) Мао Цзэдуном.

B) Чан Кайши.

C) Ким Чен Иром.

D) Дэн Сяопином.

E) Хо Ши Мином.

7. Земля в Эфталитском государстве являлась собственностью:

A) частной.

B) общественной.

C) правителя.

D) корпоративной.

E) государственной.

8. Войска герцога Вильгельма одержали победу над английским королём:

A) Генрихом

B) Эдуардом

C) Гарольдом

D) Людовиком

E) Карлом

9. После Великих географических открытий африканских негров продавали в рабство и вывозили:

A) в Америку

B) на Дальний Восток

C) в Азию

D) в Европу

E) в Австралию

10. «Новым приграничным районом» - Синьцзян - Китай считал:

A) Джунгарию и Жетысу

B) Жетысу

C) Восточный Туркестан и Джунгарию

D) Восточный Казахстан и Восточный Туркестан

E) Южный Казахстан и Джунгарию

11. Ученый, открытие которого позволило создать электродвигатель:

A) Николай Коперник

B) Фрэнсис Бэкон

C) Джон Локк

D) Майкл Фарадей

E) Вильгельм Конрад Рентген

12. Страна, в апреле 1939 г. захватившая Албанию:

A) Франция.

B) Англия

C) Германия

D) Италия.

E) Испания.

13. Колонии Англии в арабской Африке в конце Х1Х-начале XX в.:

A) Турция и Иран.

B) Египет и Судан.

C) Алжир и Тунис.

D) Родезия и Мозамбик.

E) Ангола и Конго.

14. В 1999 году Великобритания и США выступили сторонниками жестких действий против

A) Ирака

B) Афганистана

C) Ирана

D) Египта

E) Югославии

15. После Второй мировой войны в области экономики все страны Восточной Европы были аграрными, кроме

A) Венгрии и Албании

B) Румынии и Югославии

C) Чехословакии и Румынии

D) ГДР и Албании

E) Чехословакии и ГДР

16. «Берлинская стена» пала 9 ноября:

A) 1989г.

B) 1987 г.

C) 1985 г.

D) 1988г.

E) 1990г.

17. Центр борьбы против греко-македонских завоевателей в землях Согда и Бактрии:

A) Мемфис.

B) Фивы.

C) Вавилон.

D) Сузы.

E) Самарканд.

18. Развитию эмпиризма способствовали труды:

A) Р.Декарт

B) Ф.Бэкон

C) Г. Галилей

D) Т. Мор

E) И. Кеплер

19. В начале XX века во внешней политике Япония находилась под влиянием:

A) Англии.

B) Китая.

C) Франции.

D) США.

E) Германии.

20. Одной из разновидностей политики реформизма в США стал «Новый курс»:

A) Г. Трумэна.

B) У. Гардинга.

C) Т. Рузвельта.

D) В. Вильсона.

E) Г. Гувера.

:

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Кафедра психологии

«ПСИХОЛОГИЯ»

(Раздел «Общая психология. История психологии»)


Абсолютный верхний порог - максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение данной модальности.

Абсолютный нижний порог - минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение.

Абстрактное (словесно-логическое) мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстракция - выделение одного признака предметов или явлений с отвлечением от других.

Агглютинация - "склеивание" различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, частей нескольких объектов в один образ.

Адаптация - изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

Активное воображение - создание образов, которые находят воплощение в жизни.

Активность - свидетельствует о том, насколько интенсивно человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Активность восприятия – проявляется в узнавании, которое бывает неспецифическим, когда человек определяет только род предметов, к которым относится данный предмет, и специфическим, когда человек узнает конкретный предмет.

Акустикомнестическая афазия - нарушение понимания речи в затрудненных условиях. Затруднения при письме под диктовку.

Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

Анализ - расчленение объекта на различные компоненты, части, стороны.

Анализ процесса и продуктов деятельности – метод, использующий такие материалы как рисунки, сочинения, технические поделки, альбомы, коллекции и т.д. и анализирующий сам процесс деятельности.

Анкета – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета на заранее составленную систему вопросов.

Апатия - психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболеваниями и проявляющееся потерей интереса и безразличием к окружающему.

Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Астенические чувства - это эмоции, понижающие активность личности, снижающие энергию, способствующие скованности и пассивности.

Аффективно - экзальтированный тип - склонность глубоко и ярко реагировать на отдельные события, впадая при этом то в депрессию, то в эйфорические крайности, то в самое мрачное, то в самое мечтательное и счастливое состояние.

Аффекты - бурные, часто неуправляемые, кратковременные реакции.

Афферентная моторная афазия - нарушение членораздельности речевых артикуляций, спутывание звуков в процессе их выбора.

Беглость творчества - способность генерировать большое количество идей

Безграничность пространства и времени - с помощью мышления можно охватить любое пространство и время.

Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Биографический метод – изучение личности по имеющимся документам ее биографии.

Борьба мотивов - этап волевого действия, связанный с принятием решения, процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия.

Быстрота мышления - умение быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение.

Взаимодействие ощущений - изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств.

Включенное наблюдение – наблюдатель находится в группе испытуемых; наблюдение изнутри.

Влечение – неопредмеченное побуждение, наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Внешнее внимание - внимание, направленное на окружающие предметы и явления.

Внешние препятствия - это не зависящие от человека, объективные препятствия.

Внешняя речь - речь, доступная восприятию других людей.

Внешняя, экстремальная локализация контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или деятельности в данный момент времени.

Внутреннее внимание - внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания человека.

Внутренние препятствия - это препятствия, зависящие от самого человека, его индивидуальных качеств личности, мешающих преодолению препятствий.

Внутренняя речь - это внутренний беззвучный речевой процесс.

Внутренняя, интернальная локализация контроля - склонность человека приписывать ответственность за совершенные действия собственным усилиям и способностям.

Возбудимый тип связан прежде всего с повышенной реактивностью, обусловленной возбудимостью НС. Реакции на происходящее, как правило, недостаточно осмыслены. Недостаточная управляемость влечениями и поступками.

Возбуждение - это активность отдельных центров ЦНС и нервных клеток.

Возможности – психологические предпосылки успешности деятельности личности (задатки и способности).

Волевое действие - простой или сложный волевой акт, имеющий определенную структуру.

Воля - форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних трудностей и препятствий.

Воображение - отражение реальной действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях; процесс создания образов или программ поведения в неопределенных ситуациях.

Воспоминание - извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и пространстве.

Восприятие – отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности. Субъективные восприятия продолжительных периодов времени в значительной степени определяются характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональными состояниями субъекта.

Восприятие движения - отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Восприятие пространства - чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположение относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину). В восприятии пространства участвуют все органы чувств.

Воспроизведение - актуализация закрепленной ранее информации путем извлечения ее из долговременной памяти и перевода в оперативную память.

Воссоздающее воображение - создание образа предмета по его описанию.

Врожденность – особенности личности, определяемые наследственностью и условиями внутриутробной жизни.

Выборочное наблюдение – наблюдатель изучает некоторых членов группы.

Выдержка - умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

Высшие мотивы - мотивы общественного порядка.

Вытеснение или подавление – это непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное Оно.

Генетический метод – способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим.

Гениальность - высокая степень одаренности, выражающаяся в выдающихся достигнутых результатах в какой-то деятельности (ряде областей деятельности). Гений создает эпоху в области своей деятельности.

Гибкость творчества - способность генерировать идеи в разных направлениях

Гибкость мышления - свобода мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задачи, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки.

Гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта или изменение отдельных частей объекта.

Гипертимичность указывает на повышенную активность, высокую психическую и физическую выносливость. Жажда деятельности, приподнятое настроение, оптимизм, инициативность.

Глубина мышления - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, увидеть проблему там, где у других вопросов не возникает, умение предвидеть дальнейшее развитие событий.

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность, складывающейся из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Двигательная память - запоминание и воспроизведение движений и их систем.

Движения - составная часть деятельности восприятия: движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук.

Движущие силы развития – противоречия между: а) возникающими новыми потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения; б) достигнутым уровнем психического развития и образом жизни. Внешние противоречия, интериоризируясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступают в борьбу, которая является источником активности и развития личности.

Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Действие - это относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

Демонстративный тип - личность стремится выпячивать себя, привлекать к себе внимание, ей свойственна театральность.

Депрессия - психическое состояние резко выраженной пассивности, при котором отсутствует интерес к окружающему и все представляется в мрачном виде.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Диалог – это равноправное субъект—субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.

Диалогическая речь - разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно.

Динамическая афазия - нарушение способности говорить фразами при сохранении способности повторять, называть, понимать речь.

Дискурсивное мышление - поэтапно развернутый мыслительный процесс.

Дистимичность личности выражается в постоянном пониженном настроении, пессимизме, часто в некоторой заторможенности психических и моторных актов, пониженной продуктивности в работе.

Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку.

Длительностьощущения определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Долговременная память - запоминание и сохранение информации на длительный период времени.

Естественный эксперимент – протекает в обычных условиях.

Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

Забывание - полное или частичное стирание информации из памяти, процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.

Задатки - врожденные анатомо - физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей.

Заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков, частей, деталей в создаваемом образе.

Запоминание - закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

Застревающий тип (ригидность) - означает повышенную устойчивость («застревание») аффективно окрашенных переживаний. Личность практически не выходит из состояния аффектов.

Защитный механизм – предназначен для разрешения конфликта между Я и Оно.

Знания - это система научных понятий. Характеризуются полнотой, глубиной, осознанностью, прочностью, конкретностью, обобщенностью, системностью, существенностью.

Значение – обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения, существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.

Игра - это форма реализации активности. Различают: 1) предметно - орудийная игра и игрушки; 2) ролевая игра; 3) игры по правилам.

Ид – биологические инстинктивные влечения (агрессивные и сексуальные). Подчиняется принципу удовольствия (удовольствие и счастье есть главные цели в жизни). Второй принцип – гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия).

Идеал – образ, которым руководствуется личность в настоящее время и определяет план самовоспитания.

Избирательность восприятия - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Иллюзии восприятия - искаженное отражение реального, носящее устойчивый характер.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Инертность внимания - затрудненность переключения внимание на другой объект или деятельность.

Инициативность - умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину.

Инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды. В основе их лежат безусловные рефлексы.

Интеллект [IQ] (В. Штерн) - есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Основой интеллекта является умственная активность (М.К. Акимова) и работоспособность (Э.А. Голубева).

Интеллектуальное поведение – отражение межпредметных связей, приспособление и перенос навыков.

Интеллектуальные чувства – связанные с познавательной деятельностью человека.

Интенсивностьощущения – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Интерактивная сторона общения – организация взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.

Интервью – способ получения информации с помощью устного опроса (вопросы задает только исследователь).

Интерес – избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

Интериоризация - это процесс преобразования внешних, предметных действий, во внутренние, умственные.

Интерорецептивные ощущения - ощущения, сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

Интуитивное мышление - быстро протекающий, с отсутствием четко выраженных этапов, минимально осознанный мыслительный процесс.

Исключенное наблюдение – наблюдатель изучает испытуемых со стороны; «подсматривание в замочную скважину».

Исполнение решения - совершение принятого решения, которое может иметь двоякую форму: форму внешнего волевого действия (внешний волевой поступок) и форму воздержания от внешнего волевого действия (внутренний волевой поступок).

Исполнительность - старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.

Качественный анализ – заключается в дифференциации обрабатываемого материала по типам, видам, вариантам, в общем в категоризации количественно обработанного материала, что необходимо для подготовки обобщающей фазы исследования.

Качество ощущения - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов.

Кластерный анализ – математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов, сгруппировать их в классы (кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в другие классы.

Количественные (статистические) методы – анализы дисперсионный, корреляционный, факторный, кластерный, применяемые в целях психологического исследования.

Коллективное бессознательное (архетипы) – результат предшествующего филогенетического опыта, совокупность коллективных идей, образов, представлений.

Коммуникативная сторона общения – обмена информацией между людьми.

Коммуникативная функцияэмоций - передача переживаний другим, информирование других о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Коммуникативный потенциал личности – определяется мерой и формами общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми.

Компенсация ощущений - повышение чувствительности одних анализаторов при наличии дефектов у других.

Комплексный метод – обследование одних и тех же испытуемых представителями различных наук (готовность к обучению в школе определяют психологи, учителя и врачи разных специальностей).

Компромисс – ориентация участника конфликтной ситуации на поиск взаимоприемлемого решения путем взаимных уступок.

Конкретизация - мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

Константность восприятия - относительное постоянство образов предметов при изменении условий восприятия.

Констатирующий эксперимент – выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества.

Контроль активизации усилий - мобилизация дополнительных усилий или снижение усилий вплоть до временного отказа от достижения цели ввиду неблагоприятных обстоятельств.

Контроль внимания - механизм, обеспечивающий направленность внимания на информацию, которая относится к реализации намерения.

Контроль кодирования и оперативная память - информация, связанная с намерением, обрабатывается по экономной (усилий и затрат времени) стратегии. Если действия приостанавливаются, информация о намерении хранится в особом активированном виде, что делает ее легко доступной.

Конфликт – столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями.

Корреляционный анализ – комплекс методов исследования зависимости между переменными, связанными статистическими отношениями.

Кратковременная память - процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий или воспринятых предметов и явлений.

Креативность - изобретательность мышления; универсальная творческая способность. Определяется следующими критериями:

Критичность мышления - умение объективно оценивать свои и чужие мысли,тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Лабораторный эксперимент – протекает в искусственно созданных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией.

Личностная тревожность – стабильное свойство личности.

Личностные потребности. Здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе, признание репутации, авторитете, статуса, заслуг. Для удовлетворения этих потребностей требуются другие люди.

Личностный смысл – индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность.

Личность – это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности и как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества.

Логическое запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи, как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями.

Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же испытуемых на протяжении определенного периода времени (год и более).

Манипуляция – это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений.

Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Математические способности - 1. Легкость формализованного восприятия математического материала; 2. Быстрое и широкое обобщение математических объектов; 3. Склонность к свертыванию математического рассуждения; 4. Гибкость мыслительных процессов при решении математических задач.

Межличностное общение – связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Меланхолик - раздраженный, тревожный, неподатливый, пессимистический, сдержанный, необщительный, интровертированный, неустойчивый.

Механическое запоминание - последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними.

Мечта - воображение, связанное с осознанием желаемого будущего.

Мировоззрение – система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем, имеющая такие характеристики как научность, системность, логическая последовательность, доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Монотония - психическое состояние, вызванное монотонностью восприятий или действий и проявляющееся как сонливость, снижение воли и внимания, усталость.

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

Мотивационный контроль - стратегии, усиливающие мотивационную тенденцию, лежащую в основе намерения, за счет возобновления мотивационного процесса, удерживающего в поле внимания субъекта позитивные ожидания и внешние стимулы, благоприятные для выполнения деятельности.

Мотивация – относительно устойчивая и индивидуально - неповторимая система мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Музыкальные способности - 1. Ладовое чувство; 2. Гармонический слух; 3. Музыкально - ритмическое чувство.

Мышление - отражение общих и существенных свойств предметов и явлений; существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Мягкость характера - гибкость приспособления к изменяющимся условиям, достижение цели за счет некоторых уступок, нахождение разумных компромиссов.

Наблюдение – метод, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях.

Навыки – приобретенные в процессе жизни формы поведения. В основе их лежат условные рефлексы.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Напряженность - психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Она может быть только ситуационной или обусловленной индивидуальными особенностями свойств личности.

Наследственность – свойства и особенности человека, переданные по наследству (строение НС, физические признаки, некоторые потребности и т.д.).

Настойчивость - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.

Настроения - сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.

Непосредственное общение – естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика).

Непреднамеренное (непроизвольное) воображение - воображение, характеризующееся отсутствием целеполагания и волевого усилия

Непроизвольнаяпамять - запоминание без специальной установки, память, не требующая постановки цели и волевых усилий.

Непроизвольное внимание - внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.

Непроизвольное восприятие (непреднамеренное) - это такое восприятие, которое осуществляется без специально поставленной цели, не требует волевого усилия; выступает как компонент другой деятельности.

Непроизвольное мышление - непроизвольная трансформация образов сновидений.

Низшие мотивы - мотивы личного порядка.

Нравственные чувства - это чувства, в которых отражается отношения человека к требованиям морали; переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу.

Обобщение - объединение предметов и явлений в группы по общим и существенным признакам.

Обобщенность - познание общих и существенных свойств предметов и явлений, закономерных связей и отношений между предметами или явлениями.

Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Образная память - запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

Обратимость - мысль обратима, всегда можно вернуться к началу мысли.

Общая психология – отрасль психологии, изучающая наиболее общие свойства, особенности и закономерности психики.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Включает обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Объем внимания - количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, то есть охватываются вниманием одномоментно.

Одаренность - совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку.

окружающий мир и самого себя.

Оперативная память - запоминание информации на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности.

Операция - это способ, которым выполняется действие в определенных условиях.

Опосредованное общение – неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Опосредованность - познание того, что непосредственно в восприятии не дано, познание с использованием вспомогательных средств.

Опросники – стандартизированное анкетирование.

Оптикомнестическая афазия - затруднения в назывании предметов и их изображений при относительной легкости называния действий.

Организаторские способности - 1. Быстрота ориентировки в ситуации; 2. Гибкость ума; 3. Общительность; 4. Психологический такт.

Организованность - разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности.

Оригинальность творчества - проявляется в индивидуальном своеобразии человека, в том, что его резко отличает от других. Например, повышенная чувствительность, излишняя замкнутость и т.д.

Оригинальность - способность выдавать необычные нестандартные идеи

Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Отражательная функция - выражается в обобщенной оценке событий.

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, характеристики и отношения других объектов.

Отрицательные - эмоции, возникающие при неудовлетворении потребностей; при недостатке реального результата, при несовпадении с ожидаемым результатом.

Ощущение - это отражение в коре г.м. отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих в данный момент на человека или животного.

Память - отражение прошлого опыта, проявляющееся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении.

Паника - психическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве страха и стремлении любым способом избежать опасной ситуации. В состоянии паники превалируют неосознанные, ярко эмоционально окрашенные явления.

Пассивное воображение - создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются и не могут быть осуществлены.

Педантичность проявляется в сверхточности, подчеркнутой аккуратности, сверхосторожности, чрезмерной предупредительности.

Переключательная функция - обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

Переключение внимания - перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Перцептивная психика, или стадия предметного восприятия – отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов, и животное способно обучаться; появляются индивидуально приобретенные навыки поведения, сложная НС, позволяющая образовывать межанализаторные связи.

Перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Перцептивный контроль - отбор и пропуск информации, связанной с намерением, и блокировка информации, не связанной с намерением.

Письменная речь - вербальное общение при помощи письменных текстов. Аффективная речь - простая, ограниченная, с отсутствием замысла, эмоционально окрашенная речь.

Пластичность и ригидность - свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Побудительная (стимулирующая) функция эмоций - побуждает человека к действию, определяет направление поиска, способное удовлетворить решения задачи.

Побудительная функция воли - активизирующая, стимулирующая к действию.

Побуждение - определяет постановку данной цели, тесно связано с мотивами, потребностями, интересами человека.

Поведенческий контроль - заключается в предусмотрительности, охраняющей человека от соблазнов путем устранения из поля деятельности и окружающей среды предметов, провоцирующих нежелательные действия.

Подвижность внимания - нарушение концентрации Вн. и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители (например, при утомлении).

Подвижность нервных процессов - способность быстрой смены возбуждения торможением и наоборот.

Подкрепляющая функция - сопровождает успех - неуспех в деятельности, играет важную роль в обучении.

Познавательные проц ессы – процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир и самого себя.

Положительные эмоции - эмоции, возникающие при удовлетворении потребностей; когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат.

Понятие - форма мышления, отражающая общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений.

Порог различения - минимальная величина, при которой раздражители ощущаются как различные.

Послепроизвольное внимание - внимание, возникающее на основе произвольного, где необходимо осознание цели и не требуется волевых усилий для его поддержания.

Потребности в безопасности – стремление в защите от лишений, физических угроз и опасностей со стороны окружающей среды.

Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

Потребность в самоактуализации – потребности в развитии личности, в самореализации, заниматься творчеством, в осмыслении своего назначения в мире. «Потребность стать тем, кем данный человек способен стать.»

Праксические - чувства, связанные с деятельностью человека.

Практическое мышление - мышление, направленное на воплощение открытых закономерностей и свойств в практической деятельности.

Предметность восприятия - отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Предметные действия - это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они складываются из трех относительно простых: взять, переместить, опустить; а также движения перемещения (ходьба, бег, прыжки и т.д.); коммуникации (речевые движения, жесты, мимика и т.д.); установки и поддержания позы (стоять, сидеть).

Преднамеренное (произвольное) воображение - воображение, требующее наличие цели на создание образа и волевого усилия для достижения этой цели.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие нравственным нормам и эстетическим критериям.

Принятие решения - выбор одного из вариантов решения задачи.

Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий.

Природная среда – влияние среды обитания на личность.

Приспособительная функция эмоций - благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям, способствует установлению значимости тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей.

Приспособление — отказ человека от своих интересов и готовность пойти навстречу партнеру. Возможен, когда свои интересы не важны для одного из участников, его больше волнует сохранность межличностных отношений.

Продуктивное (творческое) мышление - мышление, направленное на создание новых идей, на открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи.

Проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу.

Произвольная память - память, основанная на запоминании со специальной установкой, требующая постановки цели и волевых усилий, специальных приемов запоминания.

Произвольное внимание - внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: