Глоссарий по курсу

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное агентство по образованию

Вариант 003

1. Знаменитые Висячие сады располагались в городе:

A) Иерусалим.

B) Рим.

C) Вавилон.

D) Афины.

E) Александрия.

2. По географическим условиям древняя Греция делится на:

A) Горную, Равнинную, Морскую.

B) Южную, Среднюю, Северную.

C) Верхнюю, Центральную, Нижнюю.

D) Восточную, Срединную, Западную.

E) Старшую, Среднюю, Младшую.

3. Распад Римской империи на Западную и Восточную произошел в:

A) 391г.

B) 395 г.

C) 378 г.

D) 410 г.

E) 375 г.

4. Основное богатство в феодальном обществе:

A) капитал.

B) железо.

C) золото.

D) рабы.

E) земля.

5. Династия сегунов, правившая Японией в течение 265 лет:

A) Хидэёси

B) Нобунага

C) Токугава

D) Асикага

E) Токимаса

6. После смерти Мао Цзэдуна в руководстве партии и государства обозначилась группа прагматиков во главе с:

A) Мао Цзэдуном.

B) Чан Кайши.

C) Ким Чен Иром.

D) Дэн Сяопином.

E) Хо Ши Мином.

7. Земля в Эфталитском государстве являлась собственностью:

A) частной.

B) общественной.

C) правителя.

D) корпоративной.

E) государственной.

8. Войска герцога Вильгельма одержали победу над английским королём:

A) Генрихом

B) Эдуардом

C) Гарольдом

D) Людовиком

E) Карлом

9. После Великих географических открытий африканских негров продавали в рабство и вывозили:

A) в Америку

B) на Дальний Восток

C) в Азию

D) в Европу

E) в Австралию

10. «Новым приграничным районом» - Синьцзян - Китай считал:

A) Джунгарию и Жетысу

B) Жетысу

C) Восточный Туркестан и Джунгарию

D) Восточный Казахстан и Восточный Туркестан

E) Южный Казахстан и Джунгарию

11. Ученый, открытие которого позволило создать электродвигатель:

A) Николай Коперник

B) Фрэнсис Бэкон

C) Джон Локк

D) Майкл Фарадей

E) Вильгельм Конрад Рентген

12. Страна, в апреле 1939 г. захватившая Албанию:

A) Франция.

B) Англия

C) Германия

D) Италия.

E) Испания.

13. Колонии Англии в арабской Африке в конце Х1Х-начале XX в.:

A) Турция и Иран.

B) Египет и Судан.

C) Алжир и Тунис.

D) Родезия и Мозамбик.

E) Ангола и Конго.

14. В 1999 году Великобритания и США выступили сторонниками жестких действий против

A) Ирака

B) Афганистана

C) Ирана

D) Египта

E) Югославии

15. После Второй мировой войны в области экономики все страны Восточной Европы были аграрными, кроме

A) Венгрии и Албании

B) Румынии и Югославии

C) Чехословакии и Румынии

D) ГДР и Албании

E) Чехословакии и ГДР

16. «Берлинская стена» пала 9 ноября:

A) 1989г.

B) 1987 г.

C) 1985 г.

D) 1988г.

E) 1990г.

17. Центр борьбы против греко-македонских завоевателей в землях Согда и Бактрии:

A) Мемфис.

B) Фивы.

C) Вавилон.

D) Сузы.

E) Самарканд.

18. Развитию эмпиризма способствовали труды:

A) Р.Декарт

B) Ф.Бэкон

C) Г. Галилей

D) Т. Мор

E) И. Кеплер

19. В начале XX века во внешней политике Япония находилась под влиянием:

A) Англии.

B) Китая.

C) Франции.

D) США.

E) Германии.

20. Одной из разновидностей политики реформизма в США стал «Новый курс»:

A) Г. Трумэна.

B) У. Гардинга.

C) Т. Рузвельта.

D) В. Вильсона.

E) Г. Гувера.

:

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Кафедра психологии

«ПСИХОЛОГИЯ»

(Раздел «Общая психология. История психологии»)


Абсолютный верхний порог - максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение данной модальности.

Абсолютный нижний порог - минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение.

Абстрактное (словесно-логическое) мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстракция - выделение одного признака предметов или явлений с отвлечением от других.

Агглютинация - "склеивание" различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, частей нескольких объектов в один образ.

Адаптация - изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

Активное воображение - создание образов, которые находят воплощение в жизни.

Активность - свидетельствует о том, насколько интенсивно человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Активность восприятия – проявляется в узнавании, которое бывает неспецифическим, когда человек определяет только род предметов, к которым относится данный предмет, и специфическим, когда человек узнает конкретный предмет.

Акустикомнестическая афазия - нарушение понимания речи в затрудненных условиях. Затруднения при письме под диктовку.

Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

Анализ - расчленение объекта на различные компоненты, части, стороны.

Анализ процесса и продуктов деятельности – метод, использующий такие материалы как рисунки, сочинения, технические поделки, альбомы, коллекции и т.д. и анализирующий сам процесс деятельности.

Анкета – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета на заранее составленную систему вопросов.

Апатия - психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболеваниями и проявляющееся потерей интереса и безразличием к окружающему.

Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Астенические чувства - это эмоции, понижающие активность личности, снижающие энергию, способствующие скованности и пассивности.

Аффективно - экзальтированный тип - склонность глубоко и ярко реагировать на отдельные события, впадая при этом то в депрессию, то в эйфорические крайности, то в самое мрачное, то в самое мечтательное и счастливое состояние.

Аффекты - бурные, часто неуправляемые, кратковременные реакции.

Афферентная моторная афазия - нарушение членораздельности речевых артикуляций, спутывание звуков в процессе их выбора.

Беглость творчества - способность генерировать большое количество идей

Безграничность пространства и времени - с помощью мышления можно охватить любое пространство и время.

Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Биографический метод – изучение личности по имеющимся документам ее биографии.

Борьба мотивов - этап волевого действия, связанный с принятием решения, процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия.

Быстрота мышления - умение быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение.

Взаимодействие ощущений - изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств.

Включенное наблюдение – наблюдатель находится в группе испытуемых; наблюдение изнутри.

Влечение – неопредмеченное побуждение, наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Внешнее внимание - внимание, направленное на окружающие предметы и явления.

Внешние препятствия - это не зависящие от человека, объективные препятствия.

Внешняя речь - речь, доступная восприятию других людей.

Внешняя, экстремальная локализация контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или деятельности в данный момент времени.

Внутреннее внимание - внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания человека.

Внутренние препятствия - это препятствия, зависящие от самого человека, его индивидуальных качеств личности, мешающих преодолению препятствий.

Внутренняя речь - это внутренний беззвучный речевой процесс.

Внутренняя, интернальная локализация контроля - склонность человека приписывать ответственность за совершенные действия собственным усилиям и способностям.

Возбудимый тип связан прежде всего с повышенной реактивностью, обусловленной возбудимостью НС. Реакции на происходящее, как правило, недостаточно осмыслены. Недостаточная управляемость влечениями и поступками.

Возбуждение - это активность отдельных центров ЦНС и нервных клеток.

Возможностипсихологические предпосылки успешности деятельности личности (задатки и способности).

Волевое действие - простой или сложный волевой акт, имеющий определенную структуру.

Воля - форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних трудностей и препятствий.

Воображение - отражение реальной действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях; процесс создания образов или программ поведения в неопределенных ситуациях.

Воспоминание - извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и пространстве.

Восприятие – отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности. Субъективные восприятия продолжительных периодов времени в значительной степени определяются характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональными состояниями субъекта.

Восприятие движения - отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Восприятие пространства - чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположение относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину). В восприятии пространства участвуют все органы чувств.

Воспроизведение - актуализация закрепленной ранее информации путем извлечения ее из долговременной памяти и перевода в оперативную память.

Воссоздающее воображение - создание образа предмета по его описанию.

Врожденностьособенности личности, определяемые наследственностью и условиями внутриутробной жизни.

Выборочное наблюдение – наблюдатель изучает некоторых членов группы.

Выдержка - умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

Высшие мотивы - мотивы общественного порядка.

Вытеснение или подавление – это непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное Оно.

Генетический метод – способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим.

Гениальность - высокая степень одаренности, выражающаяся в выдающихся достигнутых результатах в какой-то деятельности (ряде областей деятельности). Гений создает эпоху в области своей деятельности.

Гибкость творчества - способность генерировать идеи в разных направлениях

Гибкость мышления - свобода мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задачи, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки.

Гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта или изменение отдельных частей объекта.

Гипертимичность указывает на повышенную активность, высокую психическую и физическую выносливость. Жажда деятельности, приподнятое настроение, оптимизм, инициативность.

Глубина мышления - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, увидеть проблему там, где у других вопросов не возникает, умение предвидеть дальнейшее развитие событий.

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность, складывающейся из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Двигательная память - запоминание и воспроизведение движений и их систем.

Движения - составная часть деятельности восприятия: движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук.

Движущие силы развития – противоречия между: а) возникающими новыми потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения; б) достигнутым уровнем психического развития и образом жизни. Внешние противоречия, интериоризируясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступают в борьбу, которая является источником активности и развития личности.

Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Действие - это относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

Демонстративный тип - личность стремится выпячивать себя, привлекать к себе внимание, ей свойственна театральность.

Депрессия - психическое состояние резко выраженной пассивности, при котором отсутствует интерес к окружающему и все представляется в мрачном виде.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Диалог – это равноправное субъект—субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.

Диалогическая речь - разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно.

Динамическая афазия - нарушение способности говорить фразами при сохранении способности повторять, называть, понимать речь.

Дискурсивное мышление - поэтапно развернутый мыслительный процесс.

Дистимичность личности выражается в постоянном пониженном настроении, пессимизме, часто в некоторой заторможенности психических и моторных актов, пониженной продуктивности в работе.

Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку.

Длительностьощущения определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Долговременная память - запоминание и сохранение информации на длительный период времени.

Естественный эксперимент – протекает в обычных условиях.

Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

Забывание - полное или частичное стирание информации из памяти, процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.

Задатки - врожденные анатомо - физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей.

Заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков, частей, деталей в создаваемом образе.

Запоминание - закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

Застревающий тип (ригидность) - означает повышенную устойчивость («застревание») аффективно окрашенных переживаний. Личность практически не выходит из состояния аффектов.

Защитный механизм – предназначен для разрешения конфликта между Я и Оно.

Знания - это система научных понятий. Характеризуются полнотой, глубиной, осознанностью, прочностью, конкретностью, обобщенностью, системностью, существенностью.

Значение – обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения, существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.

Игра - это форма реализации активности. Различают: 1) предметно - орудийная игра и игрушки; 2) ролевая игра; 3) игры по правилам.

Ид – биологические инстинктивные влечения (агрессивные и сексуальные). Подчиняется принципу удовольствия (удовольствие и счастье есть главные цели в жизни). Второй принцип – гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия).

Идеал – образ, которым руководствуется личность в настоящее время и определяет план самовоспитания.

Избирательность восприятия - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Иллюзии восприятия - искаженное отражение реального, носящее устойчивый характер.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Инертность внимания - затрудненность переключения внимание на другой объект или деятельность.

Инициативность - умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину.

Инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды. В основе их лежат безусловные рефлексы.

Интеллект [IQ] (В. Штерн) - есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Основой интеллекта является умственная активность (М.К. Акимова) и работоспособность (Э.А. Голубева).

Интеллектуальное поведение – отражение межпредметных связей, приспособление и перенос навыков.

Интеллектуальные чувства – связанные с познавательной деятельностью человека.

Интенсивностьощущения – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Интерактивная сторона общения – организация взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.

Интервью – способ получения информации с помощью устного опроса (вопросы задает только исследователь).

Интерес – избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

Интериоризация - это процесс преобразования внешних, предметных действий, во внутренние, умственные.

Интерорецептивные ощущения - ощущения, сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

Интуитивное мышление - быстро протекающий, с отсутствием четко выраженных этапов, минимально осознанный мыслительный процесс.

Исключенное наблюдение – наблюдатель изучает испытуемых со стороны; «подсматривание в замочную скважину».

Исполнение решения - совершение принятого решения, которое может иметь двоякую форму: форму внешнего волевого действия (внешний волевой поступок) и форму воздержания от внешнего волевого действия (внутренний волевой поступок).

Исполнительность - старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.

Качественный анализ – заключается в дифференциации обрабатываемого материала по типам, видам, вариантам, в общем в категоризации количественно обработанного материала, что необходимо для подготовки обобщающей фазы исследования.

Качество ощущения - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов.

Кластерный анализ – математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов, сгруппировать их в классы (кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в другие классы.

Количественные (статистические) методы – анализы дисперсионный, корреляционный, факторный, кластерный, применяемые в целях психологического исследования.

Коллективное бессознательное (архетипы) – результат предшествующего филогенетического опыта, совокупность коллективных идей, образов, представлений.

Коммуникативная сторона общения – обмена информацией между людьми.

Коммуникативная функцияэмоций - передача переживаний другим, информирование других о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Коммуникативный потенциал личности – определяется мерой и формами общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми.

Компенсация ощущений - повышение чувствительности одних анализаторов при наличии дефектов у других.

Комплексный метод – обследование одних и тех же испытуемых представителями различных наук (готовность к обучению в школе определяют психологи, учителя и врачи разных специальностей).

Компромисс – ориентация участника конфликтной ситуации на поиск взаимоприемлемого решения путем взаимных уступок.

Конкретизация - мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

Константность восприятия - относительное постоянство образов предметов при изменении условий восприятия.

Констатирующий эксперимент – выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества.

Контроль активизации усилий - мобилизация дополнительных усилий или снижение усилий вплоть до временного отказа от достижения цели ввиду неблагоприятных обстоятельств.

Контроль внимания - механизм, обеспечивающий направленность внимания на информацию, которая относится к реализации намерения.

Контроль кодирования и оперативная память - информация, связанная с намерением, обрабатывается по экономной (усилий и затрат времени) стратегии. Если действия приостанавливаются, информация о намерении хранится в особом активированном виде, что делает ее легко доступной.

Конфликт – столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями.

Корреляционный анализ – комплекс методов исследования зависимости между переменными, связанными статистическими отношениями.

Кратковременная память - процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий или воспринятых предметов и явлений.

Креативность - изобретательность мышления; универсальная творческая способность. Определяется следующими критериями:

Критичность мышления - умение объективно оценивать свои и чужие мысли,тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Лабораторный эксперимент – протекает в искусственно созданных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией.

Личностная тревожность стабильное свойство личности.

Личностные потребности. Здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе, признание репутации, авторитете, статуса, заслуг. Для удовлетворения этих потребностей требуются другие люди.

Личностный смысл – индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность.

Личность – это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности и как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества.

Логическое запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи, как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями.

Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же испытуемых на протяжении определенного периода времени (год и более).

Манипуляция – это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений.

Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Математические способности - 1. Легкость формализованного восприятия математического материала; 2. Быстрое и широкое обобщение математических объектов; 3. Склонность к свертыванию математического рассуждения; 4. Гибкость мыслительных процессов при решении математических задач.

Межличностное общение – связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Меланхолик - раздраженный, тревожный, неподатливый, пессимистический, сдержанный, необщительный, интровертированный, неустойчивый.

Механическое запоминание - последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними.

Мечта - воображение, связанное с осознанием желаемого будущего.

Мировоззрение – система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем, имеющая такие характеристики как научность, системность, логическая последовательность, доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Монотония - психическое состояние, вызванное монотонностью восприятий или действий и проявляющееся как сонливость, снижение воли и внимания, усталость.

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

Мотивационный контроль - стратегии, усиливающие мотивационную тенденцию, лежащую в основе намерения, за счет возобновления мотивационного процесса, удерживающего в поле внимания субъекта позитивные ожидания и внешние стимулы, благоприятные для выполнения деятельности.

Мотивация – относительно устойчивая и индивидуально - неповторимая система мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Музыкальные способности - 1. Ладовое чувство; 2. Гармонический слух; 3. Музыкально - ритмическое чувство.

Мышление - отражение общих и существенных свойств предметов и явлений; существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Мягкость характера - гибкость приспособления к изменяющимся условиям, достижение цели за счет некоторых уступок, нахождение разумных компромиссов.

Наблюдение – метод, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях.

Навыки – приобретенные в процессе жизни формы поведения. В основе их лежат условные рефлексы.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Напряженность - психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Она может быть только ситуационной или обусловленной индивидуальными особенностями свойств личности.

Наследственность – свойства и особенности человека, переданные по наследству (строение НС, физические признаки, некоторые потребности и т.д.).

Настойчивость - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.

Настроения - сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.

Непосредственное общение – естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика).

Непреднамеренное (непроизвольное) воображение - воображение, характеризующееся отсутствием целеполагания и волевого усилия

Непроизвольнаяпамять - запоминание без специальной установки, память, не требующая постановки цели и волевых усилий.

Непроизвольное внимание - внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.

Непроизвольное восприятие (непреднамеренное) - это такое восприятие, которое осуществляется без специально поставленной цели, не требует волевого усилия; выступает как компонент другой деятельности.

Непроизвольное мышление - непроизвольная трансформация образов сновидений.

Низшие мотивы - мотивы личного порядка.

Нравственные чувства - это чувства, в которых отражается отношения человека к требованиям морали; переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу.

Обобщение - объединение предметов и явлений в группы по общим и существенным признакам.

Обобщенность - познание общих и существенных свойств предметов и явлений, закономерных связей и отношений между предметами или явлениями.

Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Образная память - запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

Обратимость - мысль обратима, всегда можно вернуться к началу мысли.

Общая психология – отрасль психологии, изучающая наиболее общие свойства, особенности и закономерности психики.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Включает обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Объем внимания - количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, то есть охватываются вниманием одномоментно.

Одаренность - совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку.

окружающий мир и самого себя.

Оперативная память - запоминание информации на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности.

Операция - это способ, которым выполняется действие в определенных условиях.

Опосредованное общение – неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Опосредованность - познание того, что непосредственно в восприятии не дано, познание с использованием вспомогательных средств.

Опросники – стандартизированное анкетирование.

Оптикомнестическая афазия - затруднения в назывании предметов и их изображений при относительной легкости называния действий.

Организаторские способности - 1. Быстрота ориентировки в ситуации; 2. Гибкость ума; 3. Общительность; 4. Психологический такт.

Организованность - разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности.

Оригинальность творчества - проявляется в индивидуальном своеобразии человека, в том, что его резко отличает от других. Например, повышенная чувствительность, излишняя замкнутость и т.д.

Оригинальность - способность выдавать необычные нестандартные идеи

Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Отражательная функция - выражается в обобщенной оценке событий.

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, характеристики и отношения других объектов.

Отрицательные - эмоции, возникающие при неудовлетворении потребностей; при недостатке реального результата, при несовпадении с ожидаемым результатом.

Ощущение - это отражение в коре г.м. отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих в данный момент на человека или животного.

Память - отражение прошлого опыта, проявляющееся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении.

Паника - психическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве страха и стремлении любым способом избежать опасной ситуации. В состоянии паники превалируют неосознанные, ярко эмоционально окрашенные явления.

Пассивное воображение - создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются и не могут быть осуществлены.

Педантичность проявляется в сверхточности, подчеркнутой аккуратности, сверхосторожности, чрезмерной предупредительности.

Переключательная функция - обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

Переключение внимания - перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Перцептивная психика, или стадия предметного восприятия – отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов, и животное способно обучаться; появляются индивидуально приобретенные навыки поведения, сложная НС, позволяющая образовывать межанализаторные связи.

Перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Перцептивный контроль - отбор и пропуск информации, связанной с намерением, и блокировка информации, не связанной с намерением.

Письменная речь - вербальное общение при помощи письменных текстов. Аффективная речь - простая, ограниченная, с отсутствием замысла, эмоционально окрашенная речь.

Пластичность и ригидность - свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Побудительная (стимулирующая) функция эмоций - побуждает человека к действию, определяет направление поиска, способное удовлетворить решения задачи.

Побудительная функция воли - активизирующая, стимулирующая к действию.

Побуждение - определяет постановку данной цели, тесно связано с мотивами, потребностями, интересами человека.

Поведенческий контроль - заключается в предусмотрительности, охраняющей человека от соблазнов путем устранения из поля деятельности и окружающей среды предметов, провоцирующих нежелательные действия.

Подвижность внимания - нарушение концентрации Вн. и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители (например, при утомлении).

Подвижность нервных процессов - способность быстрой смены возбуждения торможением и наоборот.

Подкрепляющая функция - сопровождает успех - неуспех в деятельности, играет важную роль в обучении.

Познавательные проц ессы – процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир и самого себя.

Положительные эмоции - эмоции, возникающие при удовлетворении потребностей; когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат.

Понятие - форма мышления, отражающая общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений.

Порог различения - минимальная величина, при которой раздражители ощущаются как различные.

Послепроизвольное внимание - внимание, возникающее на основе произвольного, где необходимо осознание цели и не требуется волевых усилий для его поддержания.

Потребности в безопасности – стремление в защите от лишений, физических угроз и опасностей со стороны окружающей среды.

Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

Потребность в самоактуализации – потребности в развитии личности, в самореализации, заниматься творчеством, в осмыслении своего назначения в мире. «Потребность стать тем, кем данный человек способен стать.»

Праксические - чувства, связанные с деятельностью человека.

Практическое мышление - мышление, направленное на воплощение открытых закономерностей и свойств в практической деятельности.

Предметность восприятия - отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Предметные действия - это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они складываются из трех относительно простых: взять, переместить, опустить; а также движения перемещения (ходьба, бег, прыжки и т.д.); коммуникации (речевые движения, жесты, мимика и т.д.); установки и поддержания позы (стоять, сидеть).

Преднамеренное (произвольное) воображение - воображение, требующее наличие цели на создание образа и волевого усилия для достижения этой цели.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие нравственным нормам и эстетическим критериям.

Принятие решения - выбор одного из вариантов решения задачи.

Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий.

Природная среда – влияние среды обитания на личность.

Приспособительная функция эмоций - благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям, способствует установлению значимости тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей.

Приспособление — отказ человека от своих интересов и готовность пойти навстречу партнеру. Возможен, когда свои интересы не важны для одного из участников, его больше волнует сохранность межличностных отношений.

Продуктивное (творческое) мышление - мышление, направленное на создание новых идей, на открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи.

Проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу.

Произвольная память - память, основанная на запоминании со специальной установкой, требующая постановки цели и волевых усилий, специальных приемов запоминания.

Произвольное внимание - внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: