double arrow

Вопросы для самопроверки. Вопросы и задания для самостоятельной работы


Вопросы и задания для самостоятельной работы

Вопросы для самопроверки

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте механизм и основные проявления укрепления режима личной власти И.В. Сталина.

2. Подготовьте эссе по теме: «Советская наука и культура в 20–30-х гг. ХХ в.»

Тема 10. Вторая Мировая война (1939-1945)

и

Великая Отечественная война советского народа (1941 – 1945)

СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Цель изучения темы: дать представление о причинах и об основных этапах Великой Отечественной войны, её историческом значении.

Задачи изучения темы:

- проанализировать феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне;

- рассмотреть деятельность чрезвычайных органов управления в условиях войны;

- выяснить каковы были итоги и последствия Великой Отечественной войны?

Расстановка сил на международной арене летом 1939 г. Начало Второй Мировой войны: её причины, характер, основные этапы. Поворот во внешней политике советского государства. Заключение советско-германского договора о ненападении, договора о дружбе и границах, их современные оценки. Разгром Польши. Захват Германией Дании и Норвегии.




Просчёты сталинского руководства в оценке военно-политической обстановки. Репрессии против командных кадров Красной Армии. Донесения советской резедентуры о планах Германии в отношении СССР.

Личная вина И.В. Сталина за ошибки в анализе предвоенной внешнеполитической обстановки.

Нападение фашистской Германии на СССР. Причины поражения советских войск в начальный период войны. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Оборонительные операции советских войск в начале войны. Блокада Ленинграда. Битва за Москву. Сталинградская битва. Курская битва. Достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Мобилизация сил страны на борьбу с врагом. Перестройка народного хозяйства и государственного управления на военный лад, достижения и утраты. Самоотверженный труд советских людей в тылу. Партизанское движение. Массовый героизм советских людей в оккупированных районах. Фашистская политика на оккупированной территории.

Антигитлеровская коалиция. Московская и Тегеранская конференции.

Наступление Красной Армии по всему фронту в 1944 г. Изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории СССР. Открытие второго фронта союзников. Рост антигитлеровского движения в странах Европы. Ялтинская конференция руководителей трёх держав.

Победоносное наступление Красной Армии и её союзников зимой – весной 1945 г. Капитуляция нацистской Германии. Потсдамская конференция союзников по антигитлеровской коалиции.



Разгром милитаристской Японии. Цена и уроки победы над фашизмом во Второй Мировой войне.

Методы: лекция

Литература:1,2.

1. Назовите дату начала блокады Ленинграда?

2. Какая крупная битва завершила перелом в ходе Великой Отечественной войны, после чего военная инициатива полностью перешла к Советской Армии?

3. Перечислите самых выдающихся советских полководцев Великой Отечественной войны.

1. Составьте таблицу «Основные этапы военных действий и главные сражения Великой Отечественной войны».

2. Объясните истоки трудового героизма тружеников советского тыла. Приведите примеры.

3. Каковы итоги Второй мировой войны для судеб мировой цивилизации? Ответ обоснуйте.

Тема 11. Советский Союз и народ-победитель в послевоенном мире

(вторая половина XX в.)

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-х – 80-х г.г.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 г.г. Перестройка.

Цель изучения темы: дать представление об основных проблемах советского государственного строительства в 60-90-е гг.

Задачи изучения темы

- раскрыть основные особенности организации государственного аппарата СССР в 60-90-е гг. ХХ в.;

- изучить правовые положения новой Конституции 1977 г.;



- охарактеризовать централизованную командную систему «развитого социализма»;

- определить основные этапы «перестройки».

Противоречивость изменений в мире и стране. Укрепление демократических сил. Рост авторитета СССР. Распад антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны». Доктрина президента Трумэна и план Маршалла. Демократические преобразования в Восточной Европе. Насаждение советской модели развития. Возникновение НАТО. Образование двух германских государств – ФРГ и ГДР. Война в Корее.

Восстановление народного хозяйства СССР в конце 1940-х – начале 1950-х г.г. Народ-победитель и официальная власть. Трудовой энтузиазм советских людей в первые послевоенные годы. Трудности в сельском хозяйстве и приоритетное развитие тяжёлой промышленности. Социальные проблемы и некоторые подвижки в сторону раскрепощения сознания народа в первые послевоенные годы.

Идеологические кампании 1946-1948 г.г. как средство укрепления политической системы, режима личной власти И.В. Сталина. Истоки кризиса сталинизма.

Революционный скачок в науке, технике, технологиях. Формирование постиндустриального общества в западном мире. Поиск путей социального и экономического развития советского общества. Крупные успехи советской науки. Начало освоения космоса.

«Оттепель». XX-й съезд КПСС. Развенчание культа личности И.В. Сталина. Противоречивость реформаторской деятельности Н.С. Хрущёва. Усиление консервативных тенденций в политическом руководстве страны.

Л.И. Брежнев и его окружение. Попытки перевода экономики на путь интенсификации и научно-технического прогресса. Экономические реформы правительства А.Н. Косыгина. Стагнация экономики.

Противоречивость духовной жизни общества в 1960–1980-е гг. Сопротивление «застою». Общественный протест в среде интеллигенции. Нарастание социальной апатии: разрыв общественных идеалов и действительности.

Трудности и просчёты во внешней политике. Подавление общественного движения в Венгрии (октябрь-ноябрь 1956 г.), его последствия в стране и мире. «Берлинский» кризис августа 1961 г., усиление напряжённости в Европе. «Карибский» кризис и его последствия. Страны Восточной Европы в 1960–1970-е г.г. и СССР. События 1968 г. в Чехословакии.

Международное положение в 1970-е г.г. Поворот к «разрядке» в 70-е гг. Борьба за разоружение. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (1975 г.). Советское вторжение в Афганистан и его негативные последствия. Новое обострение международной обстановки. Усиление военного соперничества между СССР и США. Проблемы международных отношений.

Начало «перестройки» в СССР. Избрание Генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачёва. Попытки реформирования социалистической системы. Съезды народных депутатов СССР.

Противоречия в осуществлении социально-экономических и политических преобразований. Обострение межнациональных и региональных проблем. Изменение общественной атмосферы в стране. Оживление духовной жизни. Процесс формирования различных общественно-политических движений, политических партий. Попытки реформирования КПСС.

Снижение международной напряжённости. Вывод советских войск из Афганистана. Крах коммунистических режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Объединение Германии.

Методы: лекция

Литература:1,2, 4, 48, 50.

1. В каком году Советский Союз произвел первое испытание ядерной бомбы?

2. Что такое Организация Варшавского Договора? Каковы цели создания?

3. Каковы были мотивы, побудившие руководство страны пойти на реформы 1985 – 1991 гг.?

4. Чем, по вашему мнению, политика гласности отличается от свободы слова?







Сейчас читают про: