Вопросы и задания для самостоятельной работы
Вопросы для самопроверки
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте деятельность Уложенной Комиссии 1767-1768 гг.
2. В чём сущность крестьянского вопроса в первой половине XIX в.?
Тема 6. Поиски путей модернизации России
(вторая половина XIX в.)
Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
Цель изучения темы: сформировать у студентов представление об «Эпохе великих реформ», связанных с ней преобразованиях во всех сферах жизни, произошедших во второй половине XIX в.
Задачи изучения темы:
- охарактеризовать либеральные проекты преобразований;
- рассмотреть изменения системы центрального управления, МВД, министерства финансов;
- изучить реформы в 80-90-х гг., их содержание и особенности.
Основные черты развития стран Западной Европы и Северной Америки во второй половине XIX в. Создание политических партий. Рабочее движение. Парижская Коммуна. Деятельность I и II Интернационалов.
Упрочение капитализма в экономике страны. Особенности формирования буржуазии и пролетариата. Российская интеллигенция как особый социальный слой и духовная общность. Оформление трёх течений в российском обществе (консервативное, либеральное, революционное): социальная база, программы, деятельность.
Реформы 1860-х г.г. Александр II. Отмена крепостного права. Отношение радикальных кругов и крестьянства к отмене крепостного права. Н.Г. Чернышевский и революционные демократы. Реформы 1860 – 1870-х г.г. Преобразования в сфере просвещения. Политика правительства в отношении печати. Значение преобразований эпохи реформ. Уроки реформирования «сверху».
Россия в пореформенный период. Положение крестьянства. Позиция правительства и общества в связи с голодом 1891-1892 г.г. Рост промышленного производства и развитие внутреннего рынка. Александр III. Контрреформы 1880-х г.г. Клерикализация внутренней политики самодержавия. Д.А. Толстой, К.П. Победоносцев. Деятельность М.Н. Каткова. Закон о печати 1882 г. Раскол либеральной части общества. Земская оппозиция.
Идейно-теоретические платформы «народников» и практика революционной борьбы. П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Анархизм в России. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. Народнические организации. «Нечаевщина». Деятельность «Народной воли». Начало рабочего движения в России. Первые организации рабочего класса. Становление российской социал-демократии как идейного течения. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин. Борьба за создание пролетарской партии.
Спор о путях развития России в демократических кружках российской интеллигенции в конце XIX в. Н.К. Михайловский, П.Б. Струве, В.И. Ленин. «Золотой век» русской культуры и философии. Демократическое и революционное направление в культуре России.
Основные итоги пореформенного развития России к концу XIX в. Возрастающая роль элементов европейской цивилизации в общественной жизни.
Методы: лекция
Литература: 1,2, 5, 9, 11.
1. Назовите самую либеральную и самую последовательную из реформ Александра II?
2. Кто такие «народовольцы»?
3. В каком году вступил на престол император Николай II?
1. Охарактеризуйте особенности социальной структуры пореформенной России.
2. Сформулируйте черты сходства и различия между народниками и марксистами
3. В чём причина циклического характера русской истории? Ответ обоснуйте.
Тема 7. Нарастание политических и социально-экономических противоречий в Российской империи в начале XX в.
Крах самодержавия
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
Цель изучения темы: дать представление об эволюции политической системы в 1900-1917 гг., социально-экономическом и политическом развитии России, основных направлениях ее внешней политики.
Задачи изучения темы:
- рассмотреть события первой российской революции, изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг.;
- охарактеризовать функции и правовой статус Государственной Думы, Государственного Совета, Совета Министров;
- выяснить особенности российской многопартийности;
- охарактеризовать роль России в системе международных отношений в начале XX в.
Мир на рубеже XIX – XX вв. Начало нового этапа в развитии капитализма. Усиление межгосударственных противоречий. «Тройственный союз» и «Антанта». Усиление кризиса европейского либерализма на рубеже веков. Рост национально-освободительных движений.
Начало царствования Николая II. Возможные пути развития Российской империи в новых исторических условиях. Внутренняя политика царского правительства и обострение политической ситуации в стране. С.Ю. Витте, его сторонники и противники. Международное положение России и её внешнеполитический курс в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке. Русско-японская война. Противоречия и тенденции социально-экономического развития России на рубеже веков.
Размежевание политических сил в условиях надвигающегося революционного подъёма. Формирование социалистических, буржуазных и мелкобуржуазных партий и движений. Идейная борьба в рядах российских социал-демократов. II съезд РСДРП. В.И. Ленин и Ю.О. Мартов. Создание партии социалистов-революционеров.
Причины первой русской революции. Обострение борьбы сторонников различных путей развития России. 9 января 1905 г. Экстремально-революционное и обыденное в жизни общества в 1905-1907 г.г. Важнейшие события революционной борьбы. Возникновение Советов. Манифест от 17 октября 1905 г. Многопартийность. I и II Государственные Думы.
Деятельность правительства в условиях революции. Рабочее, крестьянское, национально-освободительное движение. Интеллигенция и студенчество в 1905-1907 гг. Образование Всероссийского учительского союза.
«Третьеиюньский государственный переворот». Влияние революции на процесс модернизации страны. Международное значение революции в России.
Политическая система России после «третьеиюньского переворота». III Государственная Дума и П.А. Столыпин. Реформы П.А. Столыпина. Общественно-политическая жизнь России в 1907-1914 г.г. Политические партии и общественное движение. Россия на пути экономического подъёма. Тип индустриального развития и характер социально-экономической структуры Российской империи. Назревание нового революционного подъёма. IV Государственная Дума. М.В. Родзянко. Национальный вопрос в Российской империи. Признаки новой революционной ситуации.
Определение Россией своего участия в международных конфликтах. Российская империя и война на Балканах. Первая Мировая война и её причины. Обстоятельства вступления России в мировую войну. Военно-организаторская деятельность царского правительства. Военно-политическое положение страны. Основные военные кампании и сражения российской армии. Герои и жертвы войны
Классы и партии в их отношении к войне. Кризис европейского либерализма и пацифизма накануне и в начале войны. Измена лидеров II Интернационала прежним решениям о войне и мире. Состояние армии и военной промышленности в России. Положение народных масс. Рабочее и крестьянское движение. Деятельность революционных партий. В.И. Ленин, К. Каутский, В.М. Чернов об историческом месте империализма. Обоснование социалистической перспективы человечества. Переход российской буржуазной оппозиции в наступление. А.И. Гучков, П.Н. Милюков.
Кризис и разложение правящей верхушки. «Распутинщина». Последние попытки предотвратить революцию. Развитие политического кризиса в стране. Место династии Романовых в истории страны. Итоги буржуазной модернизации России.
Основные тенденции развития культуры России в начале XX в. «Серебряный век» русской культуры. Евразийские черты российской цивилизации.
Методы: лекция
Литература: 1,2, 6,11. 50.
1. Назовите наиболее значимые из преобразований, разработанных С.Ю. Витте?
2. Какая Государственная Дума проработала весь положенный ей срок?
3. Когда император Николай II отрекся от престола?