Вопросы для самопроверки. Вопросы и задания для самостоятельной работы

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Вопросы для самопроверки

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте деятельность Уложенной Комиссии 1767-1768 гг.

2. В чём сущность крестьянского вопроса в первой половине XIX в.?

Тема 6. Поиски путей модернизации России

(вторая половина XIX в.)

Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

Цель изучения темы: сформировать у студентов представление об «Эпохе великих реформ», связанных с ней преобразованиях во всех сферах жизни, произошедших во второй половине XIX в.

Задачи изучения темы:

- охарактеризовать либеральные проекты преобразований;

- рассмотреть изменения системы центрального управления, МВД, министерства финансов;

- изучить реформы в 80-90-х гг., их содержание и особенности.

Основные черты развития стран Западной Европы и Северной Америки во второй половине XIX в. Создание политических партий. Рабочее движение. Парижская Коммуна. Деятельность I и II Интернационалов.

Упрочение капитализма в экономике страны. Особенности формирования буржуазии и пролетариата. Российская интеллигенция как особый социальный слой и духовная общность. Оформление трёх течений в российском обществе (консервативное, либеральное, революционное): социальная база, программы, деятельность.

Реформы 1860-х г.г. Александр II. Отмена крепостного права. Отношение радикальных кругов и крестьянства к отмене крепостного права. Н.Г. Чернышевский и революционные демократы. Реформы 1860 – 1870-х г.г. Преобразования в сфере просвещения. Политика правительства в отношении печати. Значение преобразований эпохи реформ. Уроки реформирования «сверху».

Россия в пореформенный период. Положение крестьянства. Позиция правительства и общества в связи с голодом 1891-1892 г.г. Рост промышленного производства и развитие внутреннего рынка. Александр III. Контрреформы 1880-х г.г. Клерикализация внутренней политики самодержавия. Д.А. Толстой, К.П. Победоносцев. Деятельность М.Н. Каткова. Закон о печати 1882 г. Раскол либеральной части общества. Земская оппозиция.

Идейно-теоретические платформы «народников» и практика революционной борьбы. П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Анархизм в России. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. Народнические организации. «Нечаевщина». Деятельность «Народной воли». Начало рабочего движения в России. Первые организации рабочего класса. Становление российской социал-демократии как идейного течения. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин. Борьба за создание пролетарской партии.

Спор о путях развития России в демократических кружках российской интеллигенции в конце XIX в. Н.К. Михайловский, П.Б. Струве, В.И. Ленин. «Золотой век» русской культуры и философии. Демократическое и революционное направление в культуре России.

Основные итоги пореформенного развития России к концу XIX в. Возрастающая роль элементов европейской цивилизации в общественной жизни.

Методы: лекция

Литература: 1,2, 5, 9, 11.

1. Назовите самую либеральную и самую последовательную из реформ Александра II?

2. Кто такие «народовольцы»?

3. В каком году вступил на престол император Николай II?

1. Охарактеризуйте особенности социальной структуры пореформенной России.

2. Сформулируйте черты сходства и различия между народниками и марксистами

3. В чём причина циклического характера русской истории? Ответ обоснуйте.

Тема 7. Нарастание политических и социально-экономических противоречий в Российской империи в начале XX в.

Крах самодержавия

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.

Цель изучения темы: дать представление об эволюции политической системы в 1900-1917 гг., социально-экономическом и политическом развитии России, основных направлениях ее внешней политики.

Задачи изучения темы:

- рассмотреть события первой российской революции, изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг.;

- охарактеризовать функции и правовой статус Государственной Думы, Государственного Совета, Совета Министров;

- выяснить особенности российской многопартийности;

- охарактеризовать роль России в системе международных отношений в начале XX в.

Мир на рубеже XIX – XX вв. Начало нового этапа в развитии капитализма. Усиление межгосударственных противоречий. «Тройственный союз» и «Антанта». Усиление кризиса европейского либерализма на рубеже веков. Рост национально-освободительных движений.

Начало царствования Николая II. Возможные пути развития Российской империи в новых исторических условиях. Внутренняя политика царского правительства и обострение политической ситуации в стране. С.Ю. Витте, его сторонники и противники. Международное положение России и её внешнеполитический курс в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке. Русско-японская война. Противоречия и тенденции социально-экономического развития России на рубеже веков.

Размежевание политических сил в условиях надвигающегося революционного подъёма. Формирование социалистических, буржуазных и мелкобуржуазных партий и движений. Идейная борьба в рядах российских социал-демократов. II съезд РСДРП. В.И. Ленин и Ю.О. Мартов. Создание партии социалистов-революционеров.

Причины первой русской революции. Обострение борьбы сторонников различных путей развития России. 9 января 1905 г. Экстремально-революционное и обыденное в жизни общества в 1905-1907 г.г. Важнейшие события революционной борьбы. Возникновение Советов. Манифест от 17 октября 1905 г. Многопартийность. I и II Государственные Думы.

Деятельность правительства в условиях революции. Рабочее, крестьянское, национально-освободительное движение. Интеллигенция и студенчество в 1905-1907 гг. Образование Всероссийского учительского союза.

«Третьеиюньский государственный переворот». Влияние революции на процесс модернизации страны. Международное значение революции в России.

Политическая система России после «третьеиюньского переворота». III Государственная Дума и П.А. Столыпин. Реформы П.А. Столыпина. Общественно-политическая жизнь России в 1907-1914 г.г. Политические партии и общественное движение. Россия на пути экономического подъёма. Тип индустриального развития и характер социально-экономической структуры Российской империи. Назревание нового революционного подъёма. IV Государственная Дума. М.В. Родзянко. Национальный вопрос в Российской империи. Признаки новой революционной ситуации.

Определение Россией своего участия в международных конфликтах. Российская империя и война на Балканах. Первая Мировая война и её причины. Обстоятельства вступления России в мировую войну. Военно-организаторская деятельность царского правительства. Военно-политическое положение страны. Основные военные кампании и сражения российской армии. Герои и жертвы войны

Классы и партии в их отношении к войне. Кризис европейского либерализма и пацифизма накануне и в начале войны. Измена лидеров II Интернационала прежним решениям о войне и мире. Состояние армии и военной промышленности в России. Положение народных масс. Рабочее и крестьянское движение. Деятельность революционных партий. В.И. Ленин, К. Каутский, В.М. Чернов об историческом месте империализма. Обоснование социалистической перспективы человечества. Переход российской буржуазной оппозиции в наступление. А.И. Гучков, П.Н. Милюков.

Кризис и разложение правящей верхушки. «Распутинщина». Последние попытки предотвратить революцию. Развитие политического кризиса в стране. Место династии Романовых в истории страны. Итоги буржуазной модернизации России.

Основные тенденции развития культуры России в начале XX в. «Серебряный век» русской культуры. Евразийские черты российской цивилизации.

Методы: лекция

Литература: 1,2, 6,11. 50.

1. Назовите наиболее значимые из преобразований, разработанных С.Ю. Витте?

2. Какая Государственная Дума проработала весь положенный ей срок?

3. Когда император Николай II отрекся от престола?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: