double arrow

История развития системного подхода


Список литературы…………………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………...13

Системный Анализ……………………………………………………………..11

Системный подход ………………………………………………………………9

Эволюция 3-его этапа системных представлений…………………………..8

Основные 3 этапа развития системных представлений……………………6

История развития системного подхода……………………………………….2

Оглавление

Теория систем и системный анализ

РЕФЕРАТ

Кафедра математического моделирования и эконометрии

Высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

«Государственный университет
морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

по дисциплине:

на тему: «История развития системных представлений. 3 этап»

Выполнил: ст. гр. № ЭФ-26 Жмурко А.В

Проверил: А.А. Бурыкин

Санкт-Петербург

Составляющим понятий «системный анализ», «систем­ная проблема», «системное исследование» является слово «система», которое появилось в Древней Элладе 2000—2500 лет назад и первоначально означало: сочетание, орга­низм, устройство, организация, строй, союз. Оно также выражало определенные акты деятельности и их резуль­таты (нечто, поставленное вместе; нечто, приведенное в порядок).

Первоначально слово «система» было связано с фор­мами социально-исторического бытия. Лишь позднее прин­цип порядка, идея упорядочивания переносятся на Все­ленную.

Перенос значения слова с одного объекта на другой и вместе с тем превращение слова в обобщенное понятие совершаются поэтапно. Метафоризация слова «система» была начата Демокритом (460—360 до н. э.), древнегре­ческим философом, одним из основоположников материалистического атомизма. Образование сложных тел из атомов он уподобляет образованию слов из слогов и сло­гов из букв. Сравнение неделимых форм (элементов с буквами) — один из первых этапов формирования науч­но-философского понятия, обладающего обобщенным уни­версальным значением.

На следующем этапе происходят дальнейшая универ­сализация значения слова, наделение его высшим обоб­щенным смыслом, что позволяет применять его и к физи­ческим, и к искусственным объектам. Универсализация может осуществляться двояко — или в процессе мифотворчества, т. е. построения мифа на основе метафоры [ха­рактерно для одного из основателей объективного идеализ­ма Платона (427—347 до н. э.)], или же путем воссоздания философско-рациональной картины мироздания и челове­ческой культуры, т. е. трансформирования и развертыва­ния метафоры в философской системе [характерно для Аристотеля (384—322 до н.э.), колеблющегося между ма­териализмом и идеализмом]

Новый этап в интерпретации системности научного знания связан с именем И. Канта (1724—1804). Его заслу­га состоит не только в четко осознанном системном ха­рактере научно-теоретического знания, но и в превраще­нии этой проблемы в методологическую, в выявлении определенных процедур и средств системного конструи­рования знания.

Ограниченность кантовского понимания системности знания состоит в том, что конструктивно-методологиче­ские принципы образования научных систем являются у него характеристиками лишь формы, а не содержания зна­ния.

Эту линию в еще большей мере проводит И.Г. Фихте (1762—1814), который считает, что принципы полагания формы знания являются одновременно принципами пола­гания и его содержания. Исходный тезис Фихте — науч­ное знание есть системное целое. Фихте является родоначальником того направления в классической немецкой философии, которое останавливается на вычленении фор­мально-логических принципов систематизации сложивше­гося знания, ограничивая тем самым системность знания систематичностью его формы. Это привело к отождествле­нию системности научного знания и его систематического изложения. Это направление сосредоточивает свое внима­ние не на научном исследовании, а на изложении результатов знания, систематического представления теоретического знания. Такой подход особенно проявился у последо­вателей Канта и Фихте — К. Шмида, Я. Фриза и др.

В 1940—50 гг. Л. Берталанфи обобщил идеи, содержа­щиеся в теории открытых систем, и выдвинул программу построения ОТС, являющейся всеобщей теорией органи­зации. Проблемы организации, целостности, направлен­ности, телеологии, саморегуляции, динамического взаимодействия весьма актуальны и для современной физики, химии, физической химии и технологии, а не только для биологии, где подобные проблемы встречаются повсюду.


Сейчас читают про: