double arrow

Политическая история Киевской Руси периода феодальной раздробленности


Общая характеристика периода раздробленности

С утверждением феодальной раздробленности на Руси окончательно восторжествовал удельный порядок. (Удел - княжеское владение.) "Князья правили свободным населением своих княжеств как государи и владели их территориями как частные собственники, со всеми правами распоряжения, вытекающими из такой собственности" (В.О. Ключевский). С прекращением перемещений князей по княжениям в порядке старшинства общерусские интересы заменяются интересами частными: увеличение своего княжества за счет соседей, раздел его между своими сыновьями по воле отца.

С изменением положения князя изменяется и положение остальных слоев населения. Служба у князя для свободного человека всегда была делом добровольным. Теперь бояре и дети боярские получают возможность выбирать, какому князю служить, что было зафиксировано в так называемом праве отъезда. Сохраняя свои земельные владения, они должны были платить дань тому князю, в княжестве которого находились их вотчины.

Феодальная раздробленность как закономерный этап исторического развития человеческого общества характеризуется следующими факторами:

Положительные:
  • Рост городов, ремесла и торговли;
  • Культурное и хозяйственное развитие отдельных земель.
Отрицательные:
  • Слабая центральная власть;
  • Самостоятельность местных князей и боярства;
  • Распад государства на отдельные княжества и земли;
  • Уязвимость для внешних врагов.

С XV века появляется новая форма службы - поместная. Поместье - земля, держатель которой должен был нести обязательную службу в пользу князя и не пользовался правом отъезда. Такое владение называется условным, так как владелец поместья не являлся его собственником в полном объеме. Он владел им, только пока длилась его служба. Князь мог передать поместье другому, отобрать совсем, сохранить владение под условием службы сыновей помещика..

Вся земля княжества делилась на государственную ("черную"), дворцовую (принадлежащую лично князю), боярскую (вотчины) и церковную.

На земле проживали свободные общинники, имевшие, так же как и бояре, право перехода от одного землевладельца к другому. Этим правом не пользовались только лично зависимые люди - пашенные холопы, закупы, челядь.

Благодаря общепризнанному авторитету Мономаха после его смерти в 1125 году киевский стол занял его старший сын, Мстислав (1125-1132), хотя он и не был старшим среди оставшихся князей. Родился он около 1075 года и долгое время был князем в Новгороде, вел войны с чудью и оборонял Суздальскую землю от князей Олега и Ярослава Святославичей. Став великим князем, Мстислав продолжал политику своего отца: держал в строгом повиновении удельных князей и не позволял им начинать междоусобные войны. В 1128 году Мстислав завладел Полоцким княжеством и отдал его своему сыну Изяславу. Полоцкие князья вынуждены были отправиться в Византию в изгнание. В 1132 году Мстислав воевал с Литвой и в том же году умер.




Мстиславу наследовал его брат Ярополк (1132-1139). При Владимире Мономахе и его старшем сыне, Мстиславе, единство Древнерусского государства было восстановлено. Однако при Ярополке Владимировиче между наследниками Мономаха снова начались раздоры. В борьбу за Киев включились и сыновья Олега Святославича. Полоцкие князья тоже использовали усобицы и снова заняли Полоцк.

После смерти Ярополка старший сын Олега Святославича, Всеволод, выгнал из Киева сына Владимира Мономаха Вячеслава и стал великим князем (1139 - 1146). Всеволоду хотел наследовать его брат Игорь. Но киевляне не любили Олеговичей и призвали к себе князем Изяслава Мстиславича (1146-1154), а Игоря убили. Заняв Киев, Изяслав нарушил право старшинства своего дяди Юрия Долгорукого - сына Владимира Мономаха. Между ними началась война, в которой принимали участие другие русские князья, а также венгры и половцы. Война шла с переменным успехом. Юрий два раза выгонял Изяслава из Киева, но в 1151 году потерпел от него поражение и занял киевский стол только в 1154 году, после смерти Изяслава. Юрий Долгорукий (1154-1157) был младшим сыном Владимира Мономаха от его второй жены. Родился около 1090 году. С детства безвыездно жил в отцовских местах - Ростове Великом, Суздале, Владимире. Мономах отдал ему этот удел с умыслом - пусть, и младший сын крепит здесь Русь и наживает свое богатство. Юрий оправдал надежды отца.



"Князь Юрий "Долгие руки",- повествует Д. И. Еремин,- год за годом, любым путем расширял свои земли... Он как бы лег на них от Мурома до Торжка, от Вологды до Москвы-реки и все подгребал, подгребал под себя соседние и ничейные земли, губя слабейших, дружа и торгуясь с теми, кто был сильнее. Тайные думы и крепкие руки князя тянулись далеко: на Киев, к Рязани, за Унжу, Сухонь, Ветлугу. Они тянулись в богатое Заволочье, и к мордве, и к булгарам за Волгу, и к мирным народам мари, и к новгородским богатствам. Недаром он прозван был Долгоруким... В ряде безвестных мест, на всякий случай, ставил он и крепил города, называя их именами своих детей. В городах тех он строил большие дома и церкви. Его называли "градостроитель". И он поставил церковь близ устья Нерли, Его старанием выросли Юрьев, Можайск, Конятин и Кострома, Переяславль и Димитров, а вслед за ними - Москва...".

Сам факт основания Москвы Юрием Долгоруким не вызывает каких-либо сомнений хотя бы потому, что в те годы, когда впервые упоминается Москва, никто, кроме князя Юрия, не мог владеть той землей. Однако об отдельных деталях этого события историки пишут по-разному. Поскольку речь идет о нашей столице, приведем наиболее интересные высказывания из трех различных источников. Сергей Михайлович Соловьев в своей "Истории России с древнейших времен" сообщает: "...в первый раз Москва упоминается в 1147 году, по случаю свидания Долгорукого со Святославом северским. Москва лежит на реке того же имени, которая течет между Волгою, Окою и Верхним Днепром. Москва-река впадает в Оку, так же как и Клязьма, с тем, однако, различием, что Клязьма впадает в Оку там, где она принадлежала финскому северо-востоку, тогда как Москва впадает именно в том месте, где Ока, обращаясь к востоку, передавала Москве обязанность служить соединением для северных и южных русских областей...Область Москвы-реки была первоначальною областью Московского княжества, и в первой деятельности московских князей мы замечаем стремление, получить в свою власть все течение реки. Верховье и устье ее находились в чужих руках, следовательно, область Московского княжества была заперта с двух концов: верховье реки находилось во власти князей можайских и смоленских, устье - во власти князей рязанских - здесь их был город Коломна. Отсюда понятно, почему первыми завоеваниями Москвы были Можайск и Коломна...".

В "Курсе русской истории" Василия Осиповича Ключевского читаем: "Любопытно, что городок этот (Москва) впервые является в летописном рассказе со значением пограничного пункта между северным Суздальским и южным Чернигово-Северским краем. Сюда в 1147 году Юрий Долгорукий пригласил на свидание своего союзника князя новгород-северского Святослава Ольговича, послав сказать ему: "Приде ко мне, брате, в Москов"... Из рассказа этой же летописи видно, что Москва носила и другое, более раннее название - Куцкова. Название это она получила от местного вотчинника, боярина и, по преданию, суздальского тысяцкого Степана Куцка или Кучка, которому принадлежали окрестные села и деревни...".

Наибольшее внимание историков привлекли те предания о начале Москвы, согласно которым Москва до Юрия Долгорукого принадлежала "боярину некому, богату сущу, имянем Кучко Стефану Иванову". Что же заставило исследователей выделить из других- сказаний о начале Москвы именно эту легенду? Дело в том, что летописи, повествуя об убийстве в 1174 году сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского, утверждают, что во главе заговора бояр против Андрея стояли Яким Кучкович и Петр, зять Кучков. В другом месте летописец называет Москву Кучковом. Для русских людей в XII в. и еще два-три столетия позже Кучка был вполне реальной личностью. Если письменные источники и не упоминают самого Кучку, то им известны его дети и его зять, его поле и даже его владение - Кучково, т. е. Москва. Все эти факты, вместе взятые, устанавливают связь народных сказаний с реальной действительностью.

Последнее по времени и наиболее полное по содержанию сообщение об основании Москвы читаем в "Истории Москвы": "...легенда, бытовавшая в первой половине XVII века, могла показаться современникам более вероятной. В этой легенде, записанной в "Повести о начале Москвы", рассказывается следующее. Некогда князь Юрий Владимирович Долгорукий, возвращаясь из Киева во Владимир, остановился в местечке, где находились села, принадлежавшие боярину Кучке Ивановичу. Чванливый боярин не оказал подобающей чести князю, за что был им казнен. На дочери Кучки Юрий Долгорукий женил своего сына Андрея, а его сыновей взял к себе ко двору. На месте полюбившихся ему сел, принадлежавших Кучке, Юрий Долгорукий велел "соделати мал древян град. И прозва (его) званием Москва-град по имени реки, текущия под ним"". "Повесть", облеченная в романтическую форму, привлекла к себе внимание читателей.

Известно, что в XII в. у Москвы было второе название - Кучково, а район у современных Чистых прудов и Сретенских ворот в XV в. назывался Кучковым полем. Сам боярин Кучка - лицо, не известное древним источникам, но его зять Петр и дети (Кучковичи) действительно в 1174 году составили заговор и убили князя Андрея Боголюбского. Наконец, согласно летописи, именно князь Юрий Долгорукий построил в Москве Кремль (слово "кремль", по мнению академика М. Н. Тихомирова, означало укрепление). Легенда XVII в. имела, следовательно, в своей основе какие-то достоверные факты. Но можно ли считать, что Москва была создана на месте "красных сел" полумифического Кучки и что Юрий Долгорукий был ее создателем?

Уже на рубеже XI-XII вв. на территории будущего Кремля существовало поселение. Возможно, это был замок местного феодала, сооруженный там, где ранее селились вятичи. Поселение занимало юго-западный угол современного Кремля (до Большого Кремлевского дворца) и первоначально было обнесено невысоким валом. На валу был построен частокол, а перед внешним краем вала вырыт ров. Итак, еще до того, как о Москве упомянули известные нам письменные источники, на ее месте существовало поселение, близкое к городскому типу.

В середине XII в. энергичный и дальновидный суздальский князь Юрий Долгорукий для защиты западных границ своего княжества основал ряд городов-крепостей. В 1156 году он, по летописи, "заложи Москву на устий же Неглинны, выше реки Яузы", т. е. речь шла о сооружении новых деревянных городских укреплений.

Устремляя свои взоры больше всего к Киеву, Долгорукий одновременно выступал с притязаниями на Новгород и имел из-за этого ряд столкновений с новгородцами (1134-1135 гг.). Юрий Долгорукий был трижды женат. В частности, второй его брак относится к 1107 году. В то время в степи между Русью и Сурожским морем выросло сильное половецкое царство Дешт-и-Кипчак. Великий князь Мономах сам выбрал сыну невесту - дочь половецкого хана Аепы. Половчанка родила Юрию дочь и трех сыновей - Андрея, Ростислава и Глеба. Сама она погибла на охоте в результате нападения дикой кабанихи. В последний год своей жизни Мономах в третий раз женил Юрия, на дочери византийского императора. Суздальскому уделу во всех отношениях было выгодно породниться с императорским домом Византии. Там сидел патриарх православной церкви, там находился центр науки и культуры, а также торговли. Учитывая все это, дальновидный Мономах послал сына в Царьград за невестой. Юрий прибыл с принцессой Еленой сначала в Киев, потом в Суздаль. Он прожил со своей третьей женой более 20 лет. По сравнению с половчанкой Елена была более спокойной, но и более хитрой - мысли ее все время стремились из русских лесов в Царьград. Недаром сын Юрия Андрей, более властный по характеру, выслал мачеху Елену в Византию, как только стал великим князем.

Юрий Долгорукий занимал киевский стол всего лишь три года. Он умер в возрасте 66 лет. Не исключено, что его отравили в результате заговора бояр. После смерти Юрия Долгорукого Киев не раз переходил из рук одного князя в руки другого. Наконец в 1169 году его взял приступом и разграбил сын Долгорукого Андрей Боголюбский. С этого времени Киев уступил первенство в Русской земле Владимиру-на-Клязьме.

После 1169 года уже не приходится говорить об истории Киевской Руси как единого государства. С этого времени можно говорить об истории отдельных русских земель.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: