Античность. 14.Когда была утверждена первая Конституция СССР?

Г.

Января 1924

Декабря 1922

14.Когда была утверждена первая Конституция СССР?

15.Каковы предпосылки образования СССР?

Общие хозяйственные связи и исторически сложившиеся разделение труда между республиками, стремление к единой безопасности республик, однотипность государственного утройства и нахгождение у власти в республиках единой политической партии

16.Сколько существовало проектов объединения страны в единое союзное государство в н. 1920-х гг.?

1.Когда развернулась борьба за власть среди лидеров большевистской партии?

в последние годы жизни В.И. Ленина

2.Каковы причины написания письма к съезду Лениным?

Личное соперничество политических лидеров за власть в партии и стране, различия взглядов на пути развития СССР, отсутствие легальной оппозиции

3.Сколько ступеней пришлось преодолеть Сталину к установлению личной власти?

4.Что представляло из себя «Письмо к съезду» Ленина?

дал характеристики наиболее значимым деятелям партии: И.В. Сталину, Л.Д. Троцкому, Г.Е. Зиновьеву, Л.Б. Каменеву, Н.И. Бухарину и Г.Л. Пятакову.

5.Что, по мнению Ленина, могло привести к расколу в партии?

главная опасность заключалась во взаимоотношениях Л.Д. Троцкого и В.И. Сталина

6.На каком съезде партии было доложено «Письмо к съезду» Ленина?

XIII съезда РКП(б) (май 1924 г.),

7.Когда была официально запрещена фракционность в партии большевиков?

в марте 1921

8.Сколько, по мнению историков, существовало фракционных групп в большевистской партии?

четыре

9.Какую фракцию в партии возглавлял Троцкий?

"левых коммунистов"

10.Кто претендовал на роль преемника Ленина в 1923-1924 гг.?

Л.Д. Троцкого

11.Кто был снят с постов наркома по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета в январе 1925 г.?

Л.Д. Троцкого

12.Когда потерпела поражение «новая оппозиция»?

в декабре 1925

13.Кто входил в «объединенную оппозицию» в 1926-1927 гг.?

Л.Б. Троцкий, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев

14.Какова судьба членов «объединенной оппозиции»?

Все видные представители этого блока были исключены из партии

15.Кто был обвинен в «правом уклоне»?

Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова и М.П. Томского

16.Кем из лидеров большевиков был установлен режим личной власти?

И.В. Сталина

1.Что определяло внешнюю политику СССР в 20-е гг.?

была направлена на реализацию двух взаимоисключающих задач, что определяло ее дуализм (двойственность) и противоречивость

2.Какие действия осуществлял Коминтерн?

Борьба с социал-демократами, помощь мировому коммунистическому движению

3.В чем двойственность внешней политики в 1920-е гг.?

Нормализация отношений с капиталистическими странами, курс на мировую революцию

4.В каких международных конференциях участвовала Советская Россия в н. 1920-х гг.?

Гэнуэзская, Гаагская

5.Каковы хронологический рамки «полосы признаний» СССР?

1924 - 1925

6.Когда произошло образование Коминтерна?

7.оправдалась ли ставка большевиков на скорую мировую революцию?

не оправдалась

8.С кем в 1921 г. был подписан Рижский мир?

Польшей

9.С каким государством было заключено в марте 1921 г. торговое соглашение?

советско-английское. Великобритания

10.Кто возглавлял Советскую делегацию на Генуэзской конференции?

Г.В. Чичериным

11.Каковы главные вопросы Генуэзской конференции?

судьба национализированного в России иностранного капитала и долги царского и Временного правительств.

12.Готова ли была Советская сторона на Генуэзской конференции признать долги Российской империи?

была готова

13.Каковы потери советского государства по подсчетам большевиков по сравнению с внешним долгом в годы Гражданской войны?

возмещения собственных потерь, понесенных в период Гражданской войны и иностранной интервенции, которые, по подсчетам большевиков, существенно превышали имущественные и финансовые претензии Запада.

14.С каким государством Советская Россия на Генуэзской конференции установила дипломатические отношения?

Германия

15. Кто являлся министром иностранных дел Великобритании в 1923 г.?

Керзона

16.Какие условия предполагал «ультиматум Керзона»?

отозвать советских представителей из Ирана и Афганистана, освободить английские рыболовные суда, арестованные в советских территориальных водах, и т.д.

17.Когда были установлены дипломатические отношения Советского государства с Великобританией и Францией?

18.Когда были установлены дипломатические отношения Советского государства с Японией?

январе 1925

19.Что предполагала советско-японская конвенция об основных принципах взаимоотношений 1920-х гг.?

Япония согласилась начать эвакуацию войск с Северного Сахалина в обмен на предоставление концессий, в феврале того же года стороны установили дипломатические отношения.

20.Какое из ведущих государств мира так и не признало СССР в 20-е годы?

США

21.К чему привело обострение отношений с Англией в 1927 г.?

Были разорваны дипломатические и торговые отношения, восстановленные только в 1929 г.

22.В чем состояла причина конфликта СССР с Китаем в 1929 г.?

КВЖД

23.Какой характер развития в целом носила советская внешняя политика в 20-е гг.?

развивалась динамично, несмотря на издержки, обусловленные дуализмом основных ее направлений.

1.Каковы были главные задачи большевиков в 1920-е гг. в области культуры?

в установлении идеолого-партийного контроля над культурно-духовной сферой с целью формирования социалистической культуры.

подъем общего культурного (прежде всего образовательного) уровня населения.

2.Сколько основных задач стояло перед государством в культурной жизни в н. 1920-х гг.?

3.Каковы характерные черты государства в области народного образования в 1920-е гг.?

Организация ликбезов, обязательное семилетнее образование, создание рабфаков

4.Каковы были взаимоотношения большевиков и церкви в 1920-е гг.?

Большевики провозгласили себя атеистами и, в соответствии с военной терминологией, вели наступление на религию по всему фронту с использованием административно-репрессивных мер

5.Как звали патриарха, возглавившего церковь в 1918 г.?

Патриарх Тихон

6.Кто в 1920-е гг. закрепил за собой монополию на духовную жизнь общества?

Коммунистическая партия

7.Какую деятельность осуществлял Главлит?

контролю за печатными публикациями

8.Чем знаменит «философский пароход»?

В августе 1922 г. из страны были высланы 160 крупных ученых: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин, А.А. Кизеветтер, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др., так как они не приняли Советской власти. Эта акция вошла в историю как "философский пароход".

9.Кто возглавлял наркомат просвещения в 1920-е гг.?

А.В. Луначарским

10.Когда был принят декрет «О ликвидации безграмотности»?

декабре 1919

11.Каково количество неграмотного населения страны к 1917 г.?

Более 60% населения страны к 1917 г. были неграмотными.

12.Кто стал председателем общества «Долой неграмотность»?

М.И. Калинин

13.Что вводилось Положением о единой трудовой школе РСФСР?

Вводилось обязательное бесплатное 9-летнее обучение по двум ступеням: с восьми до 13 лет (5-летний курс) и с 13 до 17 лет (4-летний курс).

14.Каковы были новые правила в вузах, введенные в 1918 г.?

новые правила в вузах, предусматривавшие максимальную доступность и бесплатность обучения. При поступлении не требовалось сдавать экзамены и предъявлять документы о среднем образовании. Зачислялись преимущественно выходцы из рабочих и крестьян.

15.Какие были ликвидированы факультеты в 1921 г.?

Ликвидировались историко-филологические и юридические факультеты, они заменялись факультетами общественных наук

16.Когда АН СССР стала высшим научным учреждение страны?

В 1925

17.Кто возглавил ВАСХНИЛ сразу после ее создания?

Н.И. Вавилов

18.Кто являлся конструктором первого советского истребителя?

конструктор Н.Н. Поликарпов

19.Какой ученый теоретически обосновал учение о биосфере?

В.И. Вернадский

20.К какому направлению культуры относится объединение «Серапионовы братья»?

литература

21.Какой из театров, созданных в Советской России, был первым в мире?

первый в мире Детский театр (1921) под руководством Н. Сац

22.Кто являлся режиссером фильма «Броненосец Потемкин»?

С.М. Эйзенштейном

23.Какие направления процветают в изобразительном искусстве в 1920-е гг.?

рассвет плакатного жанра

24.Кто являлся автором картины «Тачанка»?

М.Б. Грекова

25.Какой стиль в архитектуре начал зарождаться в 1920-е гг.?

советский конструктивизм

26.Какое направление преобладало в скульптуре в 1920-е гг.?

монументальной пропаганды

1. Когда умер И.В.Сталин?

5 марта 1953

2. Какой пост в руководстве страны занял в марте 1953 г. Г.М.Маленков?

председатель Совета Министров СССР;

3. Кто стоял во главе заговора против Л.П.Берия в 1953 г.?

Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев

4. Когда был арестован Л.П.Берия?

26 июня 1953 г.

5. Какие реформы по смягчению режима предлагал Л.П.Берия после смерти И.В.Сталина?

реабилитация арестованных по "делу врачей", амнистия узников лагерей, предложение по ограничению некомпетентного вмешательства партийных органов в хозяйственные дела

6. Когда был отправлен в отставку с поста Председателя Совета Министров Г.М.Маленков?

в начале 1955 г. Г.М. Маленков 8 февраля

7. Какой пост занимал Н.С.Хрущев с 13 сентября 1953 г.?

Первый секретарь ЦК кпсс

8. Когда Н.С.Хрущев занял пост Председателя Совета Министров?

в 1958

9. Кто был Председателем Совета Министров СССР в 1955-1958 гг

Н.А. Булганин

1. Кто возглавил в 1955 г. комиссию по изучению материалов о репрессиях в 1930-1940 гг.?

П.Н. Поспелова

2. На каком съезде КПСС был заслушан доклад Н.С.Хрущева «О культе личности и его последствиях»?

на XX съезде

3. В каком документе сказано: «Успехи, достигнутые Коммунистической партией и советской страной, восхваления по адресу Сталина вскружили ему голову. В этой обстановке постепенно стал складываться культ личности Сталина»

постановление ЦК партии "О преодолении культа личности и его последствий".

4. В какие годы наблюдался рост восстаний в системе ГУЛАГа?

1953-1956

5. К чему свелось обсуждение вопроса о культе личности на XXII съезде КПСС в 1961 г.?

к выносу тела И.В. Сталина из Мавзолея и захоронению его у Кремлевской стены.

6. Кто из указанных политических деятелей не был реабилитирован в 50-60 годы ХХ века?

Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский и др.;

7. Какие народы не были реабилитированы в годы хрущевской оттепели?

немцы Поволжья и крымские татары;

8. Права каких депортированных и репрессированных народов были восстановлены в процессе десталинизации в 50-е годы ХХ века?

депортированных и репрессированных народов (балкарцев, карачаевцев, ингушей, чеченцев, калмыков).

9. Как современная историческая наука оценивает решения 50-х годов о культе личности?

как противоречивый и непоследовательный

1. Когда в СССР отраслевой принцип управления промышленностью был заменен на территориальный?

в 1957

2. Какими органами руководства были заменены в 1957 г. союзные промышленные министерства?

советами народного хозяйства (совнархозами)

3. Когда были созданы Советы народного хозяйства СССР и союзных республик?

4. Какие неблагоприятные тенденции появились в развитии промышленности к концу 1950-х – началу 1960-х гг.?

значительному увеличению капиталовложений и быстрому росту кредитов, превышающих возможности государственного бюджета, неконтролируемому росту промышленности группы "А" (производство средств производства);

массовому притоку низкоквалифицированной рабочей силы из сельской местности и увеличению текучести кадров;

ощутимому снижению темпов экономического роста.

5. Что послужило основой «гигантского скачка» в развитии сельского хозяйства СССР в 1958 г.?

за счет предоставления крестьянству и колхозам большей самостоятельности в планировании и укреплении производства, внедрения принципа материальной заинтересованности в труде.

6. В какие годы хрущевского десятилетия наблюдалось усиление административно-бюрократического нажима на аграрный сектор?

1950-х - 1964 г.

7. Какая реформа предусматривала продажу техники колхозам?

административные реформы

8. Какая реформа возрождала отвергнутую при И.В.Сталине идею создания агрогородов?

Вторая реформа была направлена на укрупнение колхозов (83 тыс. - в 1955 г., 68 тыс. - в 1957 г., 45 тыс. - в 1960 г.), с целью образования сильных крупных хозяйств, что, по существу, возрождало отвергнутую при И.В. Сталине идею создания агрогородов и отражало стремление ускорить социальное преобразование деревни.

9. С осуществлением какой идеи (1957 г.) связана трагическая судьба первого секретаря Рязанского ОК КПСС А.Ларионова?

Догнать и перегнать Соединенные Штаты Америки по производству мяса, масла, молока на душу населения".

10. Какие явления стали основными причинами массовых закупок Советским Союзом зерна за границей в 1959-1964 гг.?

росте миграции из села в город, демографический фактор и кризис потребления

11. В каком городе в 1962 г. была расстреляна рабочая демонстрация?

Новочеркасск

12. Сколько человек погибло в Новочеркасских событиях 1962 г.?

24 человека погибли

13. В каком документе утверждалось, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме»?

XXII съезд КПСС (1961) утвердил новую программу партии

14. Какие меры были предприняты в годы хрущевской «оттепели» по улучшению жизни населения?

Регулярно повышалась зарплата в промышленности. В 1956 г. был отменен антирабочий закон 1940 г., прикреплявший работников к предприятиям. Отныне появлялась возможность менять место работы, уведомив об этом администрацию за две недели. Сокращалась также продолжительность рабочей недели с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы, Удвоился размер пенсий, и пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

15. Сколько человек получили жилье в 1955-1964 гг.?

54 млн человек получили жилье

16. Во сколько раз возросла пенсия по старости в годы хрущевской «оттепели»?

Удвоился размер пенсий, и пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин

17. Когда право на пенсию получили колхозники?

1. Как разрешился берлинский вопрос в августе 1961 г.?

приняли решение о возведении разделительной Берлинской стены, ставшей символом "холодной войны" до конца 1980-х гг.

2. В чем выразилась либерализация внешнеполитического курса Н.С.Хрущева?

В 1955 г. были восстановлены дипломатические отношения с Югославией, разорванные при И.В. Сталине, а также был подписан мирный договор с Австрией

3. С какой страной СССР нормализовал отношения в 1954-1955 гг.?

Югославией

4. Как называлась военно-политическая организация социалистических стран, созданная в 1955 г.?

Варшавский договор

5. В каком году Н.С.Хрущев встретился с президентом США Д.Эйзенхауэром?

6. Какой европейской стране был возвращен суверенитет в 1955 г.?

Австрия

7. Какие страны заключили в 1963 г. договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой?

СССР, США, Великобритания

8. В каком событии 1960-х годов проявилось ядерное противостояние США и СССР?

Карибский кризис

9. Какие внешнеполитические события произошли в 1956 г.?

В Польше и Венгрии под влиянием решений XX съезда КПСС начались процессы десталинизации, что привело к усилению антисоветских настроений. Если в Польше удалось стабилизировать ситуацию в основном мирными средствами, то в Венгрию пришлось вводить войска и подавлять народное выступление с применением военной силы.

10. В какой стране Восточной Европы народные восстания 1956 г. были подавлены с применением военной силы?

Венгрия

11. Какие факторы привели к ухудшению в конце 1950-х годов отношений СССР с Китаем?

с неприятием китайским руководством критики культа личности И.В. Сталина, борьбой за лидерство в международном коммунистическом движении и отказом СССР передать Китаю ядерное оружие.

12. Какие события 1962 г. поставили мир на грань ракетно-ядерной войны?

Карибский кризис

13. В каком году к власти на Кубе пришли повстанцы во главе с Ф.Кастро?

14. Кто был президентом США во время Карибского кризиса?

Д. Кеннеди

15. Где был подписан договор 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой?

Москва

16. какие страны в 1963 г. подписали договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой?

СССР, США, Великобритания

1. Какой советский писатель назвал 1953-1964 гг. «оттепелью»?

И.Эренбург

2. Где впервые была опубликована повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?

в журнале "Новый мир"

3. В каком году была впервые опубликована повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?

4. Творчество каких писателей и поэтов началось в период хрущевской «оттепели»?

В. Астафьев, Ч. Айтманов, Г. Бакланов, Ю. Бондарев, А. Вознесенский, Е. Евтушенко

5. Какие новые литературно-художественные журналы возникли в хрущевское десятилетие?

"Юность", "Молодая гвардия", "Москва", "Наш современник", "Иностранная литература".

6. Какие новые театральные коллективы появились в середине 50-х – середине 60-х годов ХХ в.?

Театр драмы и комедии на Таганке, Современник

7. Кто из писателей был исключен в 1958 г. из Союза писателей?

Пастернак

8. Когда был спущен на воду атомный ледокол «Ленин»?

9. Где была введена в строй в 1954 г. первая в мире атомная электростанция?

В Обнинске

10. Какое событие в освоении космоса произошло 4 октября 1957 г.?

Запуск первого искусственного спутника Земли

11. Когда состоялся первый полет человека в космос?

12 апреля 1961

12. За какое время Ю.Гагарин облетел Землю?

1 час 48 минут

13. Какой советский ученый получил Нобелевскую премию в 1956 г. за создание теории ценных реакций?

Н.Н. Семенов

14. Кто получил Нобелевскую премию в 1964 г. за фундаментальные работы в области квантовой электроники физики?

Н.Г. Басов и A.M. Прохоров.

15. Что не предусматривалось реформой 1958 г. в образовании?

Вместо обязательного семилетнего образования и полного десятилетнего создавалась обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь теперь могла получить либо через школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо через техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо через среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих получить высшее образование вводился обязательный производственный стаж. Реформа временно обеспечила бесперебойный поток рабочей силы на производство, но породила еще более сложные социальные проблемы (возросла текучесть кадров, катастрофически низким оказался уровень трудовой и технологической дисциплины молодых сотрудников, и т.п.).

16. Когда в 60-е годы ХХ в. средняя школа вновь стала десятилетней?

В августе 1964

1. Какие отличительные особенности были характерны для реформ Н.С.Хрущева?

во-первых, реформы проводились в рамках административно-командной системы и не могли выйти за ее рамки; во вторых, сами реформы подчас носили импульсивный и непродуманный характер, что приводило не к улучшению состояния в тех или иных сферах, а, наоборот, иногда запутывало и усугубляло положение.

2. К какому году хрущевского десятилетия произошел рост недовольства в стране?

3. Чем были недовольны советские горожане в середине 1960-х годов?

Повышением цен продовольственных товаров и их фактическим нормированием

4. Какие требования выдвигали верующие в 1960-е годы?

Прекратить закрытие храмов

5. Как руководство СССР отнеслось к выступлению рабочих в Новочеркасске 1-2 июля 1962 г.?

Подавление демонстрации войсками

6. Кто из указанных деятелей был среди организаторов смещения Н.С.Хрущева с руководящих постов в октябре 1964 г.?

Брежнев, Суслов, Шелепин, Подгорный, Семичастный

7. Кто был руководителем КГБ в 1964 г.?

В.А. Семичастный

8. Когда состоялся Пленум ЦК КПСС, сместивший Н.С.Хрущева с руководящих постов?

14 октября 1964

9. Каким способом в 1964 г. был смещен Н.С.Хрущев с руководящих постов

По средствам простого голосования

10. Как советское общество встретило известие об отставке Н.С.Хрущева в 1964 г.?

спокойно

В античных школах закладывалось все великое и прекрасное, что оставили нам философская мысль того времени и вдохновенный труд архитекторов, скульпторов, ученых и поэтов.

Пифагор (580 -500 до р. Х.)

Обучение должно соответствовать возрасту (в основе возрастной периодизации — семилетние отрезки времени), развивать память, приучать к самостоятельному преодолению трудностей. Организация дня: одинокая утренняя прогулка для упорядочивания сознания, учение и исправление нравов в храме, гимнастика, завтрак и прогулка с друзьями для совместного повторения знаний, чтение, наставления учителя. "Обучение должно быть добровольным, должно происходить по обоюдному желанию ученика и учителя, иначе оно безрезультатно. Преподаватель не должен облегчать хода учения.

Гераклит (544-483 до р. Х.)

«Многознание уму не научает». Утверждал, что человек способен к обучению, познанию истины, совершенствованию. Для познания истины надо быть усердным учеником. Два основных орудия познания: ощущения (через органы чувств человек вступает в контакт с окружающим миром и приобретает способность мыслить) и разум (познание всеобщего как критерия истины, которую надо научиться понимать). Разум, а не чувства - свидетель истинности явления. Интеллектуальное и нравственное воспитание - единый процесс. Главным считал развитие способности самостоятельно мыслить, учиться действовать сообразно природе. Призывал следовать природе в деле воспитания.

Демокрит (ок. 470/460 - ок. 371 до р. Х.)

Высказывал мысли о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка. По его мнению природа и воспитание подобны: воспитание создает вторую природу человека (на основе труда, непрерывного упражнения в нравственных поступках, выработки навыков правильного поведения). Утверждал, что труд -важное условие воспитания, необходимо приучение к труду, а не принуждение. Основные мотивы самосовершенствования видел в детской любознательности. Считал, что в обучении важно не количество знаний, а развитие интеллекта, мышления. Подчеркивал роль семьи, положительного примера родителей.

Сократ (469-399 до р. Х.)

Учение Сократа, как этапный момент в повороте философского знания к индивидуальности человека, связано со становлением проблемы человека и гуманизма. Цель философии по Сократу - самопознание как путь к постижению истинного блага («познай самого себя»). Суть его учения - направленность философии на этические качества души человека. Идеал нравственности - добродетель, которая равна знанию, мудрости. Плохое поведение человека объясняется его незнанием. Добродетели - самостоятельно выработанные человеком качества, обусловленные понятиями о благе и доблести. Самопознание - высшая добродетель.
Сократ- учитель, в живой диалогической беседе совместно с учениками ищущий истину (истина познается в споре). Искусство учителя — ведение беседы, постановка вопросов, помогающих в поиске истины, в образовании ясного представления об истинно нравственном. Предпосылка практической приспособленности человека — его самопознание как источник нравственного поведения, приносящего истинную пользу.
Метод Сократа - ироническая майевтика (буквально - повивальное искусство, помощь в родах) - помощь учителя ученику в рождении истины. Ирония Сократа - способ развенчать самоуверенность собеседника, его «многознание», заставить задуматься над своей жизнью, заводя его в тупик, заставляя противоречить самому себе и, таким образом, отказываться от прежнего утверждения. Ученик, отталкиваясь от осознания своего незнания, побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.
С именем Сократа связано становление развивающего, гуманистического подхода в образовании, направленного на изучение и развитие личности, становление эвристического метода обучения, диалогического подхода в образовании.

Платон (427-347 до р. Х.)

Платон - ученик Сократа, создатель учения о вечных идеях, лежащих в основе всего сущего. Утверждал, что в основе государства лежит идея всеобщего блага. Задача образования — формировать у членов общества такие качества, которые необходимы государству для реализации этой идеи. Таким образом воспитание должно отвращать человека от субъективных интересов и подчинять его интересам общего. Фактически Платон принижает роль семейного воспитания: он считает, что государство должно контролировать браки, дети вскармливаться общественными кормилицами в государственных воспитательных домах, воспитываться с 3-6 лет воспитательницами, с 7 лет посещать единообразные государственные школы. Образование должно осуществляться под контролем государства. В Академии, которой руководил Платон, преподавались математика, диалектика, астрономия, естествознание, использовались разнообразные методы (беседы, споры, диалоги). Его теория познания основана на идее познания как «припоминания» того, что душа знала еще до своего земного воплощения. Вечные идеи - мощный импульс, изнутри влияющий на формирование личности. Ребенка необходимо окружить впечатляющими образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе смутные воспоминания об идеальном мире.

Антисфен (ок. 435-370 до р. Х.)

Антисфен - ученик Сократа, основатель школы киников. Основное средство воспитания - личный пример учителя. Подчеркивал роль труда: блага человека - результат его личного труда, поэтому нужно наслаждаться удовольствиями, которые следуют за трудами, а не наоборот. Важна привычка преодолевать трудности, поэтому одна из задач воспитания — закаливание, выработка стойкости, умение переносить лишения, презрение к роскоши. Самая важная задача школы, по мнению Антисфена, - обучение добродетели, воспитание силы воли. Критерий добродетели не знания, а поступки учеников. Необходимо укреплять тело гимнастическими упражнениями. Главный воспитатель и руководитель в жизни - разум человека, поэтому важно умственное развитие.

Ксенофонт (430-355 до н. э.)

Ксенофонт - ученик Сократа, автор педагогического романа «Воспитание Кира» об образовании и воспитании правителя. Высоко оценивал роль обучения искусству речи, спора: необходимо уметь сопоставлять, анализировать, пользоваться аналогиями, истолковывать понятия. Считал, что образование должно быть под контролем государства для воспитания совершенных граждан.

Аристотель (384/3-322/1 до н. э.)

Аристотель - ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, энциклопедист. Труды Аристотеля охватывают всю сумму существовавшего тогда знания. Развивал идею государственного образования, но не принижал роли семьи. Семейное и общественное воспитание должны быть соотносительны как часть и целое. По мнению Аристотеля человек - общественное («политическое») животное. Критиковал учение Платона о врожденных идеях, считал, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска».
Главная задача воспитания, по мнению Аристотеля, - сообщать ученикам основы знаний из разных областей и вырабатывать способность самостоятельного суждения.
Цель воспитания - формирование у молодежи добродетели. Воспитатель прежде всего развивает душу, которая имеет три части, выполняющие различные функции: растительную (питание, размножение),. животную (ощущения, чувства), разумную (мышление, познание). Три вида воспитания, соответствующие трем видам души: физическое, умственное, нравственное. Факторы воспитания: внешний мир; внутренние силы, развивающие присущие человеку задатки; целенаправленное воспитание в необходимом для общества направлении.
Этапы обучения: овладение умениями писать, читать и считать; совершенствование физическое (гимнастика); эстетическое развитие (музыка и рисование). Отрицал в образовании физический труд как удел рабов. Методы обучения: подражание, пример, упражнения, вызывающие чувство удовольствия.

ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (3-1 вв до р. Х.)

Эпохой эллинизма называется период времени от смерти Александра Македонского (323 г до н. э.) до подчинения эллинистических государств Риму и Парфии. Идеал воспитания - самостоятельная, независимая и сильная личность мудреца. В этот период развиваются государственные учебные заведения. Элементарное образование, общедоступное для свободнорожденных, получают дети 7-12 лет. Более основательное обучение давалось в грамматических школах (изучение литературы, основ поэтического искусства). В гимнасиях занятия велись в форме бесед о литературе, философии, музыке, обучали географии, математике, риторике.

Пиррон (ок. ЗбО-ок. 270 до р. Х.)

Скептицизм. Путь к счастью состоит не в организованном познании, а в отказе от него, что позволяет воспитывать невозмутимого и безмятежного человека. На каждую «убедительность» скептики находят противоположную «убедительность», отменяющую ее. Одно и то же для одних справедливо, добро, а для других - несправедливо, зло.

Эпикур (341-270 до р. Х.)

Эпикур - последователь Демокрита (атомист). Один из предшественников сенсуализма (данные органов чувств являются истинными, а ошибки в познании от неверного истолкования). Задача: научить человека правильно мыслить. Человек не должен быть игрушкой судьбы, а должен сам распоряжаться своей судьбой. В этом ему помогают знания законов происходящих явлений, на основе которых он с большей свободой может избирать целесообразный способ предпринимаемых действий и лучше устраивать свою жизнь. В рамках необходимости можно найти пути к свободе и счастью человека. Следует повиноваться природе, исполнять необходимые желания, если они не вредны, а вредные надо сурово подавлять.
Критерий человеческого счастья — чувство удовольствия: то, что порождает удовольствие — благо; что вызывает страдания — зло. "Когда мы говорим, что наслаждения есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения от распутства или чувственности... мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души". Путь к счастью и свободе - через познание.
Собирал учеников в школе «Сад» в Афинах, посещать его беседы могли все: мужчины и женщины, свободные и рабы. Ученики изучали философию, получая при этом духовное удовлетворение. Философия Эпикура утверждала новое отношение к человеку как члену общества.

Зенон (335 - 262 до р. Х.)

Основатель стоической школы, видел в воспитании возможность сделать человека добродетельным. Основные добродетели: невозмутимость, спокойствие, самодостаточность. Молодежь обучалась философии (с физикой), этике, логике с риторикой, диалектике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: