double arrow

Период раннего феодализма в Европе

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Литература

Античная Греция: В 2-х т. Т. 2. - М. , 1983. V
Античная литература. Рим. - М. , 1988.
Аристотель. Этика. Политика. Поэтика / Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. - М, 1984.
Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. - М. , 1976.
Виничук Л. Люд, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М, 1983.
Геродот. Мимиамбы. -М. , 1966.
Гомер. Илиада. - М. , 1987.
Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. — М. , 1995.
Джуринский А. Н. История педагогики. - М. , 2000.
Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. - М. , 1963.
История педагогики и образования. От зарождения воспитателя в первобытном обществе до конца XX в, / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. - М. , 2001.
Кессиди Ф. Х. Сократ. - М. , 1988.
Ксенофонт. Киропедия. -М. , 1976.
Лещинский В. И. , Лаврикова Т. В. , Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Платон. Диалоги. -М. , 1986.
Плутарх. Застольные беседы. -Л. , 1990.
Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. -М. , 1989.
Утченко С. Л. Цицерон и его время. - М. , 1977.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. - М. , 1981.
Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. - М. , 1974.

Цицерон М. Т. Трактаты об ораторском искусстве. - М. , 1972.

Этот период характеризуется влиянием христианской религии и церкви как идеологического оплота государства. Христианство наделило земную жизнь человека особым смыслом, придав всем человеческим деяниям духовную направленность (идеи милосердия, человеколюбия, святости, веры, праведности жизни). Церковь имеет монополию на образование. Образование приобретает богословский характер. Религия учит повиновению, покорности Богу, требует усмирения плоти ради спасения души. Отрицается наследие Античности как языческой культуры, но сохраняется большой авторитет Аристотеля. Средневековье характеризуется как мрачное время с кострами инквизиции, военными и политическими распрями, стихийными бунтами бедноты, эпидемиями чумы (XIII в. ).

Св. Августин Блаженный (353-430)

Св. Августин Блаженный внедрял идеи Христианства. Задачи воспитания связывал с постижением сердцем Божественного откровения, на котором основывается любовь к Богу. Выступал против языческих элементов в христианском воспитании. Главное место отводил изучению Библии, светские знания считал второстепенными.

Бенедикт Нурсийский (480-533)

Бенедикт Нурсийский основатель ордена анахоретов (Бенедиктинцев) в 529 г. , в котором были утверждены первые монастырские школы (господствующая до XI в. форма образования). Обучение велось на латыни, что стало традицией для преподавания. Латынь стала и языком ученых.

Карл Великий (742-814)

Карл Великий - император франков. Занимался широкой просветительской деятельностью. До 30 лет был неграмотным. Одним из первых государственных деятелей осознал школу как орудие государственности. Указом от 789 г. предписывалось каждому монастырю и аббатству иметь при себе школы для мальчиков. День Св. Шарля в современной Франции отмечают как школьный праздник.

Пьер Абеляр (1079-1142)

П. Абеляр ("Да и нет") - богослов, основоположник диалектической схоластики. Основал собственную школу преподавания, в которой основной формой обучения были беседы и диспуты. Ученики могли задавать ему любые вопросы, учитель в диспутах -главный ответчик, а ученики учились на его ответах.

Гуго Сен-Викторский (1096-1141)

Гуго Сен-Викторский ("Дидаскаликон", "Описание карты мира", "О грамматике") — ученый мистик. Видел в качестве дидактической цели - увязать смысл жизни человека и его природы со смыслом обучения вообще. Требуемые качества ученика - природные способности, усердие, благонравие.

Винцент из Бове (1190 -1264)

Винцент из Бове - монах, энциклопедист. В педагогическом трактате "О воспитании знатных детей" требует осознанного и радостного смиренного подчинения ученика учителю, добровольного принятия наказаний с пониманием их пользы. «Кто не умеет подчиняться, тот не умеет управлять».


Сейчас читают про: