Древний рим

Греко-римская культура. Патриархальное семейное устройство, власть отца, ответственность за воспитание детей перед общиной. Развиты сельское хозяйство, военное искусство, врачевание, право и риторика. Грамматический идеал образования (со II в до р. X.): изучение грамматики, законов. Математика, по сравнению со школами Древней Греции, отходит на второй план, музыка и гимнастика отсутствуют, вместо этого обучают фехтованию, верховой езде и плаванию.
В семьях богатых приглашали на дом учителей-греков.
Элементарное образование давалось в тривиальных (элементарных) школах (тривиум - трехпутье), в которых главным было обучение чтению, письму, счету. Любой римлянин, умеющий читать и писать, мог держать свою школу и учить, профессия учителя приравнивалась к профессии ремесленника. Школы среднего типа - грамматические, в этих школах, как и у эллинов, учили латинскому и греческому языкам, риторике. Учителя грамматических школ были более уважаемы, чем элементарных школ, могли состоять и на государственной службе. Для аристократов существовали риторские школы, в которых учили философии, праву, истории, красноречию, ораторскому искусству. Выпускники были хорошо подготовлены для практической государственной деятельности. Обучение велось на греческом языке, который считался языком знати.

Марк Туллий Цицерон (106-43 до р. Х.)

Оратор, политический деятель, философ и педагог. Создал учебное пособие по риторике. В трактате «Об ораторе» обрисовал идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, обладающего подвижностью и остротой ума, которые вырабатывались в процессе обучения. Идеал воспитания - совершенный оратор, художник слова и общественный деятель.
Сущность человека он определял понятием «гуманность». Чтобы стать совершенным человеком, необходимо непрерывное образование и самообразование, освоение всеобщей культуры. Черты личности совершенного человека: такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, дружелюбие, желание служить обществу. Основной недостаток - эгоизм.

Луций Анией Сенека (ок 4 г. до р. Х. - 65 г.)

Философ и оратор. Главная задача воспитания, по его мнению, - моральное совершенствование. Считал, что постичь природу и самого себя можно изучив философию, которая является главным средством морального совершенствования человека. В своих произведениях излагает программу нравственного совершенствования человека. Основной метод - побуждение человека к самодвижению к божественному идеалу (предвосхитил христианские воззрения на воспитание). Основное средство - назидательные проповеди-беседы. Основное понятие, характеризующее процесс воспитания - норма (педагог не должен отступать от норм, своим поведением должен утверждать их). Был сторонником энциклопедического образования, высказывал идею о бесконечных возможностях прогресса человеческого знания. Основатель эмпирического направления в образовании.

Марк Фабий Квинтилиан (42 г. - ок. 118 г.)

В 12 книгах «О воспитании оратора» обобщает современную ему греческую и римскую философскую и педагогическую литературу, свой опыт как преподавателя школы риторов. Эта работа тесно связана с практикой школы.
Высоко оценивал роль воспитания, веру в силы и способности ребенка, много внимания уделял природе ученика («природа и без учения многое может сделать, а одно учение без природы не принесет никакой пользы»), однако отдавал преимущество учению перед природой;
Цель воспитания и обучения - подготовка общественного деятеля.
Предъявлял требования к учителю: образованность, любовь к детям, осторожный и внимательный подход к ним, изучение ребенка, сдержанность, разумный подход к наградам и наказаниям. Призывал к свободному, творческому, а не догматическому применению рекомендаций учителем.
Придавал значение развитию речи ребенка, правильному произношению. Для этого надо окружать ребенка няньками, товарищами, являющими собой положительный пример, обучать музыке и языкам, которые, по его мнению, способствуют развитию правильной речи. Оказал огромное влияние на педагогическую мысль Возрождения. Подчеркивал важность школьного образования, правильно организованных школ. Видел положительные факторы школьного образования в соревновательности, установлении дружеских связей, между учениками, усвоением норм общежития. Считал, что семья должна готовить детей у поступлению в школу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: