На Урале – Капова пещера

и др.

Предыстория первобытной культуры.

Весь верхний палеолит (от дошеля до мустье) - это время возникновения предпосылок художественной культуры.

На границе верхнего и нижнего палеолита (мустье-шательперон)складывается собственно художественная культура.

Условия возникновения художественной культуры:

1. вероятнее всего, важнейшее значение имело изготовление орудий труда. Накапливались знания о материалах, об особенностях технологической обработки. Начинали осваиваться не только камень, но и другие материалы – дерево, кость. Появилось «избыточное мастерство» (Н.В.Григорьев), т.е. человек мог не только изготовить орудие, но и одухотворить его, осмыслить, украсить;

2. ритуальные формы поведения, прежде всего – похоронный обряд. Погребение – первичная форма обряда. Это вообще один из не нарушаемых обрядов. Этот ритуал генетически связан с ранними формами искусства, особенно – повествовательными и музыкальными художественными формами. Именно в этих формах наиболее существен факт участия в действии всего коллектива. Структура ритуала погребения связана с двумя ведущими темами верхнепалеолитического искусства:

· тема зверя;

· тема человека.

3. миф как ментальная структура первобытного сознания; постепенно всё первобытное искусство становится способом опредмечивания мифов. Изображение в мифеизоморфнобытию (от греч. isos – равный, одинаковый, подобный и morphe – форма), оно фиксируется в конкретно-чувственных образах.

Для первобытного искусства характерны 2 стиля:

· жизнеподобный;

· условный.

Изображение зверя тяготело к жизнеподобному стилю, изображение человека – к условному. Есть предположение, что здесь же зарождалось разделение изобразительности и выразительности: зверя изображали, человека – выражали.

Первобытное искусство развивается внутри первобытного синкретизма. Отсюда – аморфность художественной культуры (расплывчатость её феноменов, отсутствие институционального деления).

Мезолит (12 тыс. до н.э. – 8-7 тыс. до н.э.)

Изменяется хозяйство, природные условия. Возникает новое оружие (дистанционное) – лук, стрелы, дротики и т.п. Исчезают крупные стада. Коллективные формы охоты сменяются индивидуальным промыслом. Возрастает значение рыболовства. Начинается процесс доместикации (приручения животных).

Б.А.Рыбаков: «Если палеолит был для человечества школой мужества и организованности, то мезолит стал школой находчивости и личной инициативы».

В мифологии акцентируется интерес к мифам творения, к астральной символике, особую роль начинают играть культурные герои.

Особенно развита наскальная графикапетроглифы (от petra – скала, утёс, камень и glyphe – резьба). Они становятся всё более связным текстом и «рассчитаны» на чтение: изображают не единичные объекты (зверь, символ), а действия.

Неолит (7 тыс. до н.э. – 2 тыс. до н.э.)

Художественная обработка глины. Если для палеолита и мезолита основной вид искусства – стенопись, то в неолите – керамика. Это связано с осёдлым образом жизни, развитием скотоводства и земледелия.

Особая роль гончара способствует появлению первого художественного «клана» и первого «института» художественного производства, обмена и потребления.

Начало строительства жилья, уже исходя не из особенностей материала, а из потребностей человека.

Изменение ритуала: он всё больше превращается в спектакль, разделяя действующих лиц и зрителей (священнослужители и молящиеся).

Идея свободыбыла вынесена вовне – в мир предков, демиургов, культурных героев.

Основные черты первобытной художественной культуры:

1. установка на клиширование; стилистические изменения крайне медленны;

2. особое внимание – родовой памяти; постоянно воспроизводился исходный текст. С одной стороны – это освящало текст, превращало его в символ или даже – в архетип. С другой – предъявляло особое требование к средствам его воспроизведения и тем самым формировало прочную художественную традицию;

3. идеальный способ воспроизводства образов – «вторичное», исполнительское искусство; наличие у всего коллектива общей памяти делало крайне трудным возникновение новых форм;

4. тип художественного сознания не является врождённым и не наследуется генетически, поэтому возникала необходимость трансляции культуры от поколения к поколению и обучения культуре. Это обучение осуществляется, прежде всего, в обряде.

В современной культуре с первобытной культурой можно соотнести 2 типа традиционных культур:

1. художественная культура народов, которые находятся на низкой ступени развития: коренное население Австралии, Океании, Африки, индейцы Северной Америки, сибирские народы к.19-нач.20 вв.;

2. фольклорная художественная культура, сохраняющая пережитки ранних форм культуры у цивилизованных народов.

Первобытная архитектура

Палеолит и мезолит – для жилья использовались случайные пристанища: пещеры, ямы, норы, естественны ветровые заслоны.

Неолит осёдлый образ жизни, возникают родовые поселения, свайные поселения рыбаков по берегам естественных водоёмов (сваи вбивались в дно и поддерживали деревянный настил; на настил ставились плетёные стены). Древние жилища – простейшие хижины, общинные древесные дома, шалаш, землянка. Каркас делали из челюстей и костей мамонта, сверху – ветви деревьев, которые прижимали камнями. Их использовали по климату, сезону; вероятно, только для ночлега и отдыха. В жилищах были разные «комнаты», очаги.

Поздний неолит и эпоха бронзы – большие сооружения из камня – мегалиты (греч. megas/megalu – большой и lithos – камень).

3 типа мегалитических сооружений:

1. менг и р (кельт.) – одиноко стоящие вертикальные столбы-глыбы. Высота – до 20 м. Вероятно: а) связано с погребальными обрядами; б) в память о каких-то событиях; в) пограничные знаки.

2. кр о млех (с бретонского: crom – круг и lech – камень) – концентрические ряды столбов-менгиров, соединённых каменными блоками-балками. Высота – до 6-7 м. Наиболее сложные в планировочном отношении мегалитические сооружения. Вероятно, это культовые сооружения (храмы солнца?). Стоунхендж (возможно, от англосакс. stan – камень и hengen – нечто висящее или поддерживаемое в воздухе) – одно из самый больших мегалитических сооружений типа кромлехов, расположенное в Англииу города Солсбери. Состоит из врытых вертикально в землю тёсаных камней высотой до 8,5 м и лежащих на них каменных плит весом в 6,7 т каждая, образующих круг диаметром 30 м. Относится к эпохе бронзы.

3. дольм е н ( от бретон. tol – стол и mеn – - камень) – вертикальные блоки-стены с лежащими на них балками-плитами. Это уже законченный тип архитектурного сооружения. Вероятно: а) жилища вождей; б) погребальная камера.

Наскальные изображения.

Размещение рисунков.

Чаще всего – в доступных местах на высоте 1,5-2 м; на потолках, на горизонтальных площадках и на вертикальных стенах.

Иногда – в труднодоступных местах.

Редко – там, где художник не мог дотянуться без посторонней помощи.На очень низком потолке, поэтому их нельзя обозревать все сразу.

Манера исполнения.

Манера различна. Взаимные пропорции отдельных животных обычно не соблюдаются. Среди львов, горных козлов рисовались в такую же величину мамонты, бизоны (во Франции в пещере Ляско огромный тур изображён рядом с крошечной лошадкой; в пещере Кап Бланк между ногами одной из лошадей вытесан бизон ничтожных размеров).

Часто рисунки накладываются друг на друга – суперпозиция. Некоторые считают, что суперпозиция – обычная палеолитическая техника.

Не соблюдается перспектива.

Иногда передано пространство: в пещере Ла Мадлен – 1)бизон, оглядывающийся назад; 2)рельеф отдыхающей женщины.

Нет горизонтальной или вертикальной ориентации. Так же сейчас рисуют эскимосы, австралийские аборигены.

Структура тела не иерархична: рисунок может быть начат с хвоста, ног, туловища, а не с головы, как сейчас.

Рентгеновский стиль – человек рисует не только, что видит, но и то, что он знает о животном (внутренности, расположение органов, направление мышечной ткани).

Неподвижных фигур почти нет. В течение всего верхнего палеолита (с ориньяка по мезолит) и позже чаще изображаются движущиеся животные и люди. Движение выражается положением ног, наклоном тела, поворотом головы (два мамонта в пещере Верхняя Ложери; бизон в Пе-Мерль; фигура полузверя в «сцене колдунов» в пещере Трёх Братьев).

В нижнем палеолите инструментами обычно являлись грубые режущие инструменты – крупные каменные резцы. Для более позднего времени характерна более тонкая проработка. Контуры переданы несколькими неглубокими линиями. Некоторые детали часто заштрихованы (грива, шерсть на брюхе животных).

Чаще всего рисунки делались пальцем по глине. Это считается самой старой техникой. Палец окунали в цветную глину и писали на скале (пещеры Гаргаз, Бом Латрон). Краски почти нигде не сохранились, но иногда их можно различить. Применялись минеральные красители: из охры (от греч. букв. – бледный, желтоватый) – жёлтая, красная и коричневая; из окиси марганца – чёрная и тёмно-бурая; из каолина (китайск.) – белая; из лимонита и гематита – оттенки жёлто-красного; из древесного угля – чернь. Вяжущим веществом чаще всего была вода, реже – жир. Краски хранили в морских раковинах, в декоративных ларчиках.

Учитывается форма скалы (в пещере Кастильо в сталагмите в вертикальном положении изображён бизон, как бы вставший; в пещере в Нио вокруг ямок от падающих капель воды на полу – бизон с якобы вонзившимися ему в бок стрелами).

Статуэтки делали из бивней мамонта, камня, костей, глины. Из рогов чаще всего вырезали охотничьи предметы (копьеметалки, дротики, гарпуны). Их украшали богатыми рельефами.

Тематика (перечисляю «по убывающей»): бизоны, туры, носороги, козлы, лошади, дикий кабан, волки.

Очень редко – северный олень, хищники.

Только один рисунок осла (пещера Ласко).

Уникальные мотивы – рыбы, змеи, некоторые виды птиц, отдельные насекомые (кузнечик). Эти уникальные мотивы встречаются в искусстве малых форм: вырезаны на каменных обломках, кости или бивнях мамонта.

Зооморфные и антропоморфные изображения.

Встречаются 2 вида фантастических фигур:

- звероподобная, но отличается от всех известных животных;

-человекоподобная, но с множеством звериных черт.

Некоторые фантастические фигуры принято называть «колдунами», «шаманами», «масками».

Изображения людей: а)женщины, б)мужчины, в)лицевая часть головы, г)человек в композиции с другими объектами.

Изображения женщин встречаются двух видов:

1)наиболее древние изображения – выполненные в реалистическом стиле рельефы и статуэтки, так называемые «палеолитические Венеры». Детали лица не передавались, лицо было плоским, иногда – наклонено вниз, было «в тени» и не требовало проработки. Лица с проработанными деталями крайне редки. Часто рядом с фигурами «Венер» попадаются стилизованные изображения женского знака пола.

2)более поздняя группа – стилизованные, выгравированные обычно с лёгким наклоном вперёд. Как правило, это искусство малых форм, реже – гравюры на стенах.

Так же для этого периода характерны стилизованные тучные женские фигуры: с массивными бёдрами; руки и ноги отсутствуют или предельно упрощены; груди большие, отвислые, лежат на животе; есть поперечная полоска по низу живота, смысл которой не ясен. Тучность женских фигур объясняется различно: 1) гиперболизация, которая подчёркивает идею благополучия; 2) характерная болезнь (стеатопигия) – отложение жира на ягодицах.

Женщины (как правило – тучные) обычно обнажённые. Реже (худые женские фигурки) – одетые. Одежда напоминает меховой комбинезон эскимосов (анорак). Иногда вся фигурка покрыта орнаментом. Встречаются женские фигурки, напоминающие нотные знаки или особый музыкальный ключ – «клавиформные» изображения.

Изображения мужчин встречаются значительно реже. Нет единого стиля, но в наскальных фигурах есть тенденция к изображению трагической ситуации – «сцены терзания»: мужчина, задираемый медведем; пронзаемый стрелами, копьями; защищающийся от нападающего бизона. Как правило, голова мужчин не проработана, а условно стилизована. Характерны для искусства малых форм и гравюр фаллические мотивы.

К концу верхнего палеолита начинают исчезать «нормально» выполненные человеческие фигуры. Это условные бесполые фигуры.

Украшения.

Искусство малых форм выполняет две функции:

- декоративную;

- культовую.

Чаще всего: брелоки, шпильки, ожерелья, браслеты, диадемы, наколки.

Как правило, все украшения – мелкие, с отверстиями для того, чтобы повесить или пришить.

Захоронения позволяют предполагать, как носили украшения. Украшения носили 1)на голом теле или 2)украшали одежду. Украшения из ракушек носили, вероятно, на голове, в волосах (т.к. они находятся рядом с черепами), вокруг шеи, на запястьях, на груди, на коленях, на щиколотках. Так же носили и просверленные оленьи клыки.

На шее носили нитки с медвежьими или песцовыми зубами. Их украшали нарезками или несложным орнаментом.

В качестве подвесок использовались галька, всевозможные мелкие фигурки из кости или бивней мамонта; иногда – даже человеческие зубы.

Особая группа украшений – кружк и правильной формы с проделанными в центре отверстиями. Они – чаще всего из кости и покрыты простейшим орнаментом; иногда – с гравированными животными или людьми.

Кольца и перстни – из бивней мамонта, из слоновой кости, но без орнамента.

Многие украшения, вероятно, – амулеты.

Символические изображения.

Условные знаки встречаются очень часто; иногда – отдельно, иногда – с животными.

Условно выделяют несколько типов знаков: клавиформные, квадратные, колокольчатые, точечные и др.

Наиболее известные – тектиформные, т.е. крышеобразные: изображают как бы хижину с центральной опорной жердью, низкими боковыми стенками и сводчатыми входами (пещеры Фон де Гом, Комбарелль и др.). О тектиформном символе в пещере Бернифаль, в суперпозиции перекрывающем мамонта, предполагалось, что это изображение западни.

Леруа-Гуран разделяет все символы на мужские и женские. Женские – клавиформные, тектиформные, колокольчатые. Мужские – стреловидные.

Иногда встречаются символы, сгруппированные в определённые фигуры или точки, составленные в линию (Кастильо, Нио). Их объясняют как путеводный указатель.

Встречаются квадраты, подразделённые на квадратики, иногда раскрашенные в разные цвета (Ляско, Буску). Возможно – схематичное изображение ловушки.

Отдельные точки иногда трактуются как отпечатки (или мазки) пальцев во время ритуального касания в обряде инициации.

«Зарубки», возможно, – календарь (по предположению американского учёного Дж. Маршана, 1972).

Изображение руки.

Рука – один из важнейших мотивов древнейшего искусства.

Типы изображений:

негативный, т.е. рука, приложенная к скале, обведена красной краской;

позитивный, т.е. отпечатки (или рисунки) окрашенных рук.

Художник, вероятно, наносил на ладонь толстый слой краски и прикладывал руку к скале. Иногда отпечатки дополнительно ретушировались; иногда встречаются «фальшивые» отпечатки, которые, вероятно, старательно рисовали.

Негативных больше, чем позитивных. Среди негативных преобладают изображения левой руки, т.е. прикладывали левую, а обводили правой.

Как правило, рисунки рук сделаны красной краской, реже – жёлтой, очень редко – белой (например, в пещере Гаргас).

Иногда изображены очень маленькие ручки (в пещере Ляско – младенческие).

Встречаются изображения руки с укороченными пальцами – мутилация. Их объясняют по-разному:

- символ собственности, неприкосновенности, запрещёния входа, магического назначения (Леруа-Гуран, Сент-Ив, Люке);

- оберег от нечистой силы;

- результат добровольного увечья, т.к. так же делают австралийские аборигены (Брейль);

- следствие заболевания, например, Рейнольдовой болезнью (Обермайер, Декейсер).

Искусство эпохи палеолита на территории России.

Первые находки – в Сибири (Иркутске) в 1871 г.: коллекция резной кости.

Позже –

Украина:

- в Киеве, Кирилловская стоянка – орнаментированный бивень мамонта;

- в Мезине на Десне (1909-1914) – а) изделия из кости, украшенные очень красивым орнаментом; б)стилизованные скульптурные изображения птиц.

Село Костёнки под Воронежем (1928) и село Гагарино на Дону: женские статуэтки («Венеры»).

Потом было множество находок на Кавказе, в Сибири, на Урале.

Самые многочисленные изображения – изображения зверей.

Наиболее часто – мамонт (Капова пещера на Урале, Костёнки и др.).

Реже носорог, головы медведей, волка, пещерной львицы, лошади.

Изображения выполнялись в объёмной пластической форме, гравировались на кости, рисовались красками. Изображения миниатюрные.

Особая тема – птицы. Чаще всего – это объёмные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Интересна коллекция птиц в Мезине: на теле птиц сделан зигзагообразный меандровый орнамент (Меандр – по названию реки в Малой Азии, сеёчас – Б.Мендерес; орнамент в виде ломаной линии, чаще – под прямым углом; обычно меандровый узор связан с представлениями о воде и подземном мире или о небе и облаках).

Изображения человека встречаются реже. Нет мужчин, но много женщин (Костёнки, стоянки на Ангаре – Буреть, Мальта). Одежды, как правило, нет, но есть отдельные детали или украшения – пояс, набедренные повязки, ленты, ожерелья, браслеты. Иногда – одежда в виде мехового комбинезона (в Бурети). Причёски пышные и сложные.

Чаще всего женские статуэтки находят у очагов, иногда они уложены в ямки-кладовки и прикрыты костями или каменными плитками. Иногда статуэтки разбиты. Предположительно – это намеренное «осквернение», сделанное врагами.

Эскимосские женщины делали маленькие фигурки близких людей, находящихся в долгом отсутствии, и заботились о них: кормили, одевали и раздевали, укладывали спать – «играли» с ними. Фигурки изготавливали и для совершения похоронных обрядов. В фигурках есть углубления, куда вкладываются волосы покойного, которые, якобы, являются вместилищем души. Антропоморфные «куклы» эскимосов, как правило – женщины.

Особую важность в искусстве палеолите имеет орнамент.

Орнаментом обычно украшались костяные игловидные острия или булавки, иногда – целые бивни мамонтов (так называемые «чуринги» на подобие священных предметов тотемного назначения у австралийцев).

Для палеолитической орнаментики европейской части и Сибири характерен прямолинейно-геометрический стиль. Чаще всего это короткие прямые насечки, ямки, полулунные углубления, зигзагообразные линии, треугольные фигуры, ромбы, углы. Простые фигуры складываются в сложные орнаменты («чуринги» из Елисеевичей и мотыги из Борщёва П).

Любой орнамент имеет какое-то символическое значение. Как правило, волнистые и зигзагообразные линии – это условное изображение змеи или воды.

Своеобразной областью декоративного искусства была татуировка, покрывающая всё тело.

Искусство Средней Азии эпохи неолита и бронзового века (VI-II тыс. до н.э.).

В V- нач. IV тыс. до н.э. особо распространены мелкие терракотовые (ит. – обожжённая глина) женские статуэтки: стоящая фигурка, тонкая талия, подчёркнутая стеатопигия, отвисшая полная грудь – женщина-мать-прародительница, культ которой очень развит у у охотников эпохи неолита.

В конце IV - нач. Ш тыс. до н.э. статуэтки женщин-прародительниц приобрели иной вид: сидящая или полусидящая; плавная, изящная линия бёдер; верхняя часть очень схематична, часто нет рук и головы; на шее – ожерелье, на голове – различные виды причёсок или небольшая шапочка (женские статуэтки из Ялангач-тепе, из Кара-тепе).

Особенно часто: женские статуэтки с широкими прямоугольными плечами и опущенными короткими руками, с многочисленными овальными налепами на туловище – символы «многогрудия». В одной статуэтке у груди женщины изображён ребёнок.

Иногда – фигурки мужчин и животных (быки, козлы, бараны).

В горных районах Средней Азии и Казахстана много наскальных изображений («писаницы»). Предположительно, более ранние изображения сделаны красной краской, они более реалистичны, более поздние – выбиты на камне, они условны, геометричны. Наиболее интересны изображения быков, винторогих козлов, джейранов в ущелье недалеко от Термеза. Все изображения сделаны натуральной охрой нескольких оттенков, размер рисунков – 4-20 см в длину. Самый распространённый мотив – горный козёл. Вероятно, это связано с мифологией, так как перекликается с мотивами из киргизского эпоса «Манас»: рассказ о рождении сына Манаса от самки архара; рассказ об охотнике, истребляющем горных коз и убитом их предводительницей.

Искусство Кавказа медного и бронзового веков (IV-III тыс. до н.э.).

Наиболее ярко характеризуют культуры Закавказья медного века керамика: глиняные сосуды разных размеров в форме горшков или широких низких кувшинов; ручки полушаровидной формы с горизонтальным отверстием; чёрная, как будто полированная поверхность; часто украшены сложными геометрическими композициями по принципу «лицевого заполнения» (орнамент занимает только часть окружности).

Наиболее интересен грандиозный Майкопский курган. Это очень богатое захоронение конца Ш тыс. до н.э. Там обнаружено множество изделий из золота и серебра («Золотая фигурка быка со стойки балдахина»). Многие находки свидетельствуют о связях с культурой Шумера.

Характерные памятники эпохи бронзы – предметы вооружения: секиры, мечи, кинжалы, копья. Часто встречаются и металлические части конских уборов: удила, бляхи, что свидетельствует о культ коня.

Очень распространёнными являются бронзовые пояса: тонкие кованые пластины шириной 8-15 см, длиной 72-96 см, на лицевой стороне покрыты гравированными изображениями. Такие пояса были распространены в Хеттском государстве, в Ассирии. Пояс – не только предмет одежды, но и предмет культа, очень распространённого на Кавказе. Доказательством этого может служить сложные геометрические узоры, включающие фантастических животных: возможно, что это покровители охотников или божества леса. Характерным орнаментом на поясах является «бегущая спираль»: один завиток выходит из другого, как бы догоняя его.

Развита керамика: чёрные лощёные сосуды, покрытые врезанными композициями и заполненные белой массой, – контраст чёрного и белого; многочисленные геометрические мотивы – зигзагообразные, меандровые, ёлочки; символические знаки; стилизованные животные. Изображения выполнены так «плотно», что воспринимаются как единый орнамент.

Из мегалитических сооружений Закавказья наибольшее распространение получили циклопические крепости: нижние части стены сложены из камены глыб вулканических или базальтовых пород до 2 м высотой; верхние части – из кирпича-сырца (поэтому стены сохранились только на высоту 2-4 м). Стены были в 2 ряда, промежуток между ними засыпали каменными обломками.

Особая группа мегалитических сооружений – вишапы и вишапоиды (например, каменное изваяние в Имирзеке). Они ставились в горах, в зоне высокогорных пастбищ. Это монументальные каменные изваяния – удлинённые стелы в виде рыб. Рыбы – двух видов: одна идентифицируется как «сом», другая (?) по-армянски называется «чанар». Рыбы высечены из огромного базальтового камня (более 4 м). Глаза, жабры и плавники выполнены в рельефе. Так же рельефно сделаны дополнительные фигуры: шкура быка, «накинутая» на верхний конец монолита так, чтобы голова с рогами и четыре ноги «свешивались». Предположительно – это шкура жертвенного животного. От морды быка отходит несколько линий, вероятно – струи воды. Возможно, толстые линии передают не воду, а змей. Ниже часто помещаются фигуры с длинными шеями и на высоких ногах. Вероятно, это водоплавающие птицы. Таким образом, получается единый ансамбль: 1)божество – покровитель воды вишап в виде рыбы, 2) принесённое ему в жертву животное – бык, и 3)олицетворяющая воду змея и водоплавающая птица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow