double arrow

Вопрос: Предпосылки создания Государственной Думы в России


Тема: Складывание парламентской системы в России.

Российская империя в начале ХХ века вступила в стадию империализма. Остатки феодально-крепостнических отношений в первую очередь в деревне, царское самодержавие и угнетение нерусских народностей, вызывали резкое обострение социально-экономических и политических противоречий, тормозили общественно-политическое развитие страны.

Неизбежность исторического процесса модернизации России породила духовную дифференциацию о общества. Появлялось все больше людей, задумывающихся о путях государственного развития, месте России в мире, соотношении традиционных ценностей и новаторских идей, национальные вопросы.

Ведущее противоречие – между потребностями развития страны и невозможностью обеспечить этого в условиях самодержавной России – становилось все более непримиримым. Следствием взаимного непонимания власти и общества стало обострение политического кризиса к началу XX в., выход из которого до определенного времени можно было найти при условии постепенной трансформации политической системы с учетом новых исторических условий. И это противоречие стало причиной революции 1905 г.

После поражения декабрьского вооруженного восстания многие возлагали надежды на мирный путь решения проблем через Думу.

С Думой, ставшей первым опытом представительного правления, связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя. Дума должна была стать законодательным органом с подчинением ей исполнительной власти. Она должна была юридически закрепить разнообразные права и свободы граждан. Наконец, по мнению многих, Дума должна была быть заслоном от революционного движения.

Первые проекты создания в России представительного органа появились еще в начале ХIХ века, но, тем не менее, они так и не были воплощены в жизнь.

Большую роль в формировании представительного органа сыграла и развернувшаяся с середины 1890-х гг. деятельность политических партий. Сущность этого процесса лежала в создании альтернативных политических центров оппозиции и систематического идеологического вызова царизму. Стратегия, общая для всех этих сил, признавала в качестве первоначальной цели создание общенациональных подпольных политических организаций, которые, как ожидалось, на некоторой более поздней стадии превратились бы в массовые движения. Следующим шагом должно было стать политическое преобразование России. После неоднократных попыток, продвижений и отступлений 1890-х гг., в России в первое десятилетие XX в. были созданы стабильные общенациональные политические партии и организации. Этот процесс совпал с волнами стихийной массовой оппозиции. Взаимные связи между стихийными и организованными политическими действиями усилились на следующей стадии, когда партийные организации России в 1905-1906 гг. резко увеличились и возглавили массовые движения. Их подъем был вскоре пресечен поражением революции 1905-1907 гг. Вслед за этим последовал период их резкого упадка, но политическая основа партийных организаций, созданных в 1905-1907 гг., уже не исчезала вплоть до 1920-х гг.

В стране возникли и легализовались многочисленные политические партии, в своих программах формулировавшие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, эсеры, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, конституционных демократов, Умеренно-прогрессистская партия, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правового порядка, Партия монархистов-конституционалистов, Союз русского народа, Союз Михаила-архангела и др.

Подлинно представительным органом парламент является лишь тогда, когда формируется на основании всеобщего избирательного права, пусть и не равного, однако с таким механизмом, который гарантирует ту или иную степень представительства интересов всех классов, слоев населения конкретного государства. Именно поэтому многие ученые-правоведы (в т.ч. М. В. Баглай , Ж. И. Овсепян ) считают отправной вехой развития российского парламентаризма момент начала работы Государственной Думы первого созыва (1906 г.), несмотря на то, что идеи представительства (особенно расцветшие в начале XIX в. в трудах декабристов) и отдельные элементы демократии (от Новгородского и Псковского веча до боярских дум, Земских соборов, Сената) в российской истории занимают весьма важное место.

Так, в возникновении института парламентаризма в дореволюционной России большая роль принадлежит такому институту местного самоуправления как земства.

Земские учреждения возникли в России в 60-х гг. XIX века и к началу ХХ века накопили большой опыт работы.

Этот опыт пригодился при составлении избирательного законодательства, в его основу были положено земское законодательство. Для избрания уездного земского собрания, с чего и начиналось формирование всей системы земского самоуправления, население уезда делилось на три курии: первая включала землевладельцев, вторая - собственников недвижимого имущества в городе и третья – крестьян.

На съезде представителей от первой курии принимали участие крупные и средние помещики, имевшие не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества стоимостью до 15 тыс. руб., а также лица, располагавшие годовым доходом до 6 тыс. руб. Мелкие землевладельцы, у которых было менее 1/20 полного ценза, выбирали из своей среды уполномоченных. Их число определялось путем деления суммарной стоимости имущества на величину полного ценза.

В работе съезда от второй курии участвовали домовладельцы, фабриканты и заводчики, купцы и прочие горожане, владевшие купеческими свидетельствами или промышленными и торговыми заведениями с годовым доходом, равным 6 тыс. руб. К ним подключались также владельцы недвижимой собственности стоимостью до 4 тыс. руб., а в мелких городах – до 500 руб.

Выборы гласных от крестьян были многостепенными: сельские общества посылали своих представителей на волостной сход, где избирали выборщиков, а уже из их среды определяли установленное количество гласных уездного земского собрания.

В 1905 г. эти положения о куриях были применены в новом избирательном законе, нововведением была 4 курия – рабочая. При определении избирательного ценза использовались оценки проведенные земствами.

В земских учреждениях, помимо помещиков, состоятельных горожан и крестьян, заметную роль играла интеллигенция, которая поставляла земствам наемных работников, составивших контингент земских служащих. Самое важное – это то, что земства подготовили целое поколение людей способных управлять без оглядки на государственную бюрократию, самостоятельно решать проблемы страны.

Значительная часть депутатов (особенно в первой и второй Думах) имели опыт работы в земствах, городских думах. Особенно полезен опыт земских деятелей в сфере здравоохранения, просвещения. Нельзя не отметить и тот факт, что значительная часть членов верхней палаты состояла из выборных от земств. Преобразованный Государственный Совет состоял из членов «по высочайшему назначению» и равного числа «по выборам» (6 членов избирались Синодом от православного духовенства; 6 членов – от Академии наук и университетов; 12 - от промышленности и торговли; по 1 члену Совета избиралось от каждого губернского земского собрания; 18 членов – от дворянских обществ).

Таким образом, можно говорить, о земствах как первом шаге к парламентаризму.

Именно в ходе земской реформы была создана законодательная база для выборов, опробованы избирательные технологии. В ходе работы земств появилось поколение людей способных работать в новых органах власти, накоплен опыт работы органов местного самоуправления реализованный позже в Думе.

Однако у земств, равно как у вече и Сената, не было таких важнейших признаков парламента, как представительный характер (они выражали интересы не большинства населения, а лишь малой, элитарной его части – дворянства, высшего духовенства и т.п.) и наличие законодательных полномочий (кроме веча, все органы были совещательными). Именно поэтому подлинное развитие парламентаризма началось в России лишь в 1905 г., хотя и компетенция, и порядок избрания первых четырех Государственных Дум были весьма далеки от традиционного парламента в конституционно ограниченной монархии.

Трагические для страны события начала XX в.: поражение в русско-японской войне, больно ударившее по престижу власти, и начавшаяся первая русская революция - вынудили императора пойти на некоторые уступки в политической сфере. С большим временным отрывом от значительной части европейских стран Россия вступила на путь парламентаризма - в 1906 г. открылась первая Государственная дума. Первоначально планировалось создать лишь законосовещательный орган, но под влиянием революционных событий от него пришлось отказаться. Хотя достаточно настойчиво звучали предложения вернуться к традиционному российскому органу – Земскому собору. Такой орган должен был бы формироваться по сословному принципу, для обсуждения важнейших вопросов.

В целом революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина неограниченная.


Сейчас читают про: