Вопрос: Предпосылки создания Государственной Думы в России

Тема: Складывание парламентской системы в России.

Российская империя в начале ХХ века вступила в стадию империализма. Остатки феодально-крепостнических отношений в первую очередь в деревне, царское самодержавие и угнетение нерусских народностей, вызывали резкое обострение социально-экономических и политических противоречий, тормозили общественно-политическое развитие страны.

Неизбежность исторического процесса модернизации России породила духовную дифференциацию о общества. Появлялось все больше людей, задумывающихся о путях государственного развития, месте России в мире, соотношении традиционных ценностей и новаторских идей, национальные вопросы.

Ведущее противоречие – между потребностями развития страны и невозможностью обеспечить этого в условиях самодержавной России – становилось все более непримиримым. Следствием взаимного непонимания власти и общества стало обострение политического кризиса к началу XX в., выход из которого до определенного времени можно было найти при условии постепенной трансформации политической системы с учетом новых исторических условий. И это противоречие стало причиной революции 1905 г.

После поражения декабрьского вооруженного восстания многие возлагали надежды на мирный путь решения проблем через Думу.

С Думой, ставшей первым опытом представительного правления, связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя. Дума должна была стать законодательным органом с подчинением ей исполнительной власти. Она должна была юридически закрепить разнообразные права и свободы граждан. Наконец, по мнению многих, Дума должна была быть заслоном от революционного движения.

Первые проекты создания в России представительного органа появились еще в начале ХIХ века, но, тем не менее, они так и не были воплощены в жизнь.

Большую роль в формировании представительного органа сыграла и развернувшаяся с середины 1890-х гг. деятельность политических партий. Сущность этого процесса лежала в создании альтернативных политических центров оппозиции и систематического идеологического вызова царизму. Стратегия, общая для всех этих сил, признавала в качестве первоначальной цели создание общенациональных подпольных политических организаций, которые, как ожидалось, на некоторой более поздней стадии превратились бы в массовые движения. Следующим шагом должно было стать политическое преобразование России. После неоднократных попыток, продвижений и отступлений 1890-х гг., в России в первое десятилетие XX в. были созданы стабильные общенациональные политические партии и организации. Этот процесс совпал с волнами стихийной массовой оппозиции. Взаимные связи между стихийными и организованными политическими действиями усилились на следующей стадии, когда партийные организации России в 1905-1906 гг. резко увеличились и возглавили массовые движения. Их подъем был вскоре пресечен поражением революции 1905-1907 гг. Вслед за этим последовал период их резкого упадка, но политическая основа партийных организаций, созданных в 1905-1907 гг., уже не исчезала вплоть до 1920-х гг.

В стране возникли и легализовались многочисленные политические партии, в своих программах формулировавшие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, эсеры, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, конституционных демократов, Умеренно-прогрессистская партия, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правового порядка, Партия монархистов-конституционалистов, Союз русского народа, Союз Михаила-архангела и др.

Подлинно представительным органом парламент является лишь тогда, когда формируется на основании всеобщего избирательного права, пусть и не равного, однако с таким механизмом, который гарантирует ту или иную степень представительства интересов всех классов, слоев населения конкретного государства. Именно поэтому многие ученые-правоведы (в т.ч. М. В. Баглай, Ж. И. Овсепян) считают отправной вехой развития российского парламентаризма момент начала работы Государственной Думы первого созыва (1906 г.), несмотря на то, что идеи представительства (особенно расцветшие в начале XIX в. в трудах декабристов) и отдельные элементы демократии (от Новгородского и Псковского веча до боярских дум, Земских соборов, Сената) в российской истории занимают весьма важное место.

Так, в возникновении института парламентаризма в дореволюционной России большая роль принадлежит такому институту местного самоуправления как земства.

Земские учреждения возникли в России в 60-х гг. XIX века и к началу ХХ века накопили большой опыт работы.

Этот опыт пригодился при составлении избирательного законодательства, в его основу были положено земское законодательство. Для избрания уездного земского собрания, с чего и начиналось формирование всей системы земского самоуправления, население уезда делилось на три курии: первая включала землевладельцев, вторая - собственников недвижимого имущества в городе и третья – крестьян.

На съезде представителей от первой курии принимали участие крупные и средние помещики, имевшие не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества стоимостью до 15 тыс. руб., а также лица, располагавшие годовым доходом до 6 тыс. руб. Мелкие землевладельцы, у которых было менее 1/20 полного ценза, выбирали из своей среды уполномоченных. Их число определялось путем деления суммарной стоимости имущества на величину полного ценза.

В работе съезда от второй курии участвовали домовладельцы, фабриканты и заводчики, купцы и прочие горожане, владевшие купеческими свидетельствами или промышленными и торговыми заведениями с годовым доходом, равным 6 тыс. руб. К ним подключались также владельцы недвижимой собственности стоимостью до 4 тыс. руб., а в мелких городах – до 500 руб.

Выборы гласных от крестьян были многостепенными: сельские общества посылали своих представителей на волостной сход, где избирали выборщиков, а уже из их среды определяли установленное количество гласных уездного земского собрания.

В 1905 г. эти положения о куриях были применены в новом избирательном законе, нововведением была 4 курия – рабочая. При определении избирательного ценза использовались оценки проведенные земствами.

В земских учреждениях, помимо помещиков, состоятельных горожан и крестьян, заметную роль играла интеллигенция, которая поставляла земствам наемных работников, составивших контингент земских служащих. Самое важное – это то, что земства подготовили целое поколение людей способных управлять без оглядки на государственную бюрократию, самостоятельно решать проблемы страны.

Значительная часть депутатов (особенно в первой и второй Думах) имели опыт работы в земствах, городских думах. Особенно полезен опыт земских деятелей в сфере здравоохранения, просвещения. Нельзя не отметить и тот факт, что значительная часть членов верхней палаты состояла из выборных от земств. Преобразованный Государственный Совет состоял из членов «по высочайшему назначению» и равного числа «по выборам» (6 членов избирались Синодом от православного духовенства; 6 членов – от Академии наук и университетов; 12 - от промышленности и торговли; по 1 члену Совета избиралось от каждого губернского земского собрания; 18 членов – от дворянских обществ).

Таким образом, можно говорить, о земствах как первом шаге к парламентаризму.

Именно в ходе земской реформы была создана законодательная база для выборов, опробованы избирательные технологии. В ходе работы земств появилось поколение людей способных работать в новых органах власти, накоплен опыт работы органов местного самоуправления реализованный позже в Думе.

Однако у земств, равно как у вече и Сената, не было таких важнейших признаков парламента, как представительный характер (они выражали интересы не большинства населения, а лишь малой, элитарной его части – дворянства, высшего духовенства и т.п.) и наличие законодательных полномочий (кроме веча, все органы были совещательными). Именно поэтому подлинное развитие парламентаризма началось в России лишь в 1905 г., хотя и компетенция, и порядок избрания первых четырех Государственных Дум были весьма далеки от традиционного парламента в конституционно ограниченной монархии.

Трагические для страны события начала XX в.: поражение в русско-японской войне, больно ударившее по престижу власти, и начавшаяся первая русская революция - вынудили императора пойти на некоторые уступки в политической сфере. С большим временным отрывом от значительной части европейских стран Россия вступила на путь парламентаризма - в 1906 г. открылась первая Государственная дума. Первоначально планировалось создать лишь законосовещательный орган, но под влиянием революционных событий от него пришлось отказаться. Хотя достаточно настойчиво звучали предложения вернуться к традиционному российскому органу – Земскому собору. Такой орган должен был бы формироваться по сословному принципу, для обсуждения важнейших вопросов.

В целом революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина неограниченная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: