Укрепление политической системы власти

Внешняя политика

Необходимой предпосылкой для выхода из глубокого кризиса являлась стабилизация внешнеполитического положения страны, прекращение иностранной интервенции. Швеция и Польша продолжали захватывать русские земли. В этих условиях российская дипломатия активизировала усилия по заключению мира. В 1617 г. со Швецией был заключен Столбовский мир, по которому Россия вернула себе Новгородскую землю, но потеряла выход к Балтийскому морю (р. Неву, Ижорскую землю, города Корела, Орешек и др.). В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей, оставлявшее за ней Смоленские и Северские земли.

Чтобы вернуть себе Смоленск, Россия безуспешно воевала с Польшей в 1632-1634 гг. Однако эти земли были возвращены лишь после новой войны с Речью Посполитой (объединение Польши Литвы в 1569 г.) в 1654-1667 гг. В составе Речи Посполитой остались западные земли: Белоруссия и большая часть Украины. Земли, отошедшие к Швеции, в XVII веке отвоевать так и не удалось.

Таким образом, территориальные потери, понесенные Россией после смуты, оказались очень тяжелы. Тем не менее главным оставалось решение внутренних проблем - ликвидация разрухи и укрепление власти.

Важнейшим условием выхода страны из кризиса было укрепление политической власти. При Михаиле Федоровиче (1613-1645 гг.) главную роль играл его отец - Федор Романов, патриарх русской православной церкви (Филарет). Начала восстанавливаться сословно-представительная монархия, учрежденная в середине XVI века. Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу, которая состояла из представителей наиболее знатных родов. Председательствовал в Думе царь. Решения Думы имели характер закона, его разъяснения или распоряжения по конкретному вопросу. Дума разбирала наиболее важные вопросы жизни страны - войны и мира, принятия нового закона, введения новых налогов и т.д.

Михаил Федорович постоянно опирался и на Земский собор, который при нем созывался почти ежегодно. Земский собор состоял из представителей боярства, поместного дворянства, посадских людей, духовенства, государственных крестьян, то есть был более широким по своей социальной природе. Но Земские соборы в России как органы сословного представительства не стали законодательными учреждениями, так как они выполняли свои функции только по указаниям верховной власти (монарха). В.О. Ключевский отмечал, что "народное представительство (Земский выборный собор) возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть: в этом его отличие от западноевропейского представительства".

В области управления правительство первого Романова шло по пути бюрократической централизации. Административно-исполнительными органами стали приказы, которые были созданы в середине XVI века. В XVII веке их было около 90. Они ведали какой-либо областью управления в масштабе всей страны. Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел; с другой - четко контролировали органы местного самоуправления. Приказ Разрядный назначал бояр и дворян на службу по военному, гражданскому ведомствам; Поместный приказ - ведал поместными и вотчинными землями; Ямской приказ обеспечивал организацию почтовой связи для нужд государства; Посольский приказ выполнял внешнеполитические функции и т.д.

На местах, в уездах из центра назначались воеводы, которые выполняли роль главного администратора и судьи. Воевода отвечал за поступление всех налогов, выполнение хозяйственных дел, имел полицейские функции. Воеводская власть с начала XVII в. постепенно вытесняла "земские начала" местного самоуправления (земские и губные избы, введенные в середине XVI века), усиливала бюрократические порядки.

Создавая данную систему управления, правительство Михаила Романова ставило перед собой задачу - восстановить Московское царство. Однако задача эта была невыполнима. Восстановить Московское царство в том виде, в каком оно существовало до смуты, было уже невозможно, ибо произошли серьезные и необратимые изменения в обществе. В верхах все шире распространяются преобразовательные настроения. Особенно заметным это становится в правление второго Романова - Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). Он стремится к абсолютной монархии и будет постепенно разрушать сословно-представительную монархию.

Опорой нового царя была по-прежнему бюрократия (чиновники). Но Алексей Михайлович опирался на ее лучшую часть, выдвигал умных, образованных людей, независимо от их происхождения. Это Ф.М. Ртищев, А.Л. Ордин-Нащокин, А.С. Матвеев и др. Время боярства ушло в прошлое. Государственная бюрократия с 1640 по 1690 годы увеличилась в три раза, в центральном аппарате управления к концу XVII века насчитывалось более 4,5 тысяч чиновников.

Процесс бюрократизации государственного управления нашел отражение в падении значения Боярской думы и Земского собора. После 1653 г. Земские соборы созывались уже эпизодически и к концу XVII века прекратили свое существование. Ведущее значение в государственном управлении приобретают приказы. Во второй половине XVII века был создан приказ Тайных дел с широкими полномочиями. Он подчинялся царю и должен был обеспечить слаженность работы бюрократического механизма самодержавной власти. Приказ Тайных дел ведал политическим сыском, расследовал дела о злоупотреблениях властью, волоките, казнокрадстве и т.д., через него царь сосредоточил в своих руках контроль за деятельностью государственных служащих. На местах вместо выборных земских органов власть окончательно перешла в руки воевод, содержание которых оплачивало не государство, а население соответствующего уезда.

В России формировался абсолютизм. Но, в отличие от Западной Европы, этот процесс происходил всецело на базе феодальной системы, что не могло не наложить отпечаток на тип складывающегося абсолютизма. Своеобразным кодексом феодального права стало "Соборное уложение", принятое в 1649 г. Уложение определило взаимоотношения власти и общества на основе светских законов. Уложение утверждало, что царь в управлении опирается на чиновничество - дворян. Резко ограничивалось местное самоуправление (только у государственных крестьян действовали выборные органы управления), вводилась власть воевод. Новые законы ограничили права церкви. То, что уже принадлежало церкви, признавалось за ней, вновь же приобретать вотчины церкви категорически запрещалось. Был создан Монастырский приказ, которому стало подсудно гражданским судом, а не церковным, духовенство. Это Уложение делало общество более светским, так как утверждался приоритет светских правовых норм над церковными установлениями.

Соборное уложение навечно закрепило крестьян, работающих на частных землях, за их собственниками. Юридическое оформление крепостного права проявилось в том, что вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян. Подтверждался запрет перехода крестьян к новым владениям в Юрьев день. Крепостнические отношения распространялись теперь на государственных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины, и они также подлежали бессрочному сыску. Жителям городских посадов, прикрепленным к общинам, запрещались переходы из одной общины в другую. Таким образом, социальная структура российского общества была закреплена законом и не могла меняться. Общество как бы законсервировалось, социальная мобильность была крайне ограничена.

Центральная власть добивалась, чтобы в государстве делалось все в соответствии с законом. Сами законы были крайне жестокими. Так, выступление против церкви каралось сожжением на костре, заговор против царя - смертной казнью. Выступления против власти подавлялись жестоко и кроваво. В целом "Соборное уложение" стояло на защите интересов самодержавной монархии, господствующего класса феодалов, узаконив окончательное оформление крепостничества и тенденции перехода к абсолютизму в государственно-политической жизни России.

7.2.3. Социально-экономическое

развитие страны

Выход из экономического кризиса растянулся до 50-х годов XVII века. Продолжительность восстановительного периода объясняется и относительно низким плодородием нечерноземных земель, и слабой производительностью крестьянского хозяйства с его примитивной техникой и технологией.

Ведущей отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство. Основными орудиями труда были соха, борона, плуг, серп. Трехполье преобладало, но оставалась и подсека, особенно на севере страны. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, горох, из технических культур - лен и коноплю. Хозяйство по-прежнему носило натуральный характер. Главный путь развития сельского хозяйства в XVII веке - экстенсивный: в хозяйственный оборот земледельцы включают все большее количество новых территорий. Быстрыми темпами идет народная колонизация окраин Поволжья, Башкирии, Сибири.

Приток в Сибирь русского населения, обладавшего навыками и опытом пашенного земледелия, ремесленного производства, новыми, более производительными орудиями труда, способствовал ускорению ее развития. Здесь не сложилось помещичье и вотчинное землевладение. В южных районах складывались очаги земледельческого производства, и уже в конце XVII века Сибирь в основном обеспечивала себя хлебом. Основными занятиями местного населения оставались охота и рыболовство.

Господствующей системой земледелия в Европейской России было трехполье. В новых земледельческих районах Поволжья, на юге, в Сибири - подсека, перелог, двуполье. В Сибири на смену перелогу во второй половине XVII века постепенно пришло трехполье. Освоение новых территорий и дальнейшее развитие производительных сил привели к углублению специализации сельского хозяйства.

Новым явлением было усиление связи феодального хозяйства с рынком. Господствующий класс все активнее включался в торговые операции и промысловую деятельность. Во второй половине столетия стали постепенно формироваться районы, производившие товарный хлеб: Среднее Поволжье, Черноземный центр. Развивались крестьянские кустарные промыслы, производившие поташ, соль. Повсеместно происходит перерастание ремесла в мелкотоварное производство (производство товаров для продажи). Сложились районы ремесленного производства. Возникают специализированные торговые ряды в городах.Многие изделия русских ремесленников не только не уступали ремесленной продукции Запада, но и превосходили их техникой выполнения.

Торгово-промышленная специализация районов наметилась еще в XV-XVI веках. В XVII веке она еще более усиливается. Центрами металлообработки становятся Тульско-Серпуховский, Устюжно-Железнопольский, Тихвинский районы; солеварения - Поморье и Поволжье; производства полотна и холста - Псковский, Олонецкий, Ярославский и другие районы.

Развитие мелкотоварного производства подготовило базу для появления мануфактур как крупных предприятий, основанных на разделении труда и ручной ремесленной техники. В XVII веке в России насчитывалось около 30 мануфактур. Однако на них использовался, в основном, труд крепостных работников. Были построены металлургические заводы в районе Тулы, кожевенные предприятия - в Ярославле и Казани.

Отмеченные выше моменты в хозяйственной жизни страны способствовали началу формирования всероссийского рынка. Важными центрами оптовой, межрайонной торговли стали ярмарки: Московская, Архангельская, Макарьевская (возле Нижнего Новгорода), Ирбитская (на Урале) и т.д. Оптовую торговлю в основном сосредоточивала в своих руках купеческая элита, которую составляли гости и торговые люди (купцы). Они имели значительные привилегии: были освобождены от ряда посадских повинностей, могли иметь вотчины, право выезда за границу. Строгановы, Никитниковы, Шорины и другие купцы владели колоссальными средствами.

Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. Центрами русской торговли с Западом являлись Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск. Из Западной Европы ввозились тонкие сукна, металлические, золотые и серебряные изделия, вина и т.д. Вывозились в основном пенька, пушнина, икра и сельскохозяйственные продукты. Со странами Востока торговля шла через Астрахань. С середины XVII века каждые три года государство организовывало караваны в Пекин, которые доставляли туда меха, а возвращались с шелком, чаем, фарфором.

Свидетельствуют ли новые явления в развитии России в XVII веке о генезисе капитализма? Некоторые исследователи разделяют эту точку зрения и называют данное столетие "новым периодом" истории страны. Однако большинство российских историков связывают новые моменты в русской жизни XVII в. с поступательным развитием феодализма, а начало развития капитализма относят к середине XVIII в., когда происходит разложение феодально-крепостнических отношений.

7.2.4. Cоциальная структура российского

общества к концу XVII в.

Социальная структура российского общества XVII в. соответствовала феодально-крепостнической экономике. Высшим слоем российского общества было боярство - потомки бывших великих и удельных князей. Около сотни боярских семей владели вотчинами, служили царю и занимали руководящие должности в государстве. К концу XVII в. боярство утратило свою мощь и постепенно сближалось с дворянством. Дворяне составляли верхний слой государственных служащих людей по отечеству. Они владели поместьями на наследственном праве в случае продолжения детьми после их родителей. Дворянство значительно усилило свои позиции в конце смуты и стало опорой власти. К низшему слою служилых людей относились служилые люди по прибору.

Сельское крестьянское население состояло из двух категорий: владельческого (85%) и черносошного (5%). Близкое к частновладельческим крестьянам место занимали крестьяне монастырские. Среднее положение между черносошными и частновладельческим занимали крестьяне дворцовые (10%). Они имели собственное самоуправление и подчинялись дворовым приказчикам.

Основная масса городского населения называлась посадскими людьми. Буржуазия в городах не сложилась. Во многих городах посадское население - торговцы и ремесленники - было немногочисленно, здесь часто преобладали военные чины и их семьи, а решающую роль в городской жизни играли крупные феодалы.

Верхушку города составляли купцы. Самые богатые из них царским повелением объявлялись "гостями". Многие состоятельные купцы объединялись в двух московских сотнях - "гостиной" и "серпошной".

Городские ремесленники часто объединялись по профессиональному признаку в слободы и сотни. Такие слободы, принадлежавшие боярам, монастырям, епископам назывались черными слободами. Эти слободы "обелялись" (освобождались) от несения тягла в пользу государства.

Как в городах, так и в сельской местности жило значительное число рабов - холопов. Полные холопы являлись наследственной собственностью своих господ. Слой кабальных холопов сформировался из числа попавших в кабальное состояние (кабала - расписка или долговое обязательство) ранее свободных людей. Кабальные холопы служили до смерти кредитора, если добровольно не принимали на себя новую кабалу в пользу наследника умершего.

Особое сословие составляло духовенство. В него входили архиереи и монахи - черное духовенство и священники - белое духовенство.

Вольные "гулящие люди" (вольные казаки, дети священников, служилых и посадских людей, нищие и бродяги и др.) не попали в вотчины, поместья или городские общины и не несли государственного тягла. Однако государство всячески стремилось поставить их под свой контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: