Заключительный период в истории позднеантичного мира совпал с 30-летним правлением Юстиниана, когда Восточно-Римская империя достигла апогея своего могущества Возведенный на престол воинами, дядя Юстиниана Юстин I (518—527) приблизил к себе племянника и провозгласил его своим соправителем. После смерти дяди Юстиниан занял престол как его законный преемник. Жена – Феодора, куртизанка. Император постарался повысить доходы государства, укрепить социальный строй и систему управления империей. Серией фискальных, социальных и политических мер он еще более ослабил крупное землевладение. Император увеличил размеры земельных владений фиска, как и государственных мастерских и лавок в городах. Он проявлял заботу о развитии торговли и новых торговых путях на Восток. Он узаконил колонат и защищал эмфитевтов и в то же время навечно прикреплял к земле свободных колонов. В «Своде гражданского права» (528-534), систематизировавшем и отчасти реформировавшем богатое наследие римских юристов, (идея полной частной собственности на землю и имущество, идея неограниченной власти императора и идея прочного союза государства с христианской церковью.) В свод вошли: «Институции» (руководство к пользованию Кодексом), собственно «Кодекс» (законы императоров II — начала VI в.), «Дигесты» (выдержки из сочинений римских юристов) и, наконец, «Новеллы» (законы самого Юстиниана).
Существенное значение в социальной жизни общества имело признание равенства перед законом всех свободных подданных императора, равенство прав наследования, Огромную роль в развитии товарно-денежных отношений имело законодательное регулирование таких имущественных отношений, как аренда, кредит, залог, наем. Осуществление завоевательной программы Юстиниан начал с разгрома в 533— 534 гг. Вандальского королевства, было ликвидировано Остготское королевство и завоевана Италия. Правление Юстиниана ознаменовано обострением социальной напряженности в обществе. В ответ на усиление налогового гнёта восстание в Константинополе в 532, названное «Ника». Низы димов «голубых» и «зеленых» объединились. До 30 тысяч безоружных константинопольцев были убиты на месте. Наиболее крупными были неудачи внешней политики Юстиниана на севере Балканского полуострова (набеги варваров). Наиболее серьезные последствия для империи имели, однако, вторжения славян. Их нападения начались еще при Юстине и стали почти ежегодными с начала правления Юстиниана I. Расселение славян на землях империи, помешать которому она оказалась не в состоянии, началось во второй половине VI в. Особенно массовый характер оно приняло в последние десятилетия VI и первые десятилетия VII в.
Образование Византийской империи. Особенности социально-экономического, развития Византии/
В 330 г. император Константин I перенес столицу Римской империи в город Византий, Новую столицу назвали Константинополем. Исключительно удачный выбор места для новой столицы в перекрестье торговых путей между странами Востока и Запада, юга и севера, а также в центре интенсивного культурного обмена, обусловил ее быстрое превращение в крупнейший город Европы.
Выделение восточных провинций в особую государственно-политическую систему было завершено официальным разделом Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную. В состав Восточно-Римской империи вошли: Балканский полуостров, Малая Азия, Северная Месопотамия, часть Армении и грузинских земель, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, Родос и другие острова Восточного Средиземноморья, а также южное побережье Крыма. После падения Западной Римской империи в 476 г. Восточная осталась единственным продолжением некогда единой империи. В долинах рек, на равнинах было широко распространено хлебопашество, На Балканах и плоскогорьях Малой Азии преобладало скотоводство. Большая численность городов: Константинополь и Фессалоника, Коринф и Фивы, Смирна и Эфес, Никея и Никомидия, Дамаск и Бейрут, Антиохия и Александрия. Которые были средоточием ремесла и торговли, экон политич центрами. Особенности социально-экономического, общественно-поли¬тического и культурного развития Византии позволяют выделить в ее истории несколько периодов: ранний (IV — первая половина VII в.),средний (вторая половина VII—XII в.) и поздний (XIII -середина XV в.).. В истории ранней Византии выделяют внутренний рубеж - конец VI в. Распространено свободное крестьянское землевладение, Деревня представляла собой соседскую общину (митрокомию). Частная собственность крестьянина на пахотную землю и приусадебный участок сочеталась с общинной собственностью на неподеленную сельскую округу. Общинники были здесь теснее связаны производственными и социальными связями. Община в Византии была податной. Общинники были связаны круговой порукой. Более многочисленным был в Византии и слой свободных колонов, обладавших владельческими правами на свои участки. Они приближались по статусу к наследственным арендаторам-эмфитевтам, которых эдиктом Анастасия I (491-518) запрещалось сгонять с земли после того, как семья непрерывно арендовала ее в течение 30 лет. Главной производственной организацией в городе была небольшая ремесленная мастерская (эргастирий), нередко совмещенная с лавкой, в которой ее хозяин продавал изделия, изготовленные им самим, своим собственным инструментом, с помощью двух-трех наемных работников или рабов. Верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежала императору. Сложился союз государственной власти с христианской церковью: Император признавался единственным законным повелителем всей ойкумены Административный аппарат империи был чрезвычайно громоздким. В его организации господствовал принцип разделения гражданской и военной властей Центральное управление концентрировалось в его дворце и было специализировано по ведомствам-канцеляриям. Как правило, высокую должность мог занять лишь человек, имевший определенный титул Территория империи делилась на административные области — провинции. Гражданским управлением ведали назначаемые императором наместники со своим штатом чиновников, военной властью обладали военачальники. С середины IV в. христианство было официальной религией, обязательной для всех полноправных подданных Римской империи. Начавшееся еще значительно раньше формирование на всей территории империи церковных диоцезов (епископий и митрополий) окончательно оформилось при поддержке государства. Уже в IV в. обнаружились заметные различия между восточной и западной церквами и в вопросах догматики, и в организации управления, и в церковной обрядности. Церкви и монастырям высшая власть раздавала привилегии в первую очередь. Их освобождали от многих налогов и ото всех отработочных повинностей. Церковные иерархи имели право суда над подвластными им церковнослужителями, а игумены — над монахами в монастырях.