double arrow

Искусство раннего итальянского Возрождения


Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков.

Гуманистический идеал чело­века нашел яркое воплощение в ренессансном искусстве XV в., Основу ренессансного стиля в архитектуре заложили выдающиеся зодчие — Брунеллески, Альберти, Филарете. Формируется новый тип здания — палаццо и вилла (городское и загородное жилища), совершенствуются виды общественных сооружений.

Совершенство пропорций, прос­тота, просторные интерьеры— характерные черты нового архитектурного стиля. В скульптуре высокого уровня достигает искусство рельефа, характерна пластичность фигур, светская интерпритация церковных сюжетов. Крупнейшими скульпторами, в творчестве которых формировался ренессансный стиль, были Гиберти, До­нателло, Вероккьо. В скульптуре быстро развивается искусство портрета. Основоположником живописи итальянского Возрож­дения был Мазаччо (1401—1428). Его фрески в капелле Бранкаччи во Флоренции исполнены жизненной реальности и пластической выразительности, героической возвышенности образов и композиционной простоты. Флоренция становится главным центром ре­нессансной живописи Италии XV в. Сандро Ботти­челли создает одухотворенные образы на основе ан­тичной мифологии (картины «Весна», «Рождение Венеры» и др.). В живописи, графике, скульптуре, широ­ко распространился жанр портрета. Венецианская школа живописи XV в. дала имена выдающихся художников — Анто-нелло да Мессина, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, создававших выразительные портреты, многофигурные композиции, торжественные и в то же время изобилующие деталями венецианского быта. Развитие наук.Раннее Возрождение в Италии было ознамено­вано бурным подъемом не только искусства, но и наук, прежде всего гуманитарных. В ведущей — этике — сложилась целостная гуманистическая концепция человека, свободного творца своей судьбы, мудрого устроителя своего земного бытия.

Этой общей для всех направлений позиции не противоречили по-разному трактуемые Бруни или Валлой, Альберти или Пико отдельные этические категории (высшее благо, нравственный идеал, добродетели и т.д.). В педагоге сложилась новая теория воспитания и образо­вания и новая методика преподавания (ученик – личность). . В развитие педагогических идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альберти, Пальмиери, выдающиеся педагоги-практики Гварино да Верона и Витторино да Фельтре.




Гуманисты рассматривали историю как процесс спонтанного развития, в котором активная сила — сам человек. В истории, следуя античной традиции, гуманисты видели «наставницу жизни». Переводы сочинений античных авторов по медицине, математике, астрономии расши­рили основу, на которую опиралось естествознание в XV в. Особенно заметными были успехи математики. Знаменитый математик Лука Пачоли (1445— 1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, теории бухгалтерского учета, а его знаменитый труд «О божественной пропорции» служил практическим руководством для художников и архитекторов. Важным завоеванием науки были и таблицы планет, составленные немецким астрономом и математиком И. Мюллером (Региомонтаном). Успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении сделали возможными длительные морские экспедиции, приведшие уже в конце XV в. к первым географическим открытиям. Наконец, открытием огромного исторического значения стало изобретение в середине XV в. книгопечатания Иоганном Гутенбергом (ок. 1445 г.). Оно стало одной из важных технических основ бурного подъема ренессансной культуры в конце XV — начале XVI в.

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: