Предметы и задача истории педагогики как науки и учебной дисциплины
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
Задачи:
1. Показать общечеловеческий, конкретно-исторический характер воспитания и основные этапы разв. образования, школы и педагогической мысли.
2. Раскрыть сущность основных педагогических систем.
3. Научиться сравнивать, обобщать различные педагогические идеи и концепции.
4. Проследить развитие педагогической мысли в РБ, России, Европе.
Изучение истории педагогики играет большую роль в повышении педагогической культуры учителя, способствует вооружению его педагогическим мастерством и тем самым помогает учителю в его повседневной деятельности.
Курс истории педагогики в педвузе делится на три части:
1. История школы и педагогики за рубежом.
2. История школы и педагогики в России до Великой Октябрьской социалистической революции.
3.История школы и педагогики в СССР и других социалистических странах.
Периодизация внутри каждой части истории педагогики в основном соответствует периодизации, принятой в гражданской истории.
Источниками советской истории педагогики являются: произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В, И. Ленина. История педагогики тесно связана с историей культуры. При разработке историко-педагогических вопросов исследователь использует также источники и различные труды по гражданской истории, истории философии, истории культуры, истории литературы, художественные произведения, рисующие школу, семейное воспитание и т. п., а также мемуары и художественные произведения, особенно тех авторов, педагогические взгляды которых освещаются в истории педагогики (например, Ф. Рабле, Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого).
История педагогики является профилирующей дисциплиной педагогических учебных заведений, занимает важное место в общепедагогическом образовании и воспитании будущих учителей. Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания, образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.
Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, школы и педагогики – с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.
Школа и педагогика – арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов.
Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.
I. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания.
К числу традиционных относятся:
1. Эволюционно-биологическая Представители этой концепции Ш.Летурно – франц. социолог, А.Эспинас, Дж.Симпсон сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, связывали воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.
2. Психологическая концепция. С позиции этой концепции (предств. Амер. Ученый П.Монро) воспитание также основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе как и в первой концепции игнорируются социальные корни воспитания, которые сводятся только к психологическому процессу.
3. Биосоциальная концепция (трудовая) Авторы биосоциальной концепции (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.
Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности, считают что социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.
II. Зарождение воспитания в первобытном обществе.
Тысячалетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.
Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.