double arrow

Культура Казахстана в Х1Х в

Восстание казахов в Уральской, Тургайской областях в 1868-1869 гг. и на Мангышлаке в 1870 г.

Начиная с сер 60х гг 19 в Каз-н становится колон окраиной царизма. Реформы, проводимые царским правительством, были направлены на ломку прежней системы, на превращение края в рынок сбыта, источник дешевого сырья. Все эти нововведения вызвали протест у населения. Т. о. антикол вос-е в Уральской и Тургайской областях началось в дек 1868 г и длилось по окт 1869 г. Возглавили вос-е султаны Хангали Арсланов и Ихлас Досов, Туркебаев и др. 6 мая 1868 г около урочища Жамансай они атаковали отряд фон Штемпеля из 200 всадников и роты пехоты. В течение 7 дней повстанцы держали его в осаде. Отряд возвратился в Калмыковскую крепость, растеряв весь фураж и продовольствие. С марта по июнь 1869 г на аулы султанов, биев, волостных управителей и аульных старшин было совершено 41 нападение с участием примерно 3000 чел. Царские власти на подавление вос-я двинули крупные карательные отряды под командованием генерал-губернатора Веревкина. Вследствии чего вос-я было подавлено. Вост-е на Мангшлаке было также связано с введением Временного положения в ущерб местному населению. Вос-ем руководили Досан Тажиев и Иса Тленбаев. На подавление повстанцев был направлен карательный отряд полковника Рукина, имевшего в своем распоряжении 60 чел при 4х орудиях. 22 марта 1870 г повстанцы окружили и разгромили отряд, а раненный Рукин застрелился. Победа воодушевила повстанцев, которых уже было к этому времени 10 тыс. Ими были атакованы Николаевская станица и Александровский форпост, разгромлены многие крепости. На подавление вос-я были направлены крупные войсковые соединеия с Кавказа. Вос-е было подавлено, руководители ушли со сторонниками в пределы Хивинского хан-ва. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тыс баранов, сборы на сумму 57 901 руб. Поражение казахов в 60-70 гг 19 в было обусловлено опред экон и техническим превосходством России, епоследовательностю, а порой и предательством со стороны байской верхушки.

Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 год), в Омске (1877 год). Они издавали сборники, где публиковались материалы по истории, этнографии, географии. Были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали <обзоры> областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.

Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусульманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были, открытая в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в них обучались русские и казахские дети. В 1825 году был открыт кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году - в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Первая казахская светская школа была открыта в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии. В 1887 году было открыто первое женское училище в Иргизе. В 1890 - 1891 годах открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае, Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году. Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. Чокан Валиханов (1835 - 10 апреля 1865 годы) в 1856 году он принял участие в экспедициях от Ала-Куля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. По результатам этих путешествий он написал «Дневник поездки на Иссык-куль», «Записки о киргизах». Он записал отрывки из знаменитого киргизского эпоса «Манас», а по результатам поездки в Кульджу – «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа». В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре. Результатом этой поездки стал труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)». Чокан оставил богатое научное наследие, в которое вошли «Аблай», «Киргизское родословие», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов», «О кочевьях киргиз» и другие.

Ибрай Алтынсарин (1841-1889 годы) - казахский просветитель, общественный деятель, педагог. Он является создателем в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений. Благодаря нему были открыты женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тургайской области. Им были написаны учебные пособия: «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку», опубликованы отрывки из казахского эпоса «Кобланды-батыр», «Жанибек-батыр», материалы по истории «Кьшчак Сейткул», «Байулы» и другие.

Абай Кунанбаев (1845-1904 годы). Он был знатоком обычаев, традиции казахского народа, Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу. Он перевел на казахский язык произведения М. Лермонтова, А. Пушкина. Абая называют <лицом казахского народа>. Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении «Гаклия», где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа.

Во второй половине 19 века продолжало развиваться устное народное творчество. Темами его были исторические события, героические личности, родовые отношения, любовь. Всенародное признание получили такие акыны как Шоже, Суюнбаи, Жамбыл, Сара и другие. Развивалось музыкальное искусство. Всеобщее признание получили народные композиторы: Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Татимбет Казангапов, Ыхлас Дукенов, Биржан-сал Кожагулов, Жаяу Муса Баижанов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: