double arrow

Лекция 1. Основные археологические памятники древней истории Дальнего Востока. Быт, хозяйство, культура

Предисловие

Личности

Хронологическая таблица

Глоссарий

Лекция 3. Дальневосточное общество во второй половине ХХ столетия

Лекция 1. Расширение восточных границ русского государства в ХVII в.

Лекция 2. Государственные образования на Дальнем Востоке

2.1. Предпосылки возникновения государства Бохай.

2.2. Государство Бохай.

2.3. Золотая империя Чжурчженей.

2.4. Приамурье в средние века.

МОДУЛЬ 2. Дальний Восток в условиях колонизации Россией: открытие, изучение и освоение (ХVII – 1 пол. ХIХ вв.)

1.1. Социально-экономические и политические причины продвижения России на Дальний Восток.

1.2. Народы Дальнего Востока и их соседи.

1.3. Русские географические открытия в Северо-Восточной Азии и юге Дальнего Востока.

1.4. Встреча миров: особенности колонизационной политики России в дальневосточном регионе.

1.5. Русско-китайские отношения в 50-80-е гг. ХVII в. Нерчинский договор 1689 г.

Лекция 2. Российская политика в дальневосточном регионе (XVIII – 1 пол. ХIХ вв.)

2.1. Русские мореплавания и географические открытия в ХVIII в. на Дальнем Востоке.

2.2. Создание и деятельность Российско-Американской компании. Роль Г.И. Шелихова в укреплении позиций России на американском материке.

2.3. Организация научно-исследовательских экспедиций на Дальний Восток в 1-й пол. ХIХ в. и их значение. Хозяйственное освоение территории.

2.4. Амурский вопрос в российской политике. Русско-китайские и русско-японские отношения.

МОДУЛЬ 3. Освоение Россией дальневосточных земель и укрепление ее позиций в регионе (2 пол. ХIХ в. – 1922 г)

Лекция 1. Российский Дальний Восток во второй пол. ХIХ – нач. ХХ вв.

1.1. Этапы и особенности переселенческого движения на Дальний Восток.

1.2. Социально-экономическое развитие юга Дальнего Востока и его научное изучение.

1.3. Административно-территориальное устройство.

1.4. Дальневосточная внешняя политика России во второй пол. ХIХ – нач. ХХ вв.

Лекция 2. Дальний Восток в годы революционных потрясений и гражданской войны (1905-1922 гг.)

2.1. Общественно-политические процессы на Дальнем Востоке в условиях революционных событий.

2.2. Установление Советской власти на Дальнем Востоке. Первые мероприятия Советов.

2.3. Дальневосточный регион в условиях интервенции и гражданской войны.

2.4. Дальневосточная республика: причины образования, общественно-политическое устройство, значение.

МОДУЛЬ 4. Российский Дальний Восток в период социалистического строительства (1922 – 1990-е годы)

Лекция 1. Социалистическая реконструкция на Дальнем Востоке и ее последствия (1922 – июнь 1941 г.)

1.1. Переход от войны к миру. Восстановление народного хозяйства на путях новой экономической политики.

1.2. Индустриализация «по-дальневосточному».

1.3. Дальневосточная деревня.

1.4. Дальний Восток в условиях «революции сверху».

1.5. «На границе тучи ходят хмуро…».

Лекция 2. Дальневосточный регион в годы Великой Отечественной и советско-японской войн (июнь 1941 – сентябрь 1945 гг.)

2.1. Дальневосточники – фронту.

2.2. От мира – к войне. Дальневосточный театр военный действий.

3.1. Социально-экономические и культурные преобразования в послевоенный период.

3.2. Дальний Восток в системе международных отношений.

3.3. Постперестроечный период на Дальнем Востоке.

Перед вами учебное пособие по истории «малой Родины» – Дальнего Востока России. Оно предназначено для студентов, изучающих дисциплины с применением компьютерных технологий, и всех интересующихся историей родного края.

Необходимость включения истории Дальнего Востока в вузовскую учебную программу обусловлено многими обстоятельствами. Так случилось, что на переломном этапе своего развития российское общество проводит грандиозную ревизию собственной истории. В этот процесс включились практически все народы, населяющие Россию. Локальная история, отражающая экономическое, политическое, социокультурное развитие конкретного региона, народа, не только обогащает общий кругозор молодого специалиста, но и позволяет ему более профессионально решать многие внутрирегиональные и межгосударственные проблемы в рамках данного геополитического пространства. К тому же изучение региональной истории способствует углублению и расширению информационной базы исторического сознания в целом, воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, уважения к прошлому своей «малой Родины».

Не менее значимым является актуальный на сегодняшний день вопрос о сущности и соотношении общероссийского и регионального в отечественной истории.

Более трех с половиной столетий назад, благодаря мужеству и настойчивости русских людей, «полунощная», «незнаемая», населенная «языцеми разными», земля на востоке стала приобщаться к России. Из далекой экзотической окраины эта территория превратилась в составную часть великого Российского государства.

Не вдаваясь в суть споров среди специалистов-историков о понятиях «Дальний Восток России», «История Дальнего Востока» и ее периодизации, мы будем исходить от современной их трактовки. Некоторое время назад к понятию «Дальний Восток России» относили все земли России, лежащие к востоку от Байкала до морских побережий, включая Якутию. В современной трактовке понятия – это Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области.

В предлагаемом учебном пособии содержатся основные направления исторического процесса на территории Дальнего Востока от эпохи палеолита до наших дней. Особое внимание уделяется археологическим памятникам, первым государственным образованиям на территории Дальнего Востока, процессу открытия и освоения русскими этого региона, внешнеполитическим проблемам и путям их решения русским государством, а также особенностям его развития в ХХ веке.

Что представляет собой компьютерное учебное пособие? Прежде всего, текстовое изложение исторического материала, распределенного по четырем модулям и дополненного картами, схемами, таблицами, рисунками. Вместе с тем в пособие включен богатый справочный материал, позволяющий студентам расширить и углубить свои знания.

Получить более полное представление о тех или иных событиях, сформировать представление о сущности исторических процессов, специфических чертах региональной истории позволяют глоссарий, содержащий термины и понятия, хронологическая таблица, дополнительная литература. Особое место в учебном пособии отводится историческим портретам, дающим представление о людях, совершивших исторический подвиг, осваивая и облагораживая необжитый суровый край.

Тестер-тренажер, которым завершается каждый модуль, нацелен на выработку навыков самостоятельной работы с текстом пособия, картами, другим справочным материалом и оценку знаний.

При подготовке учебного пособия использованы труды дальневосточных ученых-историков и краеведов, чьи исследования по крупицам воссоздавали экономический, политический, социокультурный, национальный облик дальневосточного края. Материалы по молодежной политике на Дальнем Востоке подготовил доцент кафедры политической истории института истории и философии ДВГУ Кравцов В.Н.

Авторы представленного учебного пособия не претендуют на исчерпывающее освещение истории дальневосточного региона, да и требования к пособиям такого рода ограничивали в его объеме. Вместе с тем авторы готовы взять на вооружение конструктивные предложения как по структуре учебного пособия, так и по его содержательной части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: