На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский союз. Началась Великая отечественная война. Уже утром следующего дня на Дальнем Востоке, как и по всей стране, прокатилась волна митингов и собраний. Тысячи добровольцев устремились в военкоматы с заявлениями о призыве на военную службу. За годы войны было мобилизовано 517 тысяч дальневосточников, из них 83 тысячи – каждый шестой погиб.
Дальневосточники на фронтах ВОВ. Первые эшелоны бойцов с Дальнего Востока прибыли на советско-германский фронт уже в июле 1941 года. Из состава Дальневосточного фронта на самые ответственные участки военных действий Ставка Верховного Главнокомандования передала 23 дивизии (16 стрелковых, 4 танковых, 2 кавалерийских, 1 мотострелковую) и 19 бригад (3 стрелковые, 3 воздушные, 13 артиллерийские), авиационные части и подразделения специальных войск) Всего более одного миллиона человека. Кроме этого около 3,3 тысяч орудий и минометов, почти 2 тысячи танков и другой техники.
С немецкими оккупантами сражались153 тысячи военных моряков – тихоокеанцев. Дальневосточники участвовали в боях под Москвой и Сталинградом, в обороне Ленинграда и Севастополя, на Курской дуге, Северном Кавказе и Заполярье, освобождали Австрию, Югославию, Румынию, Польшу, Чехословакию, брали Берлин.
На разных фронтах сражались девять братьев – танкистов Михеевых из поселка Кировский. На их боевом счету около 200 уничтоженных и подбитых танков, орудий, бронетранспортеров и автомашин, сотни гитлеровцев. За мужество и отвагу, проявленные в боях они были награждены 85 боевыми орденами и медалями. Еще в сентябре 1941 года под Ленинградом совершил свой подвиг дальневосточник Николай Сосновский. В одном из боев он закрыл своим телом огневую точку противника, которая не давала подняться роте в атаку. Его подвиг был повторен многократно, в том числе в феврале 1943 г. Александром Матросовым. В битве за Москву в 1941 году военные моряки Тихого океана героически сражались в составе 62, 64, 71 и 84-й морских стрелковых бригад. 62–я отдельная морская стрелковая бригада, которой командовал полковник В.М. Рогов, прошла с боями в Подмосковье 150 километров. Она разгромила 3 вражеских полка и освободила от противника 40 населенных пунктов. 64-я отдельная морская стрелковая бригада под командованием полковника И.М. Чистякова, действуя в составе 20-ой армии и ведя в начале оборонительные бои под Москвой, в декабре 1941 г. перешла в наступление. Ей удалось оттеснить противника и пройти с боями 233 километра, освободив от фашистов 78 городов и сел Подмосковья.
В годы войны прославилась 78-я дальневосточная дивизия под командованием полковника А.П. Белобородова. В течение месяца в составе 16-ой армии Западного фронта вместе с воинами – панфиловцами стойко обороняли Волоколамское шоссе. На подступах к Москве дивизия уничтожила 14 277 фашистов, 3 танка, 14 самолетов. Осенью 1942 г. вся страна узнала о подвиге 33 воинов 87-ой стрелковой дивизии во главе с политруком – приморцем Леонидом Ковалевым. Бойцы сдержали натиск 70 вражеских танков. Подбив 27 машин и уничтожив 150 гитлеровцев, все они вышли из боя живыми.
В боях под Сталинградом инициатором снайперского движения стал тихоокеанец Василий Зайцев, уничтоживший более 300 гитлеровцев. Девизом защитников Сталинграда стали слова Зайцева: «За Волгой для нас земли нет». В битве на Волге совершили героические подвиги моряки – тихоокеанцы. Михаил Паникаха и Илья Каплунов. Охваченный пламенем от разбитой бутылки с горючей смесью, Михаил Паникаха бросился на вражеский танк и сгорел вместе с машиной противника. Илья Каплунов из противотанкового ружья подбил три немецких танка. Когда закончились патроны, дважды раненый, он продолжал бой, забрасывая неприятеля гранатами. Илья Каплунов погиб, но уничтожил девять танков врага.
В составе 2-й гвардейской армии генерал-лейтенанта Р.Я. Малиновского, разгромившей крупную группировку отборных немецких войск генерала Манштейна и стремившейся пробиться к окруженным в Сталинграде немецким войскам, доблестно сражались 20 тысяч моряков Тихоокеанского флота и Амурской флотилии.
Беспримерный переход из Владивостока в Полярное через два океана (Тихий и Атлантический) совершили пять тихоокеанских подводных лодок. С весны 1943 г. они включились в боевые действия и в первых же сражениях показали высокое мастерство. Подводники С-56 потопили в Заполярье 10 и повредили 4 вражеских судна с живой силой и военными грузами. Германское командование сбросило на лодку более 3 тыс. глубинных бомб и 18 раз объявляло о ее гибели. За отличие в боях С-56 была удостоена гвардейского звания, С-51 стала Краснознаменной, а командиры этих лодок Г.И. Щедрин и И.Ф. Кучеренко стали Героями Советского Союза. Сейчас С-56 водружена на пьедестал во Владивостоке в мемориале «Боевая слава Тихоокеанского флота».
Свой подвиг в октябре 1943 г. совершил выпускник Хабаровского пединститута Евгений Дикопольцев. В дни форсирования Днепра связист Дикопольцев неоднократно исправлял порывы связи. Смертельно раненый, он зажал концы проводов в ладонях, тем самым, обеспечив связь для управления боем.
Дальневосточные дивизии в составе частей и соединений освобождали Будапешт, Вену, Варшаву, штурмовали Берлин. Командующий 5-й ударной армии Герой Советского Союза генерал – полковник приморец – Н.Э. Берзарин был назначен первым комендантом Берлина.
Коренные народы Дальнего Востока в годы ВОВ. Подвигами на фронтах Великой Отечественной войны, самоотверженным трудом в тылу внесли свой вклад в разгром фашистских захватчиков представители коренных народов Дальнего Востока. Они участвовали в боевых операциях на всех фронтах. Только в составе стрелковых соединений воевало 1372 представителя малочисленных народов Дальнего Востока. Среди них 60% воинов были коммунистами, 27% – комсомольцами.
Нанаец Александр Пассар попал на фронт уже в июле 1941 г. Его опыт следопыта пригодился в разведке, на счету Александра числилось 25 взятых в плен «языков». Вскоре командование доверило ему возглавить группу захвата. А. Пассар прошел с боями от Ленинграда до Берлина. Его ратные подвиги были высоко оценены присвоением звания Героя Советского Союза.
В боях под Сталинградом прославился охотник Петр Адако. 10 марта 1943 г. гвардии сержант связист П. Адако устранил 20 порывов телефонных проводов, обеспечивая связь командира полка с батальонами.
С первых дней войны М. Пассар ушел на фронт, после окончания снайперской школы весной 1942 г. был направлен под Сталинград. Дальневосточный снайпер уничтожил 236 фашистов и погиб в боях под Сталинградом.
Добровольцами ушли на фронт бывшие красные партизаны ульчи С.П. Убака, Б.Н. Бога, Ф.А. Боян, В.Г. Детала. Прекрасные знатоки природы, они становились разведчиками, снайперами, совершали трудные рейды по тылам противника. Представители коренных народов Дальнего Востока в годы войны, проявляя исключительную выносливость и мужество, отдали все на алтарь победы. В летопись подвигов Великой Отечественной войны воины – дальневосточники вписали немало ярких, немеркнущих страниц. За боевые подвиги сотни тысяч дальневосточников были награждены орденами и медалями, более 1100 человек получили звание Героя Советского Союза, более 300 стали кавалерами ордена Славы. Свыше 20 дальневосточным и забайкальским формированиям было присвоено наименование гвардейских.
Перестройка экономики региона. Война потребовала перестройки всего народного хозяйства страны на военный лад. Ее осуществление на Дальнем Востоке было связано с серьезными трудностями:
1. 1. В промышленном отношении дальневосточный край был развит слабее, чем Урал и Сибирь.
2. 2. Регион не располагал необходимым количеством квалифицированных кадров.
3. 3. Отсутствовала развитая транспортная система.
4. 4. Был прерван ввоз инструментов, запасных частей из западных районов страны, из-за оккупации этих территорий немцами.
Перестраивать промышленность на нужды военного производства приходилось, опираясь на собственные силы и перераспределяя ресурсы, изыскивая резервы. Все промышленные предприятия региона резко сократили выпуск товаров народного потребления и перешли на выпуск оборонной продукции, либо на ремонт боевой техники. За короткое время было освоено производство продукции, ранее ввозимой из центральных районов страны, – металлорежущих станков, измерительных приборов, а также более 600 видов изделий из местного сырья (наждачной бумаги, графита, лампового стекла).
Хабаровский завод Дальэнергомаш, до войны ремонтирующий тракторы и автомобили, с августа 1941 г. организовал производство стержней для изготовления мин, а с 1942 г. успешно освоил ремонт танков. Уссурийский масложиркомбинат стал выпускать пищевые концентраты, углекислоту, витаминизированный рыбий жир. Дальзавод наряду с ремонтом и переоборудованием судов начал производить боеприпасы. В системе Главвостокрыбпрома был налажен выпуск гранат. Уссурийский паровозоремонтный завод изготовлял снаряды; Океанский фанерный – авиационную фанеру, противотанковые мины, телеграфные катушки; Кипарисовский стекольный – бутылки с зажигательной смесью; Уссурийский лесокомбинат – лыжи, разборные казармы, передвижные ремонтные мастерские.
Ученые вместе с коллективами предприятий вели поиски заменителей материалов из местного сырья. Так, на Владивостокоской судоверфи только за первых полтора военных года 38 видов привозных материалов было заменены местными. Для выпуска боевой техники стране крайне необходим был металл. Поскольку большинство металлургических заводов находились на оккупированной немцами территории, Государственный Комитет Обороны потребовал ускорить ввод в строй сталелитейного завода в Комсомольске-на-Амуре. Необходимо было в условиях войны в кратчайшие сроки завершить стройку и дать стране металл. За 7 месяцев было выполнено столько работ, сколько за предшествовавшие 5 лет. В феврале 1942 г. завод Амурсталь дал первую сталь, а через девять месяцев была сдана в эксплуатацию вторая мартеновская печь.
В условиях войны огромное значение приобрела безупречная работа транспорта. Война внесла коррективы в работу железной дороги: изменились направления перевозок (с востока на запад, а не наоборот, как было до войны) и структура груза (боеприпасы, боевая техника, продовольствие).
Только за пять месяцев войны с Дальневосточной дороги на запад направили 321 паровоз. На фронт было перевезено 23 дивизии, 19 бригад авиационных частей, сотни маршевых рот. В первый период войны решалась труднейшая задача перебазирования промышленных предприятий на восток страны.
На Амурской и Приморской железных дорогах, переведенных на военный режим работы, широко внедрялись новые методы организации производственных процессов, увеличивалась пропускная способность дорог, сокращались простои, получило развитие движение по вождению большегрузных поездов. Для организации непрерывных перевозок грузов между Хабаровским краем и Амурской областью менее чем за шесть месяцев в 1941 г. была построена автогужевая дорога Хабаровск – Биробиджан – Райчихинск.
Ввиду блокирования Балтийского и Черного морей вся тяжесть внешних транспортных перевозок легла на морской флот Дальнего Востока. Дальневосточное пароходство в эти годы выполняло более 70% всех перевозок морского транспорта СССР. Торговые суда плавали в высоких широтах Атлантики и Тихого океана круглогодично в самых неблагоприятных метеорологических и навигационных условиях, при полном затемнении и радиомолчании, нередко вступая в бой с подводными лодками, авиацией и кораблями врага. Так был потоплены такие крупные суда, как «Ангарстрой», «Ильмень», «Перекоп», «Майкоп». В мае 1942 г. в Баренцевом море в течение шести суток сражался «Старый большевик», шедший в составе союзного конвоя с боеприпасами на борту. За мужество и отвагу теплоход был награжден орденом Ленина. Звания Героя Советского Союза были удостоены капитан теплохода И.И. Афанасьев, первый помощник капитана К.М. Петровский и матрос Б.И. Оказенок.
В годы войны значительно возросло значение Владивостокского порта. К весне 1942 г. в порту были отремонтированы причалы, проложены подземные водосточные коллекторы и новые железнодорожные пути. В мае реконструированный порт принял первый караван грузов спецназначения. К 1944 г. Владивостокский порт имел 24 причала, что позволяло одновременно ставить под погрузку 21 судно. С конца 1941 г. в Советский Союз начались поставки военных грузов, представленных правительством США по ленд-лизу. Суда Дальневосточного морского пароходства участвовали в североатлантических союзных конвоях, обеспечивая доставку грузов в Мурманск и Архангельск.
Большая часть ленд-лизовских грузов доставлялось из США через Тихий океан. На линии американские порты – Владивосток курсировало около 300 судов. Они доставляли в Советский Союз самолеты, танки, зенитные орудия, пулеметы, боевое снаряжение, автомашины, локомотивы, рельсы для железных дорог, бензин, керосин, мазут, взрывчатые вещества и многие другие товары. На октябрь 1945 г. их общая стоимость достигла 9,5 млрд долларов. Через порты Дальнего Востока, в том числе Владивосток, прошло более 47% всех доставленных из США грузов. Среди них – 8 танкеров, 38 сухогрузов для Дальневосточного морского пароходства, более 250 кораблей для Тихоокеанского флота.
Путь через Тихий океан был менее опасен, чем через Северную Атлантику, но японские военно-морские силы и авиация систематически нападали на торговые корабли СССР. С 1941 по 1945 гг. вооруженными силами Японии было задержано около 200 советских судов, потоплено – 18. Ущерб, нанесенный судоходству СССР на Тихом океане, составил огромную сумму – более 636 млн рублей.
Начавшаяся война внесла существенные коррективы в сельскохозяйственное производство. Временная оккупация основных житниц страны резко сократила производство сельскохозяйственной продукции. Колхозы и совхозы Казахстана, Сибири и Дальнего Востока должны были компенсировать эти потери. Перед тружениками села стояла очень сложная и ответственная задача, в условиях резкого сокращения трудоспособного населения, нехватки техники, ухудшения всего комплекса агротехники, наращивать производство сельхозпродукции. Причем дополнительная мобилизация средств на военно-промышленное производство осуществлялась в первую очередь тоже за счет деревни. В начальный период войны дальневосточные колхозы сдавали государству в виде обязательных поставок, натуроплаты МТС, возврата семенных и фуражных ссуд, бесплатных отчислений в фонд Красной Армии – 50-55% валового сбора зерновых, а с 1943 г. – примерно 45,4%. Государственные заготовки в период войны носили по существу характер налога, что позволяло сосредоточить в руках государства максимальное количество продукции и распределить ее для нужд фронта и тыла.
Особые надежды в снабжении фронта и тыла продуктами питания возлагались на рыбаков Дальнего Востока. В 1941 г. многие рыболовецкие колхозы, несмотря на нехватку рабочей силы, успешно выполняли свои производственные задания. Это стало возможным, отчасти благодаря почину женщин – рыбачек, в короткие сроки освоивших рыболовецкие профессии – шкипера, моториста, ловца.
В 1943 г. камчатские рыбаки вышли победителями в социалистическом соревновании, завоевав первое место в стране, за что были удостоены переходящего Красного Знамени Государственного Комитета Обороны и первой премии. Приморские рыбокомбинаты «Зарубино» и «Тафуин» (ныне им. Ш.Г. Надибаидзе) выступили инициаторами нескольких починов: за освоение новых районов лова (основная промысловая рыба – иваси в нач. 40-х годов исчезла из Японского моря) и за большие уловы. В целом труженики рыбной отрасли Приморья за годы войны получили 73 всесоюзные премии. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования предприятия рыбной промышленности Дальневосточного бассейна пять раз завоевывали знамя Государственного Комитета Обороны, трижды – знамя Наркомата рыбной промышленности. Рыбокомбинат «Тафуин», который возглавлял опытный, талантливый руководитель Ш.Г. Надибаидзе, получил знамя ГКО на вечное хранение.
Трудовые ресурсы в годы войны. На Дальнем Востоке, как и по всей стране в период войны, были приняты жесткие меры для решения кадровой проблемы. На железнодорожном, морском и речном транспорте было введено военное положение. Рабочий день увеличился до 11-12 часов, обязательными были сверхурочные работы, отменялись отпуска. Население, не занятое общественно-полезным трудом, было мобилизовано для различных видов работ. Власти получили право по своему усмотрению переводить рабочих и служащих на другую работу. Все это позволило перераспределить трудовые ресурсы и на одну треть повысить загрузку производственных мощностей. Однако людей все равно не хватало, и тогда ушедших на фронт мужчин заменили женщины, подростки и пенсионеры. Сотни тысяч женщин встали к станкам, спустились в угольные шахты, сели за трактора. Массовый характер, приняло возвращение в строй пенсионеров. Опытные рабочие обучали пришедших на производство новичков. В цех Дальзавода вернулся к станку токарь Черных Н.А., точивший детали еще для крейсера «Варяг». На шахтах Приморья старики, которым не под силу было работать отбойным молотком, по старинке обушком выполняли дневные нормы выработки, установленные для механизированных работ. На многих производствах региона основной рабочей силой являлись подростки. Вчерашние школьники на предприятиях Владивостока составляли около половины, а кое-где и до 80% работающих. Одной из самых известных в Приморье была бригада Ивана Колюжного с Дальзавода. Она состояла из подростков 15-16 лет, выпускников ремесленного училища. Ребята не покидали завод по 5-6 суток, выполняя месячные задания на 200%.
Особенностью трудовой жизни тыла были патриотические почины. Никогда ранее не достигало такого размаха социалистическое соревнование. В начале войны появилось движение «двухсотников», выполнявших две сменные нормы – за себя и за товарища, ушедшего на фронт. Затем распространились движения «трехсотников», «пятисотников» и «тысячников». Высшей ступенью соревнования в военные годы стали фронтовые бригады. В 1942 г. в Хабаровском крае за звание фронтовых бригад соревновались 450 комсомольско-молодежных бригад. Малым числом члены бригад добивались больших успехов, они работали под лозунгом «В труде, как на фронте» К концу 1943 г. на Дальзаводе, например, их было 44, а через год уже 497. На уссурийском паровозоремонтном заводе действовало 17 фронтовых бригад, выполнявших задания на 400 – 600%.
На транспорте широкое распространение получило движение за скоростные методы обработки вагонов и судов в сочетании с прогрессивными методами ведения грузовых операций – «борт-вагон». Высокие результаты достигались не только за счет интенсификации труда, но и введения технических новшеств. На Дальзаводе в годы войны было внесено более 5 тыс. рационализаторских предложений и усовершенствований, от внедрения которых завод получил 14 млн руб. экономии. В военное время количество соревнующихся, передовиков производства с каждым годом возрастало. В то же время отсутствовал надлежащий контроль за выполнением решений и взятых обязательств, наблюдалась погоня за количественными показателями. Одни формы соревнования сменялись другими, не исчерпав возможностей, что в определенной степени дезорганизовывало массы, а обращения и призывы не всегда сопровождались практической реализацией. Однако, несмотря на недостатки, трудовая активность дальневосточников помогала решить важнейшие производственные задачи.
Всенародная помощь фронту. Поддержка Красной Армии находила свое отражение в самых разнообразных формах материальной помощи дальневосточников фронту. Одной из первых форм помощи фронту были массовые воскресники, средства от которых передавались в фонд обороны. Дальневосточники передали в фонд обороны 3 млн рублей, заработанных на воскресниках.
Одновременно возникло движение по добровольному сбору средств у населения. Началась дополнительная подписка на заем третьей пятилетки, отчислялся двух-, трех-, пятидневный заработок, сдавалась сельскохозяйственная продукция, драгоценные металлы. Все годы войны трудящиеся Дальнего Востока вносили средства на строительство боевой техники для армии и флота. На эти деньги были построены танковые колонны, боевые корабли, эскадрилья самолетов. На Западном фронте успешно сражалось авиазвено «Хабаровский комсомолец» и эскадрилья бомбардировщиков «Советское Приморье». Появились танковые колонны «Пионер Амура», «Комсомольцы Колымы», «Приморский комсомолец». «Горняк Приморья». Построенные на средства трудящихся Артема торпедные катера «Артемовец» и «Трудящиеся Артема» были переданы Краснознаменному Балтийскому флоту. Рабочие города Арсеньева собрали средства на строительство бронепоезда «Приморский комсомолец», а рыбаки края – на бронепоезд «Рыбак Приморья».
Супруги Александра и Иван Бойко из Магадана на свои средства купили танк и семейным экипажем сражались против фашистов, дойдя до Берлина. Командир танка А. Бойко была награждена Орденом Ленина, а И. Бойко – стрелок – Орденом Боевого Красного Знамени. По сумме взносов на строительство новой техники Хабаровск и Владивосток занимали соответственно 3-е и 4-е место в стране вслед за Москвой и Ленинградом.
Массовой помощью фронту был сбор теплых вещей и одежды для бойцов Красной Армии. На Дальнем Востоке были повсеместно созданы комиссии по сбору вещей.
Дальневосточники поддерживали постоянную связь с действующей армией. Первые эшелоны с новогодними подарками ушли на фронт еще в декабре 1941г. Приморцы отправляли свои подарки воинам Ленинградского фронта, а трудящиеся Хабаровского края – защитникам Москвы.
Многочисленные подарки и письма бойцам, массовое донорство, оказание помощи населению освобожденных районов, шефство над госпиталями и детьми – сиротами в годы войны стали символами патриотизма. Проявляя массовый трудовой героизм, дальневосточники, как и большинство населения страны, находились в условиях нормированного снабжения. На территории региона существовала карточная система на хлеб, сахар, кондитерские изделия. Населению карточки выдавались по месту работы, учебы, в домоуправлениях под расписку и при утере не возобновлялись. В отдаленные местности карточки доставлялись фельдъегерской связью в период навигации на несколько месяцев.
Снабжение дальневосточников осуществлялось по социальному (рабочие, служащие, иждивенцы, дети до 12 лет) и производственному (отрасли народного хозяйства, значимость выполняемой работы) принципам. Для занятых на основном производстве устанавливалась 1-ая категория, для всех остальных – 2-ая. Для некоторых категорий вводились повышенные и особо повышенные нормы – по особому списку. Государственная цена товаров, выдаваемых по карточкам, оставалась неизменной и сравнительно низкой. Карточная система на продовольственные товары отличалась устойчивостью. Так, основной продукт питания – хлеб в Приморском крае выдавался из расчета на день для рабочих 1-ой категории – 800 граммов, 2-ой – 600; для служащих – 1-ой категории – 500, 2-ой – 400. Для иждивенцев и детей – 400 граммов. В сельской местности хлеб выдавался только рабочим и служащим и их детям, иждивенцам по 400 граммов. Лицам, находившимся в стационарных лечебных учреждениях, было положено 600 граммов, в детских домах и интернатах – 500 граммов хлеба. С 21 ноября 1943 г. нормы были снижены в среднем на 100-150 граммов и в конце войны опять повышены. Обычная месячная норма по рабочей карточке составляла: на мясные – рыбные продукты 1800 граммов, жиры – 400 граммов, крупу и макаронные изделия – 1200; повышенные нормы были в 2,5 раза выше обычной нормы снабжения по рабочей карточке.
Карточки на промышленные товары имели условные единицы – купоны и более длительный срок действия. Выдавались они с конца 1942 г. В Приморье для рабочих и служащих – 250 условных единиц, для служащих – 200, иждивенцев и детей – 160 на полгода. Например, для покупки пальто без различия по полу и возрасту требовалось 80 купонов, оделяла шерстяного – 5, пары кожаной, валяной, резиновой обуви – 40, телогрейки – 40 купонов.
В годы Великой Отечественной войны на Дальнем Востоке продолжала функционировать сеть лагерей ГУЛАГА. Гулаговская промышленность с началом военных действий приобрела огромное значение. На гулаговских рудниках добывались различные металлы, крайне необходимые для военного производства. Золото Колымы шло на оплату военных поставок союзникам. В связи с оккупацией Донбасса, расширялась добыча угля в Воркуте. Решая важнейшую транспортную задачу, политзаключенные в годы войны строили второй железнодорожный путь, соединивший Транссиб с тихоокеанским побережьем. Узники лагерей возводили нефтепровод Оха – Комсомольск, валили лес. Они мерзли в холодных бараках за колючей проволокой. За свой каторжный труд они не получали ничего, но многим помогло выжить сознание того, что и их вклад в общенародную борьбу с врагом значим и весом. В целом, все дальневосточники, проявляя массовый, боевой и трудовой героизм внесли значительный вклад в дело победы над фашистской Германией.