double arrow

Основные понятия и положения темы. Цель изучения темы: изучить основные этапы развития эпохи Возрождения, важнейшие открытия в области медицины


Цель изучения темы: изучить основные этапы развития эпохи Возрождения, важнейшие открытия в области медицины.

Значение изучения темы.

Ситуационные задачи

Кроссворд по теме занятия

По вертикали:

1. «Энциклопедии знания», написанные Василием Великим и Георгием Писидой. 2. Значительная по масштабам эпидемия. 3. Название арабской больницы.4. Византийский город, ныне – столица Болгарии. 5. Этого грека называли «отцом ботаники». 6. Представитель этой профессии осуществлял хирургические манипуляции. 7.Самый выдающийся врач второй половины IV века. 8. Искаженное одностороннее толкование учения Галена. 9.Император Византийской империи, при котором была построена Цистерна Базилики. 10. В Халифате этим словом обозначали темперамент человека. 11. Сооружение для перемещения воды на большие расстояния. 12. Отделение для больных в Средневековье, приют для прокаженных. 13. Название сокращенного варианта обширного труда врача Орибасия. 14. Иное название Восточной Римской Империи

По горизонтали:1

5. Основная религия Тибета. 16. Ученый язык Средневековья. 17. Под этим термином в средневековой Западной Европе понимались внутренние болезни. 18. Помещение для помощи нуждающимся и немощным, в переводе с латинского – «чужеземец». 19. Английский философ, сформулировавший три основные цели медицины в труде «Новый Органон». 20. Человек, занимающийся врачеванием в Древней Руси. 21. Для обучения этой дисциплине в Китае использовали бронзовые фигуры. 22. Главный труд Ибн Сины – «… медицины».23. Кто является автором энциклопедического свода «Несравненный карабадин»? 24. Древняя наука, занимающаяся изучением свойств металлов и составлением зелий. 25. Средневековый научный тип религиозной философии, основанный на формальной логике и рассуждениях, также называемый «школьной философией». 26. Научное название «Империи Ромеевой». 27. Город, столица Византийской Империи. 28. Первый византийский врач-христианин. 29. Церковный суд для борьбы с еретиками. 30. Болезнь, свирепствовавшая в средневековых городах. 31.Название влиятельной империи Средневековья на Ближнем Востоке.

1. Один из видных теологов западнохристианской церкви Аврелий Августин (354-430), отражая мнение «отцов церкви», писал: «Воскресшая и живущая без конца плоть составляет более достойный познания предмет, чем все то, что успели узнать врачи через исследование человеческого тела. Ведь вся эта жизнь есть не что иное, как болезнь, только в вечной жизни здоровье»

- Дайте оценку христианской морали, легшей в основу монастырской медицины.

2. Римский папа Пий V (XVI в.) в одной из булл писал: «Мы запрещаем любому врачу, вызванному к постели больного, оказывать ему помощь более чем в течении трех дней, если он не получит подтверждение, что пациент исповедался в грехах».

- Дайте оценку нравственного конфликта врача в данную эпоху.

8. Рекомендуемые темы рефератов:

1. История арабской, скифской и византийской медицины.

2. Из истории обезболивания.

3. Авиценна и народная медицина.

9. Литература:

Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:

1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —560 с.

Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники:

1. Лисицин Ю.П.История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Медицина, 2004. - 270 с.

2. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности: Очерки истории. — М.: Наука, 2000. - 798 с.

Тема №5: Медицина эпохи феодализма. Возрождение.

Получить представление об основных этапах развития медицины в эпоху Возрождения, узнать о важнейших открытиях и великих учёных того времени. Оценить значение научных трудов учёных эпохи Возрождения.

Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о периодах эпохи Возрождения.

Знать: основные научные открытия в области медицины того времени.

Уметь: сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

Иметь представление об особенностях развития медицины в различных ее областях на протяжении данной эпохи.

Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами.

В XIV—XV вв. в общественной и культурной жизни Западной Европы, и, прежде всего Италии, произошли большие перемены. В недрах феодализма формировались новые рыночные, или буржуазные, отношения. Более про­грессивные формы хозяйственного и общественного развития требовали по­стоянного притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы. В противовес схоластическому мировоззрению с его опорой на авторитеты стал утверждаться опытный метод в науке. Предпочтение отдавалось на­блюдению и точному счету. Царицей наук стала математика, и смежные с ней области знания.

Галилео Галилей конструировал телескоп и создавал пер­вый термоскоп (прототип термометра). Николай Коперник разрабатывал ге­лиоцентрическую теорию. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в дейст­вительности. Они искали опору в реалистическом искусстве античных авто­ров, особенно греков. Вот почему этот период позднего средневековья в За­падной Европе получил название «Возрождение» (фр. Renaissance) в смысле — «возрождение античности». Зародилась оно в Италии в XIII—XIV вв.; в XVI столетии получило распространение в Германии, Швейцарии, Нидер­ландах, Англии, Испании, Франции; коснулось Чехии и Польши.

Идейным содержанием раннебуржуазной культуры Возрождения стала философия гуманизма (от лат. humanos — человеческий, человечный). В центре мировоззрения гуманистов был человек и реальный земной мир.

Среди них — виднейшие деятели Раннего итальянского Возрождения: Данте Алигьери (1265—1321) — автор «Божественной комедии», и философ Франческо Петрарка (1304—1374), автор «Декамерона» Джованни Боккач­чо (1313—1375) и основоположник нового направления в европейском изобра­зительном искусстве Джотто ди Бондоне (1266—1337); титаны Высокого Возрождения Рафаэль Санти (1483—1520) и Микеланджело Буонароти (1475—1564), Тициан Вечеллио (1487—1576) и Леонардо да Винчи; великие писатели Позднего Возрождения Эразм Роттердамский (1496-1536), Уильям Шекспир (1564-1616), Мигель де Сервантес (1547—1616) и Лопе де Вега (1562—1635), и великие врачи Андреас Везалий, Парацельс, Джироламо Фракасторо и многие другие.

Основные черты естествознания в эпоху Возрождения следующие: утвер­ждение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизи­ческое мышление (которое явилось шагом вперед по сравнению со схоластиче­ским мышлением классического средневековья).


Сейчас читают про: