double arrow

Основные понятия и положения темы. Цель изучения темы: узнать об особенностях, важных датах и учёных занимавшихся развитием отечественной медицины в XIХ веке

Цель изучения темы: узнать об особенностях, важных датах и учёных занимавшихся развитием отечественной медицины в XIХ веке.

Значение изучения темы.

Ситуационные задачи

1. Выдающийся французский физиолог Клод Бернар (1813-1873) в своих лекциях по физиологии и патологии нервной системы писал: «Есть также весьма большое число людей, которые требуют от опыта одного только подтверждения идеи фикс. Они производят опыты не для того, чтобы отыскивать что-нибудь, а для того, чтобы доказывать: они делают свои выводы прежде даже, чем начнут свою работу… Эти размышления приводят мне на память разговор, происходящий когда-то между доктором Мажанди и одним из членов академии… Говоря г-ну Мажанди о своих мемуарах, академик выразился таким образом: «Скоро я буду в состоянии прочесть мой труд; мой мемуар уже окончен; мне остается только произвести опыты».

- Дайте нравственную оценку такой позиции.

2. Известный немецкий врач Х. Гуфеланд (1762-1836) писал: «Врач не принадлежит никакой партии, но целому обществу. Общительность есть его элемент; свободный дух среди разных политических обстоятельств составляет его благороднейшее преимущество. А потому он должен остерегаться быть членом какой-нибудь партии или общества. Звание обязывает его не обращать внимания на внешние обстоятельства людей, но видеть каждого человека чистым».

- Дайте оценку такой нравственной позиции.

3. Русский врач начала XIX века Я. Говоров писал: «Преподавать правила врачевания простому народу значит знакомить его с теми высокими таинствами, которых он не только смысла, но и самого даже языка не в состоянии понимать. Можно и еще больше сего сказать – медицина в употреблении у простолюдинов есть то же, что нож в руках младенцев».

- Дайте оценку позиции Я. Говорова.

4. Эдвард Ланг (нач. ХIХ в.) предлагал воспользоваться содержащимися в тюрьмах преступниками для опытов над сифилитической заразой и антисифилитической сывороткой, так как «преступники долго остаются в тюрьмах и удобны для продолжительного наблюдения». По мнению профессора этого не следует делать насильно, а должно убедить преступников в пользе для людей от таких опытов, так как «каждый человек, не исключая преступников, способен к благородному самопожертвованию».

- Дайте оценку этому мнению.

7. Рекомендуемые темы рефератов:

1. О медицинской деятельности А. Радищева в Сибири.

2. М.Я. Мудров и значение его трудов в развитие клинической медицины.

3. Материалистические взгляды и врачебная деятельность И.Е. Дядьковского.

8. Литература:

Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:

1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —560 с.

Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники:

1. Лисицин Ю.П.История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Медицина, 2004. - 270 с.

2. Сорокина Т.С. Истоки университетского образования // Известия Международной академии наук высшей школы (Proceedings of the International Higher Education Academy of Sciences). — М., 2005. – 178 с.

Тема №8: Медицина в России ХIX века (Развитие хирургии и топографической анатомии).

Изучение передового, прогрессивного характера становления важнейших направлений медицинской науки в России XIХ веке позволяет понять исторические проблемы развития медицинской науки, сформировать уважительное отношение к основоположникам отечественной медицинской науки.

Для достижения данной цели необходимо: получить представление об основных этапах развития медицины в ХIX веке.

Знать: имена великих учёных, даты важных открытий в медицине XIХ века.

Уметь: сделать сообщение, доклад по теме занятия.

Иметь представление о развитии медицины данного периода.

Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами.

К началу XIX века в России образовались два ведущих центра медицинской нау­ки - медицинский факультет Московского университета и преобразованный в 1798 г, из Медико-хирургического училища Медико-хирургическая академия в Петербур­ге. В Медико-хирургической академии нашли преимущественное развитие хирур­гия, анатомия, топографическая анатомия.

В стенах Медико-хирургической академии возникла первая русская анатоми­ческая школа, создателем которой был Петр Андреевич Загорский. Он возглавил кафедру анатомии и физиологии в 1799 и руководил ею до 1833 г. Этому предшест­вовала большая практическая врачебная, а затем и преподава­тельская деятельность. Среди его учеников было много видных педагогов и ученых.

Особое значение получил труд П.А. Загорского "Сокращенная анатомия, или руководство к познанию строения человеческого тела", появившийся в свет в 1802 г. и выдержавший пять изданий. Не случайно Загорский делает приписку на титуль­ном листе: " В пользу обучающихся врачебной науке".

Изучая анатомические аномалии и вопросы тератологии - учения об уродст­вах, он пользовался методами сравнительной анатомии, изучал явления в развитии. Он создал анатомический музей, реставрировал препараты кунсткамеры, основанной еще Петром I. Он разослал обширную анкету, касавшуюся образа жизни, особенно­стей труда и питания беременных женщин. П.А. Загорский отвергал мистические представления о возникновении уродств. Эти исследования привели его к мысли о том, что природа человека не является раз и навсегда данной творцом, а изменяется под влиянием законов природы, внешней среды, условий существования.

Отвергая идеалистические представления о жизненной силе, он исследовал жидкости организма и утверждал, что "во влагах человеческого тела нет никакой жизненной силы". Так, исследуя "багрянец крови" - красные кровяные тельца и же­лая доказать, что они содержат железо и способствуют переносу кислорода, Загор­ский брал "несколько фунтов печенки крови" (сгусток), отмывал "багрянец", удалял фибринозную массу, отмытую жидкость выпаривал, прокаливал и к остатку прикла­дывал магнит. Остаток притягивался, что и доказывает наличие железа.

Развитие хирургии в России в силу сложившихся исторических традиций до середины XIX в. было тесно связано с немецкой хирургией. На русский язык переводились многие немецкие руководства и учебники хирургии.

В первой половине XIX в. ведущим центром развития хирургии в России являлась Петербургская Медико-хирургическая академия. Преподавание в Академии было практическим: студенты производили анатомические вскры­тия, наблюдали большое количество операций и сами участвовали в некоторых изних под руководством опытных хирургов.

В стенах Медико-хирургической академии возникла первая русская хирур­гическая школа Ивана Федоровича Буша, который с 1800 г. был профессором хи­рургии. Ему принадлежит первое русское "Руководство к преподаванию хирургии" в трех томах. И.Ф. Бушем было серьезно поставлено преподавание клинической и оперативной хирургии. Слушатели должны были отрабатывать хирургические приемы на трупах, а на четвертом курсе - публично сделать 4 большие операции на больных. И.Ф. Буш воспитал несколько профессоров-хирургов.

П.А. Загорский и И.Ф. Буш своей деятельностью ответили на главные вопро­сы времени: ими были созданы оригинальные отечественные учебные руководства, подготовлены квалифицированные кадры для преподавательской и научной работы. Наиболее видным учеником П.А. Загорского и И.Ф. Буша был Илья Васильевич Буяльский (1789-1866), обладавший большими анатомическими знаниями, оперативной техникой и глубокими клиническими представлениями. В 1842 г. он стал академиком.

С 1829 г. управлял хирургическим инструментальным заводом, а с 1831 г., кроме преподавания в Медико-хирургической академии, до конца жизни читал лек­ции по анатомии в академии художеств. И.В. Буяльский стоял на позициях посте­пенного развития органического мира, опираясь на сравнительно-анатомические данные и данные эмбриологии.

И.В. Буяльского можно считать основоположником пластической анатомии. Анатомические исследования И.В. Буяльского явились базой для разработки хирур­гической анатомии. Наиболее выдающемся трудом в этой области были его "Анатомико- хирургические таблицы", первый выпуск которых посвящен перевязке боль­ших артерий.

И.В. Буяльский стал прекрасным оператором, клиницистом, внимательно сле­дившим за ходом развития науки. Он один из первых применил эфирный наркоз в клинике. Придавал большое значение переливанию крови, он сконструировал для этой операции специальный двустенный шприц.

И.В. Буяльский приложил много усилий к созданию русского хирургического инструментария, прекрасных наборов. Такие инструменты, как палочка и лопаточка Буяльского, до сих пор применяются в хирургической практике.

В Москве развитие хирургии тесно связано с деятельностью Ефрема Оси­повича Мухина (1766—1859) — видного русского анатома и физиолога, хи­рурга, гигиениста и судебного медика.

Будучи профессором Московской Медико-хирургической академии (1795—1816) и медицинского факультета Московского университета (1813—1835), Е.О. Мухин издал «для пользы соотчичей, учащихся меди­ко-хирургической науке, и молодых лекарей, занимающихся производством хирургических операций», свои труды «Описание хирургических операций» (1807), «Первые начала костоправной науки» (1806) и «Курс анатомии» в восьми частях (1818). Он внес существенный вклад в развитие русской ана­томической номенклатуры. По его инициативе в Московском университете и Медико-хирургической академии были созданы анатомические кабинеты, введено преподавание анатомии на трупах и изготовление анатомических пре­паратов из замороженных трупов (метод, впоследствии развитый его ученика­ми И. В. Буяльским и Н. И. Пироговым). Развивая идеи нервизма, Е. О. Мухин признавал ведущую роль нервной системы в жизнедеятельности организма и возникновении многих заболеваний.

Николай Иванович Пирогов (1810—1881) — выдающийся деятель рос­сийской и мировой медицины, хирург, педагог и общественный деятель, созда­тель топографической анатомии и экспериментального направления в хирур­гии, один из основоположников военно-полевой хирургии.

Годы его учебы в Московском университете совпали с периодом револю­ционного движения декабристов и последовавшей заним политической реак­цией в России. Именно тогда в Казанском университете по приказу попечите­ля М. Л. Магницкого были захоронены по церковному обряду все препараты анатомического театра. В Московском университете в то время также преоб­ладало книжное преподавание. «Об упражнениях в операциях над трупами не было и помину, — писал впоследствии Николай Иванович, —...хорош я был лекарь с моим дипломом, давшим мне право на жизнь и на смерть, не видав ни однажды тифозного больного, не имея ни разу ланцета в руках!».

В 1828 г. после окончания Московского университета 17-летний «лекарь первого отделения» Н. И. Пирогов по рекомендации профессора Е. О. Мухина был направлен в Профессорский институт, только что учрежденный в Дерпте (Юрьев, ныне Тарту) для подготовки профессоров из «прирожденных росси­ян». В первом наборе слушателей этого института были также Г. И. Соколь­ский, Ф. И. Иноземцев, А. М. Филомафитский и другие молодые ученые, со­ставившие славу российской науки. В качестве своей будущей специальности Николай Иванович избрал хирургию, которую изучал под руководством про­фессора И. Ф. Мойера (1786-1858).В 1832 г. в возрасте 22 лет Н. И. Пирогов защитил докторскую диссерта­цию «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством». Ее выводы основаны на экспериментально-физиологических исследованиях на собаках, баранах, телятах. Н. И. Пирогов всегда тесно сочетал клиниче­скую деятельность с анатомо-физиологическими исследованиями. Вот почему во время своей научной поездки в Германию (1833—1835) он был удивлен, что «застал еще в Берлине практическую медицину, почти совершенно изоли­рованную от главных реальных основ ее: анатомии и физиологии. Было так, что анатомия и физиология сами по себе, а медицина сама по себе. И сама хи­рургия не имела ничего общего с анатомией. Ни Руст, ни Грефе, ни Диффенбах не знали анатомии. Больше того, Диффенбах просто игнорировал анато­мию и подшучивал над положением различных артерий».

По возвращении в Дерпт (уже в качестве профессора Дерптского универ­ситета) Н. И. Пирогов написал несколько крупных работ по хирургии. Глав­ной изних является «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фас­ций» (1837), удостоенная в 1840 г. Демидовской премии Петербургской ака­демии наук — самой высокой награды за научные достижения в России того времени. Этот труд положил начало новому хирургическому подходу к изуче­нию анатомии. Таким образом, Н. И. Пирогов явился основоположником но­вой отрасли анатомии — хирургической (топографической) анатомии, изу­чающей взаимное расположение тканей, органов и частей тела.

В 1841 г. Н. И. Пирогов был направлен в Петербургскую Медико-хирур­гическую академию. Годы работы в Академии (1841—1846) стали самым плодотворным периодом его научно-практической деятельности.

По настоянию Н. И. Пирогова при Академии впервые была организована кафедра госпитальной хирургии (1841). Вместе с профессорами К. М. Бэром и К. К. Зейдлицем он разработал проект Института практической анатомии, который был создан при Академии в 1846 г.

Одновременно заведуя и кафедрой, и анатомическим институтом, Н. И. Пи­рогов руководил большой хирургической клиникой и консультировал в неско­льких петербургских больницах. После рабочего дня он производил вскрытия трупов и готовил материал для атласов в морге Обуховской больницы, где ра­ботал при свечах в душном, плохо проветриваемом подвале. За 15 лет работы в Петербурге он произвел почти 12 тыс. вскрытий.

В создании топографической анатомии важное место занимает метод «ле­дяной анатомии». Впервые замораживание трупов 9 целях анатомических ис­следований произвели Е. О. Мухин и его ученик И. В. Буяльскии, который в 1836 г. приготовил мышечный препарат «лежащее тело», впоследствии отли­тый в бронзе. В 1851 г. развивая метод «ледяной анатомии», Н. И. Пирогов впервые осуществил тотальное распиливание замороженных трупов на тонкие пластины (толщиной 5—10 мм) в трех плоскостях. Результатом его титаниче­ского многолетнего труда в Петербурге явились две классические работы: «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела с рисунками (анато­мия описательно-физиологическая и хирургическая)» (1843—1848) и «Ил­люстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех на­правлениях через замороженное человеческое тело» в четырех томах (1852—1859). Н.И. Пирогов создал уче­ние о фасциях и межфасциальных промежутках. Обе они удостоены Демидовских премий Петербургской Ака­демии наук 1844 и 1860 гг.

Еще одна (четвертая) Демидовская премия была присуждена Н. И. Пирогову в 1851 г. за книгу «Патологическая анатомия азиатской холеры», в борьбе с эпидемиями которой он неоднократно принимал участие в Дерпте и Петербурге.

Велика роль Н. И. Пирогова и в решении одной из важнейших проблем хирургии — обезболивания. Еще в диссертации "Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме па­ховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством". Он впервые в истории хирургии, применив эксперимент на животных, показал пути внебрюшного подхода к этому глубоко лежащему отрезку аорты, что было обусловлено невоз­можностью нарушения брюшины из-за неминуемого нагноения.

Н.И. Пирогов, как и многие хирурги того времени, в совершенстве владел хи­рургической техникой, производил операции быстро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: