Цель изучения темы: узнать об особенностях, важных датах и учёных занимавшихся развитием медицины СССР.
Значение изучения темы.
1. В произведении Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» приводится такой эпизод: «Доктор Найт часто говорил точильщикам, являющимся к нему с первыми симптомами астмы: вы ускорите свою смерть, если вернетесь к точильному камню. Но его никогда не слушали!».
- Дайте оценку нравственной дилемме врача. Какие меры были со временем предприняты в Англии для предотвращения профессиональных заболеваний.
2. Между 1848 и 1854 гг. в Лондоне было несколько вспышек холеры. В ту пору, вода в дома лондонцев поставлялась частными компаниями, которые использовали различные места водосбора. В августе и сентябре 1854 г. врач Джон Сноу исследовал причины новой эпидемии холеры в районе Сохо, примыкающем к улице Броуд. В течение 10 дней от холеры умерло около 500 человек, проживавших в этом районе. При этом он выяснил, что среди рабочих пивоваренного завода и жителей богадельни, находящихся на улице Броуд не было ни одного заболевшего. В результате исследования, проведенного с применением составленного им опросника, д-р Сноу сумел в течение нескольких дней прекратить эпидемию холеры.
- Как вы думаете, какие вопросы включил в свой опросник Джон Сноу, и какие меры он предложил?
7. Рекомендуемые темы рефератов:
1. История возникновения демографической статистики.
2. Земская медицина.
3. Москва - центр земской хирургии.
4. Ф.Ф. Эрисман и его заслуги в развитии общественной гигиены в России.
8. Литература:
Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:
1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —560 с.
Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники:
1. Лисицин Ю.П.История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Медицина, 2004. - 270 с.
2. Лисицин. Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.
Тема №12: Основные этапы развития медицины СССР.
Ознакомиться с особенностями возникновения и становления, основными принципами советской медицины. Сформировать уважительное отношение к основоположникам отечественной медицинской науки XX века.
Для достижения данной цели необходимо: определить важнейшие черты медицины СССР.
Знать: даты важных открытий и событий в области медицины.
Уметь: сделать сообщение, доклад по теме занятия.
Иметь представление: о научной и общественной деятельности представителей советской медицины.
Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами.
В первые годы советской власти в России свирепствовали эпидемии сыпного тифа, холеры, брюшного тифа и других инфекционных заболеваний. Медицинское дело было рассредоточено по ведомствам, не имело достаточного финансирования и обеспечивалось главным образом за счет бюджетов земств и самоотверженной работы передовых земских врачей. Повсеместно крайне недоставало квалифицированных медицинских кадров, лечебных учреждений, медикаментов. Гражданская война и военные операции на всей территории страны усиливали, разруху в промышленности и сельском хозяйстве. Население страны голодало. Не хватало топлива. Транспорт, системы водоснабжения и очистки городов и деревень находились в весьма запущенном состоянии, что создавало опасную эпидемиологическую ситуацию.
«Основное впечатление от положения в России — это картина колоссального непоправимого краха, — писал Герберт Уэллс, посетивший нашу страну в сентябре—октябре 1920 г. — Громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы. На наш взгляд, этот крах затмевает даже саму Революцию... Большевистская статистика, с которой я познакомился, совершенно откровенна и честна... Смертность в Петрограде -свыше 81 человека на тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом. европейском городе Рождаемость среди недоедающего и глубоко удрученного населения — 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше»
Борьба с грязью, эпидемиями и болезнями в масштабах страны требовала организационного единства здравоохранения, ликвидации ведомственной раздробленности, создания государственной сети больниц и аптек, преодоления нехватки медицинских кадров. Осуществление этих задач в масштабах огромной страны в условиях войны, голода и разрухи было возможно только при наличии государственной системы здравоохранения, которая организационно оформилась в 1918 г.