Теоретические истоки советской системы физического воспитания

Первые шаги советской физической культуры

Лекция 2

(1917-1941 гг.)

1. Теоретические истоки советской системы физического воспитания.

2. Роль и значение деятельности П.Ф. Лесгафта.

3. Становление и развитие советской системы физического воспитания (1917-1941 гг.).

4. Развитие физической культуры в Советской Белоруссии довоенного периода (1917-1941 гг.).

Принципиально новый этап развития физической культуры в Беларуси начался с 1917 г., после победы Великой Октябрьской социалистической революции, результатом которой было рождение нового государственного устройства - впервые провозгласившего власть класса неимущих. Все сферы деятельности были направлены на улучшение жизни народных масс: крестьян, рабочих, бедной интеллигенции. Таким образом, на протяжении семи десятков лет, в СССР, в состав которого входила и Белоруссия, была создана одна из самых эффективных систем физического воспитания. Физическая культура и спорт стали доступны всем.

В основу создания советской системы физического воспитания был положен опыт и теоретические труды основоположников социализма, научного коммунизма.

Возникновение нового учения о физическом воспитании как составной части воспитания рабочего класса и беднейшего крестьянства и их поколений относится к середине XIX века, когда условий для распространения физической культуры среди трудящихся не было. Поэтому лучшие представители буржуазной интеллигенции пытались найти такие пути организации общества, которые могли бы предотвратить умственную и физическую деградацию народных масс. Огромный вклад в этом учении принадлежит Сен-Симону (1760-1825 гг.), Шарлю Фурье (1772-1837 гг.), Роберту Оуэну (1771-1838 гг.) и идеологам рабочего класса Карлу Марксу (1818-1885 гг.) и Фридриху Энгельсу (1820-1895 гг.). Шарль Фурье считал, что главным пороком буржуазной системы воспитания является его недоступность для детей трудящихся. Ш.Фурье была разработана система, по его мнению предполагающая всестороннее воспитание: с 3 до 9 лет трудовые игры, физическое закаливание, основы механики, подвижные игры; с 9 до 16 лет - образование, сочетаемое с физической и трудовой деятельностью. В 1830-40 гг. во Франции и США сторонники Фурье предприняли попытки создания производственно-бытовых общин. Однако в условиях капиталистического общества эти общины долго не продержались. Роберт Оуэн видел основную причину социальных бедствий и тяжелого положения трудящихся в недостаточном развитии народного просвещения. Будучи хозяином бумагопрядильной фабрики в Шотландии, Р.Оуэн пытался осуществить свою теорию на практике, обучая детей рабочих. Он открыл школу, где они получали общее образование, занимались физической культурой и получали основы производственного труда. Робертом Оуэном были построены специальные площадки для игр, военных упражнений, гимнастики. В дальнейшем в США он попытался привлечь трудящихся к построению социалистической общины "Новая гармония" (1825 г.), где мечтал осуществить свою теорию всестороннего воспитания детей трудящихся. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, создатели теории научного коммунизма, отводили огромное значение в своей идеологии воспитанию. В "Манифесте коммунистической партии" они определили задачи воспитания пролетариата в новом общественном, свободном обществе. В инструкции делегатам на Женевский конгресс Международного товарищества рабочих (1866 г.) Карл Маркс писал: "Под воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых - умственное воспитание, во-вторых, физическое, такое какое дается детям в гимнастических школах, в-третьих, техническое воспитание, знакомство с основными принципами производства". В дальнейшем в систему воспитания основоположником научного коммунизма было введено понятие "эстетического и нравственного" воспитания. В своей книге "Положение рабочего класса в Англии" Фридрих Энгельс назвал положение рабочих (по состоянию здоровья) "сознательным социальным убийством, организуемым буржуазией". Это послужило толчком к созданию рабочих спортивно-гимнастических клубов и объединений среди трудящихся. Введенный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом термин "всестороннее воспитание личности" - стал основой формирования подрастающего поколения в советской системе воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: