double arrow

Методические рекомендации. Вопросы и задания к документам


Вопросы и задания к документам

1.Почему в середине 1980-х годов была начата «перестройка»? Приведите дополнительные факты, подтверждающие выводы М.С. Горбачева (документ 1).

2.Прокомментируйте документ 2. Согласны ли Вы с мнением автора? Насколько обоснована, на Ваш взгляд, аналогия Горбачева-политика с А. Дубчеком и другими реформаторами из социалистического лагеря? Приведите конкретные исторические факты в обоснование своей позиции.

3. Согласны ли Вы с оценкой Горбачева – человека и политика, приведенной в документе 3? Могли бы Вы дополнить эту характеристику? В какой мере, на Ваш взгляд, личные качества Горбачева определяли политику «перестройки» и, в конечном итоге, судьбу страны? Свое мнение обоснуйте. Какие мероприятия Горбачева обеспечили ему широкую поддержку в стране и мире? Прокомментируйте мнение автора документа о причинах неудачи горбачевского курса.

4. Прочитайте документы 4 и 5. Каковы характерные черты начального этапа перестройки? Какие объективные и субъективные факторы, на Ваш взгляд, не позволили сделать реформирование экономической и политической систем СССР достаточно плавным и контролируемым?

5. Прокомментируйте документ 6 и приведенные в нем социологические данные. Какие перемены произошли в ходе перестройки в СССР и мире и получили поддержку большинства россиян? Определяют ли эти события сущностные черты перестройки? Почему, несмотря на популярность многих начинаний горбачевского периода, в обществе существуют сомнения в том, стоило ли вообще начинать перестройку? Чем можно объяснить непопулярность целого ряда мероприятий периода перестройки? Какие слои населения и почему были недовольны ими? Какие явления в идейно-политической сфере данного периода «работали» на распад СССР?

6. Какую политику проводили США по отношению к СССР (документ 7)? Какой представляется роль в распаде СССР: а) внешнего фактора (в лице администрации США); б) внутреннего фактора (деятельность М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и др.)?

7. На какие экономические проблемы периода перестройки обращено внимание в документе 8? Можно ли согласиться с оценками и выводами, содержащимися с документе? Почему?

Заполните таблицу:

1. Реформы в СССР (1985-1991 гг.)

Название реформы год событие
     

2. Составьте и заполните хронологическую таблицу, характеризующую экономические, политические реформы и направления внешней политики.

Работа с понятиями:

Новое политическое мышление, плюрализм, правовое государство, гражданское общество, Беловежское соглашение, «Бархатные революции»

Тема: Россия на рубеже веков

План:

  1. Социально-экономическое развитие Российской Федерации. Путь к рынку: достижения и просчеты. Цена реформ.
  2. Проблемы и противоречия становления российской государственности на современном этапе.
  3. Межнациональные отношения в суверенной России.
  4. Россия и мир. Основные направления и принципы внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности РФ.

Приступая к изучению данной темы, важно внимательно проанализировать основные направления социально-экономического развития суверенной Российской Федерации. В рамках данной проблемы охарактеризуйте альтернативные проекты экономического развития России, предложенные в 1990-1991 гг. В чем суть программы «500 дней», разработанной С. Шаталиным и Г. Явлинским? проекта экономических реформ правительства Н.И. Рыжкова? экономической программы Е.Т. Гайдара?

Как проводилась политика либерализации? Когда начался перевод российской экономики на рельсы рыночного хозяйства? Раскройте противоречивый характер реформ Е.Т. Гайдара. Каковы их результаты? Обратите внимание на трудности развития финансовой системы России. Как сказались реформы на системе образования, науки, культуры, здравоохранения, уровне жизни людей?

Кто возглавил российское правительство после Е.Т. Гайдара (с декабря 1992 года)? Изменилась ли экономическая политика государства? Поясните свой ответ. В чем смысл и какова эффективность первого (чекового) этапа приватизации? Почему не удалось стабилизировать экономическую ситуацию? обуздать инфляцию? Когда и с какой целью был введен «валютный коридор»?

Когда и в связи с чем российское руководство пришло к выводу об ошибочности тезиса «отделения государства от экономики в период реформ» и необходимости повышения роли государства в регулировании экономических процессов? Каковы результаты корректировки курса? Как повлиял финансовый кризис 1998 г. на экономическое положение страны, и какие меры предприняло российское правительство для выхода из кризиса?

Охарактеризуйте результаты экономического развития России в 1992-2002 гг. Как Вы оцениваете социально-экономическую ситуацию в стране в начале ХХI века? Аргументируйте свой ответ.

Определите основные этапы становления российской государственности в 1992-2002 гг. (создание государственных структур, формирование Вооруженных Сил России, выработка военной доктрины, возрождение многопартийности и т.д.). Чем было обусловлено введение институтов президента и вице-президента? Когда был избран первый российский президент?

В чем суть политического кризиса декабря 1992 - октября 1993 г.? Каковы причины конфликта между законодательной и исполнительной властью? Охарактеризуйте позиции Б.Н. Ельцина и Р.И. Хасбулатова. В чем смысл Указа президента «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (21 сентября 1993 г.).

Что Вы знаете об октябрьских событиях 1993 г. в Москве? Каковы были их последствия? Обратите внимание на президентские указы: 1) О реформировании органов государственной власти и местного самоуправления в Москве и Московской области; 2) О реформе местного самоуправления в Российской Федерации.

Какие новые органы власти были сформированы в России в ходе политической реформы? Чем была продиктована необходимость принятия новой Конституции РФ? Когда она была принята? Чем отличалась от предыдущих конституционных документов? Каковы результаты парламентских выборов 1999 г. и президентских выборов 2000 г.? Как они повлияли на общественно-политическую обстановку в стране?

Анализируя проблемы межнациональных отношений в Российской Федерации, подчеркните, что уникальность России состоит в национальном многообразии. Однако в суверенной России происходят сложные национально-этнические процессы, которые характеризуются глубокими конфликтами и трениями. Какова природа этих конфликтов? В чем проявилась активизация деятельности руководства России по сохранению единства страны? Охарактеризуйте межнациональные отношения в суверенной Российской Федерации. С какими межнациональными проблемами столкнулась Россия и каковы были пути их решения? Почему, несмотря на предпринимаемые меры, межнациональные отношения обострялись? Обратите внимание на рост напряженности в Татарстане, на Северном Кавказе. Когда и в связи с чем началась война в Чечне? Подумайте, какие задачи необходимо решить для преодоления отрицательных тенденций в развитии межнациональных отношений? Выводы подтвердите конкретными примерами.

Каким образом и в каких документах были определены принципы взаимоотношений стран СНГ? Обратите внимание на сложности и противоречия процесса становления и развития Содружества. С чем это было связано? Что подталкивало бывшие союзные республики к поиску путей и форм сближения? Какие шаги в этом направлении были предприняты в 1994-2002 гг.? Обратите внимание на позицию Казахстана, Белоруссии, Таджикистана и Украины.

Что представляет собой проблема беженцев? В связи с чем она возникла? Что способствовало развитию сотрудничества РФ со странами «ближнего» и «дальнего» зарубежья? Какие трудности существовали? Особое внимание обратите на роль экономического фактора. Охарактеризуйте стратегию РФ по отношению к странам Запада, Азиатско-Тихоокеанского региона. Каковы первые результаты ее реализации? В состав каких международных организаций и с какой целью вошла РФ?

Каковы, на Ваш взгляд, основные итоги исторического пути, пройденного нашей страной и человечеством за два столетия и определите перспективы развития в XXI веке. Определите характерные черты современного мирового процесса? Каковы основные закономерности превращения мира в целостность? В чем выражается увеличение уровня мирового взаимодействия?

В чем проявляется неравномерность развития на современном этапе? Какие страны в настоящее время претендуют на мировое лидерство?

Каково место России и других стран СНГ в мировой иерархии стран? Что означает для стран СНГ превращение в мировую периферию? Объясните, почему только тесное интегрирование стран СНГ может обеспечить им достойное место в мировом иерархическом разделении государств. Каковы тенденции развития отношений России со странами СНГ в начале XXI века?


Сейчас читают про: