double arrow

Методические рекомендации. По итогам самостоятельной работы проводится конференция. Студенты готовят статью и презентацию


По итогам самостоятельной работы проводится конференция. Студенты готовят статью и презентацию.

Термины, факты, исторические деятели, памятники архитектуры, названия средств массовой информации и т.д., встречающиеся по ходу просмотра фильма (характеризующие эпоху). Найти соответствие в исторической и учебной литературе. Установить их достоверность и определить историческую значимость.

Сюжетная линия (краткая аннотация).

Автор (режиссер), год появления на экране, киностудия.

Работа с понятиями

Застой, теневая экономика, диссиденты и правозащитники, военно-стратегический паритет, постиндустриальное (информационное) общество, «Пражская весна»

Подготовка проектов по теме:

«Советское кино как источник исторического знания об эпохе». Студенты самостоятельно на выбор просматривают и анализируют фильмы 60-70 гг. ХХ в. (комедии (Свадьба в Малиновке, Операция Ы и другие приключения Шурика, Бриллиантовая рука, Большая перемена, Ирония судьбы или с легким паром, Невероятные приключения итальянцев в России); мелодрамы (Служебный роман, Москва слезам не верит, Семь невест ефрейтора Збруева); драмы (Старший сын, Соленый пес); приключения (Государственная граница) и др.).

Алгоритм анализа:

Тема: От СССР к России

План:

1. Мир в 80-х - начале 90-х годов. «Новое политическое мышление» и внешняя политика СССР.

2. Необходимость перестройки в СССР. Реформы 1985-1991 гг.: основные направления, итоги и последствия.

3. Проблемы межнациональных отношений и национально-государственного строительства. Распад СССР и образование СНГ.

Изучение данной темы следует начать с определения основных тенденций мирового развития во второй половине 80-х – нач. 90-х гг. С чем был связан подъем экономики капиталистических стран к середине 80-х годов? В чем выразилось углубление экономической и политической интеграции стран Запада? Приведите конкретные примеры.

Раскройте проблемы развития мировой социалистической системы в этот период. Почему социалистические страны не смогли включиться в новый этап НТР? Какую роль сыграла в этом административно-командная система? В чем конкретно выразилось углубление экономического и социально-политического кризиса в социалистических странах, начиная со второй половины 70-х гг.? Какие события 80-х гг. явились следствием этого кризиса? Какие острейшие глобальные проблемы встали перед человечеством?

Возможно ли было их решение в условиях «двухполюсного» мира? Какие последствия для экономики США и СССР имела гонка вооружений? Что заставило советское руководство пойти на провозглашение "нового политического мышления". Раскройте содержание этого понятия. Что означала деидеологизация межгосударственных отношений? Что было сделано для создания системы международной безопасности в конце 80-х - начале 90-х гг.?




Какие важные перемены произошли в советско-американских отношениях? Что вам известно о договоренностях по ядерному разоружению, достигнутых между СССР и США? Какое значение они имели? Как отразилась реализация идеи «нового политического мышления» на ситуации в странах Центральной и Югo-Восточной Европы?

Как сложилась судьба СЭВ и ОВД? В чем выразилась новая политика СССР в отношении стран «третьего мира» и региональных конфликтов? Какое влияние оказывали перемены в мире и советской внешней политике на развитие внутриполитической ситуации в стране?

Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое положение, сложившееся в СССР к середине 80-х гг. Каковы, на Ваш взгляд, объективные и субъективные причины перестройки?

Расскажите о проведении реформ в Советском Союзе. Как первоначально были определены цели реформирования советского общества? Что представляла собой концепция ускорения социально-экономического развития страны? Когда был взят курс на перестройку и в чем заключался ее изначальный смысл? Уясните причины последующей корректировки курса преобразований. Какую роль в этом сыграла XIX Всесоюзная конференция КПСС (1988 г.)? ХXVШ съезд КПСС (1990 г.)? Охарактеризуйте основное содержание экономической реформы. Подумайте, почему в целом она потерпела неудачу? Как это отразилось на уровне жизни людей?



Важнейшей частью перестройки СССР явилась реформа политической системы. Объясните, чем была вызвана необходимость ее проведения? Каковы основные этапы осуществления реформы политической системы в СССР? В чем выразился противоречивый характер процесса политических преобразований? Раскройте их основные результаты. В чем суть демократизации общества? Что означала политика «гласности»? Объясните, что такое правовое государство? гражданское общество? Когда и с какой целью в СССР был введен пост президента? Кто стал первым (и последним) советским президентом? Какое значение имела отмена 6-й статьи Конституции СССР?

Анализируя последствия политических преобразований в СССР, обратите внимание на содержание термина «политический плюрализм». Приведите конкретные примеры активизации деятельности общественно-политических организаций в 1988-1990 гг. Каковы были особенности возрождения многопартийной системы в нашей стране? Кого Вы знаете из российских демократов, стоявших у истоков политических и экономических реформ СССР в конце 80-х гг.? Как изменилось положение в обществе профсоюзов? BJIКСM? Творческих организаций и союзов? Церкви? Какие процессы происходили внутри КПСС?

Результатом сложных и противоречивых процессов, происходивших в советском обществе в конце 80-х-начале 90-х годов, стали события 19-21 августа 1991 г.? Какой резонанс они вызвали в обществе? Каковы были их последствия?

Покажите, какие просчеты в политике Советского государства привели к кризису межнациональных отношений в 80-е гг.? Какие события стали проявлением этого кризиса? Охарактеризуйте мероприятия (политические, социально-экономические) по разрешению межнациональных проблем, предпринятые руководством страны. Насколько эффективными они были?

1990 год - год «парада суверенитетов» бывших советских союзных республик. В чем смысл этого явления? Какая из республик заявила о своей независимости первой? В чем значение и каковы последствия провозглашения суверенитета России? Что было сделано для предотвращения развала государства? Обратите внимание на работу по созданию проекта нового Союзного договора. Охарактеризуйте результаты референдума о сохранении Союза ССР (март 1991 г.).

Каковы, на Ваш взгляд, основные причины распада СССР? Какую роль в судьбе Союза сыграли события августа 1991 г.? Как Вы полагаете, был ли распад СССР неизбежен?

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: