double arrow

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В России второй половины XIX - начала XX вв. (1861-1917 годы), который в исторической науке происходили кардинальные изменения в социально-экономической,


В России второй половины XIX - начала XX вв. (1861-1917 годы), который в исторической науке происходили кардинальные изменения в социально-экономической, политической и культурной сферах. В 1861 г. верховная власть при поддержке либеральной общественности отменила крепостное право и провела другие либеральные реформы — в сфере местного управления, образования и цензуры, суда, в военном деле. Реформы 60-70-х годов XIX в. создали более благоприятные условия для быстрого социально-экономического развития страны: утверждения капитализма во второй половине XIX в. и перехода его в монополистический капитализм в начале XX в., формирования новых социальных слоев населения — промышленного пролетариата и буржуазии. Ранее отсталая крепостная Россия превратилась перед первой мировой войной в сильную аграрно-индустриальную державу. Значительно возросли и ее экономические связи с другими странами: в начале XX в. Россия прочно вошла в мировую экономическую систему. Период поздней империи — время расцвета русской культуры. На рубеже XIX-XX вв. в России происходят существенные политические перемены: 17 октября 1905 г. был принят первый вариант Российской Конституции, в 1906 г. были приняты новые Основные законы, создан первый в истории России парламент – Государственная Дума, возниклиполитические партии. В то же время начало XX в. является временем крупнейших социальных потрясений в России — политических кризисов и революций 1905-1907 и 1917 гг.




Представленные планы практических занятий предназначены для бакалавров II курса исторического факультета педагогического института ВлГУ. Они носят во многом рекомендательный характер. С учётом подготовки и интересов студентов преподаватель и учащиеся вправе расширить тематику и добавить вопросы для обсуждения на занятиях. Бакалавры II курса уже имеют определенное представление о методах работы с источниками, поэтому практические занятия на II курсе ставят целью закрепление и дальнейшее развитие их навыков источниковедческой работы. В отличие от документов, с которыми имели дело студенты 1 курса, на втором курсе они встречаются с новыми видами исторических источников, требующих иных методов работы с ними. Это, прежде всего массовые источники статистического характера, мемуары и дневники исторических деятелей, документы общественно-политических организаций и политических партий. Практические занятия призваны научить студентов работать с ними.

Второй задачей этих занятий является закрепление и дальнейшее развитие умений студентов работать со специальной исторической литературой. Для профессиональной подготовки будущих учителей-историков очень важно научить их пользоваться библиографическими пособиями и справочниками, каталогами библиотек и т.д. Студент обязан научиться добывать самостоятельно знания, свободно ориентироваться в обширном море специальной литературы.



Практические занятия призваны также обеспечить углубление и систематизацию знаний студентов по важнейшим разделам курса, предусмотренного образовательным стандартом.

В планах практических занятий указаны важнейшие темы, вопросы для подготовки, рекомендованы многочисленные источники, монографии, журнальные статьи. Изучить их все при подготовке к занятию студент, естественно, не может. Список основных и дополнительных учебников представлен в образовательной программе. В данных планах практических занятий представлен существенно более широкий список источников и литературы, пользуясь которым преподаватель рекомендует студентам изучить отдельные источники и законспектировать определённые исторические сочинения (по выбору студентов), исходя из наличия этих источников и литературы в местных библиотеках (см. карту обеспеченности литературой).








Сейчас читают про: