double arrow

Политическая система США: история становления


Выполнил:

Студент группы 3-П-4

Бебия Н. Т.

Проверил:

Назаренко А.Н.

Санкт-Петербург

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..3

1. История американской демократии…………………………………………...4

1.1 Новый Свет……………………….……………………………..……...4

1.2 Война за независимость………………………………..…....................5

1.3 Статьи Конфедерации…………………………………….....................7

2. Конституция……………………………….....................................................8

2.1 Создание Конституции……………………..….....................................8

2.2 Преамбула………………………………................................................9

2.3 Законодательная власть………………………………........................10

2.4 Исполнительная власть……………………………….........................11

2.5 Судебная власть……………………………......................................12

3. Политические партии и общественное участие……………………….........13

3.1 Американский лоббизм……………..……………...............................13

3.2 Политические партии……………........................................................15

Заключение…………….........................................................................................19

Список использованной литературы……………...............................................20




Введение

Авраам Линкольн, один из самых любимых и уважаемых американских Президентов, характеризовал правительство США как «правление народа, осуществляемое народом в интересах народа» и называл Соединенные Штаты «страной, зачатой в свободе и приверженной убеждению в том, что все люди созданы равными». Конституция гарантирует свободу личности каждому. Если бы в основе политической системы США лежали только принципы Декларации независимости и положения Конституции 1789 года, то она вряд ли просуществовала бы уже более 200 лет , обеспечивая демократические права и свободы граждан, социальную стабильность и экономический прогресс, высокий уровень благосостояния населения. Всё дело в политической культуры, которая пронизывает всю структуру государственной власти и в конечном итоге определяет характер политических отношений

В данной работе я рассмотрел историю становления политической системы США начиная еще с колониального периода, охватив почти все важнейшие элементы структуры системы США. Особое внимание я уделил Конституции США и принципу разделения властей, как функционируют между собой все ветви политической власти, какова роль политических партий в становлении политической системы, и какова роль лоббизма в США.

1. История американской демократии

1.1 Новый Свет

Хотя США как независимое государство образовались сравнительно недавно, в результате провозглашения независимости в 1776 г., у этой страны была длительная предыстория.

Считается, что её коренные жители прибывали в Америку из Азии в течение нескольких тысяч лет, в период от 15 до 50 тыс. лет назад, когда на месте современного Берингова пролива существовала суша, соединявшая два континента. Надёжные доказательства их присутствия на территории США получены благодаря находкам артефактов, возраст которых составляет около 14 тыс. лет. В 1492 г. о существовании Америки стало известно в средневековой Европе после того, как Христофор Колумб побывал на островах Вест-Индии и во время своего второго путешествия в 1493 г. лично высаживался на острове Пуэрто-Рико, в настоящее время принадлежащем США. В 1498 г. морское путешествие к берегам современной Новой Англии совершил первый британский исследователь Джон Кабот, а в 1513 г. испанский мореплаватель Хуан Понсе де Леон достиг берегов Флориды. С прибытием европейцев началась колониальная история Америки.



Новый свет образовывали материки, именуемые сегодня Северной и Южной Америкой. До великого путешествия Колумба большинство европейцев и не знало о существовании этих гигантских континентов. Всего же несколько лет спустя ведущие европейские державы уже предъявляли права на огромные территории обоих континентов и основывали колонии для поддержки своих притязаний.



К началу 18 века Англия основала тринадцать колоний в восточной части нынешних Соединенных Штатов. В основном колонистами были выходцы из Англии, либо иных земель Британских островов — Шотландии, Ирландии и Уэльса. Но было и много немцев в Пенсильвании, шведов в Делавэре и голландцев в Нью-Йорке, первоначально ими же и основанном под именем Новая Голландия, но захваченном Британией в 1664 году.

1.2 Война за независимость

Военные действия начались ещё до провозглашения независимости как результат жёсткого давления со стороны английской армии, пытавшейся разоружить отряды местной полиции и арестовать лидеров колонистов. Поскольку имевшихся к 1776 г. сил британской короны в Америке оказалось недостаточно, чтобы взять под контроль всю территорию колоний, и вооружённые отряды колонистов пытались даже перейти в наступление, в августе 1776 г. в Нью-Йорке высадилась большая армия англичан. Отряды местной милиции были разгромлены, а подошедшая армия генерала Вашингтона после нескольких поражений вынуждена была отступить через Нью-Джерси в Пенсильванию. Англичане удерживали город Нью-Йорк до заключения мирного договора 1783 г., превратив его в свой главный опорный пункт в Северной Америке.

С течением времени колонисты начали испытывать недовольство британским владычеством. Метрополия требовала от них уплаты налогов на содержание администрации колоний, но отказывала им в праве участия в принятии законов о налогообложении. В колониях были расквартированы британские войска, и многим колонистам приходилось держать солдат на постое у себя дома. Метрополия решала, что колонистам производить и с кем торговать. Собравшаяся в 1774 году группа руководителей колоний сформировала «Континентальный Конгресс», доведший до сведения монарха убеждение колонистов в том, что, как свободные англичане, они считают себя вправе участвовать в разработке законов, регулирующих их собственную жизнь. Ни король, ни его консервативное правительство не проявили внимания к заботам колонистов, вызвав у многих из них ощущение несправедливости, которое и послужило причиной требования независимости от Британии. В 1775 году начались бои между ополченцами Новой Англии и британскими солдатами.

Четвертого июля 1776 года Континентальный Конгресс выступил с Декларацией Независимости. Документ, написанный Томасом Джефферсоном, фермером и юристом из колонии Вирджиния, излагал многочисленные претензии к королю и провозглашал, что впредь «Соединенные Колонии» не являются более колониальными владениями Британии. Декларация провозгласила их «свободными и независимыми штатами», дав им официальное наименование Соединенные Штаты Америки. Декларация Независимости не только возвестила превращение бывших колоний в новое государство, но и провозгласила основные идеалы американской демократии, заявив, что все люди созданы равными и все имеют право «на жизнь, на свободу и на стремление к счастью», и что власть правительства основывается «на согласии управляемых». «В декларации нашли воплощение передовые идеи эпохи Просвещения, начиная с доктрины естественных прав человека и кончая ролью государства как гаранта соблюдения этих прав.» [1] С помощью Франции, извечного врага Британии, а также и других стран Европы, американские армии под руководством Джорджа Вашингтона, землеустроителя и землевладельца из Вирджинии, выиграли войну за независимость. Мирный договор, подписанный в 1783 году, установил западную границу нового государства по реке Миссисипи. Соединенные Штаты распростерлись почти на одной трети восточного побережья Северной Америки.

1.3 Статьи Конфедерации

К заключению мира Соединенные Штаты отнюдь не пришли той единой нацией, какой являются сегодня. Напротив, они являлись ассоциацией тринадцати бывших колоний, отныне именуемых штатами. Каждый имел собственное правительство и во многом функционировал как самостоятельное государство. Каждый штат имел собственное законодательство и сам управлял внутренними делами. Во время войны штаты договорились о сотрудничестве, для чего направили своих делегатов в национальный конгресс, созданный по образцу «Конгресса делегатов», который вел войну с Англией. После победы Конгрессу надлежало вести лишь те дела и проблемы, с которыми каждый штат по отдельности справиться не мог. Конгрессу надлежало изыскивать средства для уплаты военных долгов, установить систему денежного обращения и заключать договоры с иностранными государствами. Соглашение, в рамках которого был определен данный план сотрудничества штатов, получило название Статей Конфедерации. Оно оказалось недолговечным из-за неспособности штатов сотрудничать как между собой, так и с Конгрессом. Когда Конгрессу потребовались деньги для уплаты жалованья национальной армии, а также долгов Франции и другим государствам, ряд штатов отказались вносить свой вклад. Конгресс не имел полномочий обязать тот или иной штат выполнять свои постановления. Конгресс не имел права налогообложения граждан. Собирать с американцев налоги могло лишь правительство штата, в котором они проживали. Руководители ряда штатов видели необходимость сильного центрального правительства, обладающего достаточной властью для решения задач общенационального значения. Многие другие американцы выступали против концепции создания сильного центрального правительства, опасаясь ограничения своих свобод и прав штатов на самоуправление. Большинство, тем не менее, сходилось на необходимости изменений Статей Конфедерации. Конгресс предложил всем штатам направить делегатов на конвент в Филадельфию, город, где была подписана Декларация Независимости. Конвенту предстояло обсудить изменения, необходимые для упрочения Статей Конфедерации. Приехали делегации двенадцати штатов. Род-Айленд — самый маленький штат — участвовать отказался. Съезд, позже вошедший в историю как Конституционный Конвент, открылся в мае 1787 года под председательством Джорджа Вашингтона, героя войны за независимость. Присутствовали еще пятьдесят четыре делегата. Одни выступали за сильное новое правительство. Другие — против. Дискуссии велись глубокие, и Конвент проработал намного дольше, чем кто-либо мог предположить, завершившись семнадцатого сентября спустя четыре месяца после начала.

2. Конституция

2.1 Принятие Конституции

“Конституция США — основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Считается первой в мире конституцией в современном понимании. Состоит из семи статей, за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок, которые являются её неотъемлемой частью.”[2]

В основе Конституции США лежит принцип разделения властей между законодательной (конгресс), исполнительной (президент) и судебной (верховный суд и нижестоящие суды) ветвями. Штатам США даются широкие права в области законодательства.

В процессе работы Конвента делегаты, сознательно превысив свои полномочия, разработали для Соединенных Штатов форму правления. План его был изложен самым простым языком в документе, озаглавленном «Конституция Соединенных Штатов». Эта Конституция создала федеральную систему с сильным центральным правительством. Федерация подразумевает разделение власти между центром и членами федерации, резервируя за каждой стороной определенные права. Конституция предусматривала также избрание руководителя страны, Президента. Согласно Конституции, федеральные законы надлежало принимать лишь Конгрессу, составляемому из избираемых народом представителей. Предусматривала Конституция и общенациональную систему судебной власти, возглавляемую Верховным судом.

2.2 Преамбула

«Преамбула к конституции США содержит единственное предложение. Сама по себе преамбула не является источником прямого действия, а только разъясняет основное назначение конституции. Преамбула, особенно первые слова («Мы, народ» — «We the people»), является одним из часто цитируемых разделов конституции.»[3]

Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки.

2.3 Законодательная власть

Законодательная власть комплектуется представителями, избираемыми от всех штатов, и единственная имеет право устанавливать федеральные законы, вводить и собирать федеральные налоги, объявлять войну и вводить в действие договоры с иностранными государствами. Законодательную власть олицетворяет Конгресс, состоящий из двух отделений, именуемых палатами:

• Палата представителей состоит из законодателей, избираемых на два года. Каждый член Палаты представляет округ своего родного штата. Количество округов в штате определяется на основе подсчета населения, проводимого каждые десять лет. Штаты с большей плотностью населения имеют больше округов и, соответственно, больше представителей, чем менее населенные штаты, некоторые из которых имеют в Палате лишь по одному представителю. В 1980-х годах Палата представителей Соединенных Штатов состоит из 435 представителей.

• В Сенат входят законодатели, избираемые сроком на шесть лет. От каждого штата, независимо от количества населения, избирается два сенатора. Таким образом обеспечивается равное представительство малых штатов в одной из палат Конгресса. График выборов в Сенат построен так, что каждые два года переизбирается лишь одна треть сенаторов, благодаря чему после каждых выборов в составе Сената остается известное количество опытных деятелей.

2.4 Исполнительная власть

Создатели Конституции США стремились воплотить в посту президента сильную исполнительную власть, способную обеспечить единство страны, ее суверенитет и управление делами союза. Уникальность положения президента в том, что он одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. «Такой статус наделяет президента беспрецедентной властью, и не случайно политическую историю США чаще всего делят на периоды правления того или иного президента. Особенно заметный след в истории США оставили 3 великих президента: Джордж Вашингтон, Авраам Линкольн и Франклин Делано Рузвельт». Кроме права наследования поста Президента, Конституция отводит Вице-президенту лишь функции председателя Сената, предоставляя ему право голосования в Сенате только лишь в случае разделения голосов поровну. Президент наделен внушительными полномочиями, но и на них существуют ограничения. Как главное лицо, формирующее общественную политику, Президент часто направляет проекты законов Конгрессу. Президент имеет право вето на каждый принятый Конгрессом законопроект. Отменить наложенное Президентом вето могут лишь две трети голосов, поданных при голосовании и Сената, и Палаты представителей. Как руководитель своей политической партии Президент, имея легкий доступ к средствам массовой информации, обладает широкими возможностями влиять на общественное мнение касательно законов и проблем, которым придает первостепенное значение. Президент уполномочен назначать федеральных судей по мере возникновения вакансий, в том числе и членов Верховного суда. Все назначения подобного рода подлежат утверждению в Сенате. В пределах действия самой исполнительной власти Президент обладает широкими полномочиями по выпуску правил и инструкций, определяющих деятельность многочисленных министерств и ведомств федерального правительства. Он также является главнокомандующим вооруженными силами. Президент назначает глав и старших должностных лиц органов исполнительной власти, однако большинство федеральных служащих отбирается через неполитическую систему государственной гражданской службы. Ведущие ведомства исполнительной власти возглавляются назначенными Президентом министрами (именуемыми «секретарями»), которые и образуют его кабинет. Каждое назначение должно утверждаться голосованием Сената. На сегодняшний день таких ключевых министерств существует тринадцать: государственный департамент, министерство финансов, министерство обороны, министерство юстиции, министерство внутренних дел, министерство сельского хозяйства, министерство торговли, министерство труда, министерство здравоохранения и гуманитарных служб, министерство жилищного и городского развития, министерство транспорта, министерство энергетики и министерство просвещения.

2.5 Судебная власть

Статья III описывает судебную систему США, которая состоит из Верховного суда и нижестоящих судов, которые должны быть учреждены конгрессом. Верховный суд является судом первой инстанции по очень небольшому перечню дел, все остальные дела могут рассматриваться верховным судом в порядке пересмотра. Судьи всех судов несменяемы. В этой же статье установлено обязательное рассмотрение всех уголовных судами присяжных и дано определение государственной измены.

В 1789 году был принят закон о судебной системе. Судебная власть возглавляется Верховным судом — единственным судом страны, создание которого особо оговорено Конституцией. Кроме того, Конгресс учредил одиннадцать федеральных апелляционных судов и девяносто один подчиненный им федеральный окружной суд. Федеральные судьи назначаются пожизненно и могут быть смещены с должности лишь путем импичмента и суда Конгрессом. Федеральной юрисдикции подлежат все дела, подпадающие под действие Конституции, законов и договоров Соединенных Штатов, законов мореплавания, а также дела, затрагивающие иностранных граждан и правительства и вопросы, в которых одной из сторон является само федеральное правительство. Дела, подпадающие под юрисдикцию отдельных штатов, как правило, федеральными судами не рассматриваются. Сегодня в Верховный суд входят председатель и восемь членов. За незначительными исключениями, все дела поступают на рассмотрение Верховного суда только путем апелляции из нижестоящих судов — федеральных, или судов штатов. Большинство подобных дел связано с разногласиями в интерпретации законов и уложений. В этом отношении важнейшая функция Верховного суда состоит в определении конституционной правомочности деятельности законодательной и исполнительной власти. Право подобного юридического контроля было определено не Конституцией, но, скорее, самим Верховным судом в его анализе собственной конституционной роли, произведенном при разборе дела «Марбери против Мэдисона» в 1803 году, послужившим отправной точкой в этом аспекте деятельности.

3. Партии, группы и общественное мнение

3.1 Американский лоббизм.

Лобби́зм — давление на парламентариев путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта.

Лоббисты в Америке существуют столько, сколько существует конгресс. Собственно говоря, лоббизм есть неотъемлемая часть американской политической машины. «Об этом хорошо сказал Вудро Вильсон: "Правительство Соединенных Штатов - благодарное дитя специальных интересов. Ему непозволительно иметь свои собственные"».[4]

Глупо отрицать, что в прошлом веке, особенно в его "позолоченный"

период (см. Марка Твена и Чарльза Дадли Уорнера) в этой сфере царил

беспредел и процветала коррупция. Именно благодаря беззастенчивым

манипуляциям корпораций самое слово "лоббизм" приобрело негативную окраску. Но параллельно с закулисными махинаторами постоянно действовали grassroots movements - альтернативные движения. Они боролись против масонов, рабства, дискриминации женщин и иммигрантов, за выпуск ассигнаций, за сухой закон. И добивались успеха. После второй мировой войны grassroots вышли на политическую сцену страны в небывалом доселе масштабе и разнообразии. Феминистки, гомосексуалисты, экологисты, "моральное большинство", сторонники и противники легализации марихуаны - все они с точки зрения американской политической культуры лоббисты, поскольку пытаются воздействовать на процесс принятия решений законодательной или

исполнительной властью.

Деятельность лоббистов в США регламентирована законодательством, но законов на эту тему до смешного мало. Их всего два и одна поправка. Закон 1946 года (Federal Regulation of Lobbying Act), в соответствии с которым лоббист обязан, во-первых, зарегистрироваться, во-вторых, четырежды в год представлять соответствующим органам свой финансовый отчет. Поправка Бёрда, запрещающая использование в лоббистских целях федеральных средств (если получателем средств федерального бюджета, хотя бы даже в виде гранта, является организация, никто из ее сотрудников заниматься лоббизмом не имеет права). Закон 1995 года (Lobbying Disclosure Act), строго лимитирующий подношения законодателям. Считается также, что конституционное право на лоббизм закреплено в Первой поправке, где сказано, что конгресс не должен ограничивать "право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений".

Настоящий фестиваль лоббизма начинается в Вашингтоне, когда конгресс получает президентский проект очередного бюджета. К дележу казенного пирога поспешают все. Отчаянный торг ведет каждый конгрессмен. Видимую часть айсберга являют собой команды переговорщиков Белого дома и конгресса. Почти всегда в последние годы битва затягивается, правительству в наступившем фискальном году нечем оплачивать свои счета, и конгресс еженедельно особым постановлением выделяет ему необходимые средства.

3.2 Политические партии.

Политические партии Соединённых Штатов Америки играют важную роль в политичеcкой системе и жизни страны, несмотря на то, что Конституция Соединённых Штатов не оговаривает особо их существование. Традиционно для США характерна двухпартийная система, когда с середины XIX века в политике доминируют две большие партии, регулярно сменяющие друг друга у власти.

«Одной из характеристик американского политического механизма является особая роль партийного фактора в организации и функционировании политических институтов и политических процессов».[5] Двухпартийная система сложилась в результате особенностей избирательной системы, государственного устройства, исторических традиций, порядком финансирования выборов. Другие крупные партии называются “третьими партиями”, среди них: либертаристическая партия, партия граждан и др. Сегодня в Соединенных Штатах существуют две ведущие политические партии. Демократическая — ведущая родословную от партии Томаса Джефферсона, основанной еще до 1800 года, и Республиканская, сложившаяся в 1850 году, в основном в северных и западных штатах, население которых призвало правительство обуздать проникновение рабовладения в новые штаты, принимаемые в союз.

Демократическая партия США.

Исторически формировалась в традициях фермерства, городских низов и плантаторов Юга . Организационно оформилась и получила свое название в 30-х годах XIX века. Основы современной избирательной базы и политики демократов были заложены президентом Ф.Д.Рузвельтом в годы “нового курса”. За последние 50 лет партия 32 года (8 президентов) владела Белым домом, 44 года контролировала обе палаты конгресса. В 60-х годах прошлого века партия пережила кризис, связанный с войной во

Вьетнаме и социальными потрясениями. В 1984 году, после нескольких поражений на выборах партия стала опираться на разнородную избирательную коалицию: крупных предпринимателей Северо-востока и Юга страны, профсоюзов, научный мир и либеральную интеллигенция. Демократическая партия не имеет фиксированного членства. По опросам общественного мнения к демократам принадлежит около 40% избирателей. Действующий устав принят в 1974 году. Высший орган - национальный съезд партии, созываемый в год президентских выборов. Текущее руководство осуществляет национальный комитет, избираемый из представителей всех штатов и территорий страны.

В каждом штате есть партийная организация (комитет). Официальным лидером считается президент или кандидат в президенты, выдвинутый на последнем съезде партии.

Республиканская партия США.

Основана в 1854 году крупными предпринимателями Севера и фермерами не южных штатов. При образовании партии основной целью была борьба с рабством. Первый республиканский президент - А. Линкольн (1862г.). С момента основания до “великой депрессии” придерживалась концепции “твердого индивидуализма”, минимизирующей государственное вмешательство в экономику. Республиканская партия является более консервативной, чем демократическая, не имеет постоянного членства, 23% избирателей США считают себя республиканцами.

Третьи партии и независимые кандидаты были и остаются повторяющейся характерной чертой американской политической жизни. Практически все третьи партии имели тенденцию преуспевать в период всего одних выборов, а затем погибать, сходить на нет или быть поглощенными одной из основных партий. Однако есть свидетельства того, что эти партии могут оказывать серьезное воздействие на результаты выборов. Так, например, выдвижение в 1912 году Теодора Рузвельта кандидатом от третьей партии (Прогрессивная партия) в период раскола в Республиканской партии отняло голоса у республиканцев и тем самым позволило демократу Вудро Вильсону быть избранным, хотя он и не набрал большинства голосов избирателей. Затем Прогрессивная партия вошла в состав Республиканской.

Начало ХХ века дало шанс социалистической партии стать реальной третьей силой в партийной системе США. То время можно назвать кризисом двухпартийной системы США.

«Кризис двухпартийной системы выразился в том, что кандидат третьей, прогрессивной партии Теодор Рузвельт получил на выборах больше голосов, чем одна из партий двухпартийной системы (республиканская), крайне редкий в американской политической практике случай. Кроме того, крупнейшего успеха добилась в 1912 году социалистическая партия (за нее голосовало около 1 млн. избирателей), включившая в предвыборную программу наиболее широкий спектр демократических требований».

Начиная с 90-х годов ХХ века, опросы общественного мнения постоянно показывали высокий уровень поддержки со стороны населения концепции третьей партии. В период подготовки к выборам 2000 года, по данным одного из опросов, 67 % американцев выступали за наличие какой-либо сильной третьей партии, которая выдвигала бы своих кандидатов в президенты и на выборные должности в Конгрессе и штатах с целью соперничества с кандидатами Республиканской и Демократической партий.

Многие иностранцы бывают изумлены, узнав, что среди прочих политических партий в США существует и Коммунистическая, наряду с другими марксистскими социалистическими организациями. Изумление объясняется тем, что многие воспринимают США лидером противостоящих коммунизму наций. Большинство американцев не симпатизирует идеям, олицетворяемым Коммунистической партией, и с недоверием относится к коммунизму вообще. Однако сам факт существования партии, ее право привлекать сторонников и свободно участвовать в выборах рассматривается как доказательство того, что исключений из прав и свобод, гарантируемых Биллем о правах, не существует.

Заключение

После провозглашения в 1776 году независимости американских колоний каждая их них стала рассматривать себя как суверенное государство. Тринадцать штатов мешьше всего хотели объединения в единое централизованное государство и первоначально ограничились созданием Конфедерации. Статьи Конфедерации, их первое договорное соглашение, закрепили все важнейшие функции государственного управления за штатами. Для координации их деятельности был создан Континентальный конгресс, который лишь с большими натяжками можно назвать первым американским правительством. Конфедерация просуществовала 13 лет и в 1789г., после ратификации Конституции США, была заменена на федеративное устройство. Она отличается логичностью и ясностью построения, не обременена излишней детализацией, за что можно сказать спасибо отцам-основателям: Дж. Вашингтону, Б. Франклину и Дж. Медисону. Политическое устройство США невозможно представить без партийной системы, состоящей изначально из двух партий. Зарождение двухпартийной системы соотносится с периодом становления самой американской государственности, при этом взаимодействие двух партий проходит через всю историю США, сохраняя свою актуальность до сих пор.

Большинство американцев по большей части ведет мирную жизнь, делает свое дело, наслаждается отдыхом в кругу семьи, в своем собственном доме, следит за новостями о деятельности Президента и Конгресса. Кое-кто пишет письма своим конгрессменам или в газеты, излагая свои взгляды. Иногда с друзьями и родственниками обсуждают налоги или политику правительства.

Список использованной литературы

1. Л.И. Селезнев. Политическая система США: учебное пособие. – СПб.: Издательство СПбГУ. 1996г. – 184 с.

2. В.Ю. Журавлева. Политические партии США в институтах власти и в обществе.//Российская Академия наук, институт США и Канады. СПб., 2005.№4 С. 53-56

3. Ричард Поэлек. Политическая система США.- СПб.: 2006г – 327с.

4. Wikipedia.ru


[1] Л.И. Селезнев. Политическая система США. СПб., 1996. С. 10

[2] Ричард Поэлек. Политическая система США CПб 2006 ,С 67

[3] Л.И. Селезнев. Политическая система США: учебное пособие. – СПб. 1996г. – С 103

[4] В.Ю. Журавлева. Политические партии США в институтахвласти и в обществе. СПб., 2005. С. 44

[5] В.Ю. Журавлева. Политические партии США в институтахвласти и в обществе. СПб., 2005. С. 53







Сейчас читают про: