Государственная политика в области культуры, особенности духовной и художественной жизни страны в 1917-1930-е гг

РАЗДЕЛ II. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 1917 - НАЧАЛА 2000-х ГОДОВ

Декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX вв.

Особенности развития декоративно-прикладного искусства. С.В. Малютин, В.М. Васнецов М.А. Врубель, К.А. Сомов, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере как художники-декораторы и мастера прикладного искусства. Мастерские в Абрамцеве и Талашкине. Их организаторы Е.Д. Поленова и М.К. Тенишева. Крупнейшие мебельные и самоварные фирмы, фарфоровые и стекольные предприятия, их продукция. Костюм в эпоху модерна.

Изделия ювелирных мастерских и фабрик П. Овчинникова, К. Болина, М. Семеновой, И. Салтыкова, О. Курлюкова, И. Хлебникова, братьев Грачевых, П. Оловянишникова. Расцвет фирмы К. Фаберже. Работы ее лучших мастеров М. Перхина, Г. Вигстрема, В. Зуева и др.: часы, рамки, женские украшения, декоративная скульптура. Пасхальные яйца с моделью памятника, моделью яхты «Штандарт», моделью крейсера «Память Азова», моделью сибирского поезда, моделью Московского Кремля, яйцо стальное и яйцо ажурное. Серия «Цветы Фаберже». Декоративная скульптура: серия «Народные типы» и фигурки животных.

Состояние народных промыслов. Декоративная живопись (Жостово). Ростовская финифть. Лаковая миниатюра (Холуй, Федоскино). Гжель. Палех и другие центры художественных промыслов.

Влияние революционных событий 1917 г. на судьбу России и культурную жизнь страны. Радикальное изменение социального и экономического статуса художника после Октябрьской революции 1917 г. Разрушение прежней системы государственного руководства культурой и искусством, их финансирования.

Практические шаги большевистского правительства в области культурных преобразований. Назначение А.В. Луначарского народным комиссаром по делам культуры в советском правительстве. Обращение в 1918 году Наркомата просвещения к деятелям литературы и искусства. Создание отдела ИЗО во главе с Д.П. Штеренбергом. Создание Агитпропа (агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП(б). Национализация музеев, театров, кинодела и учебно-воспитательных учреждений, передача их в ведение Наркомпроса. Закрытие печатных изданий, роспуск профессиональных и творческих организаций, оппозиционных советской власти. Появление художественных объединений, проводивших культурную политику большевиков. Отношение советской власти к интеллигенции. Новые художественные учебные заведения в Москве и Петрограде. ВХУТЕМАС.

Активизация культурной жизни страны после окончания гражданской войны. Проведение выставок, издание журналов по искусству. Кризисные моменты в развитии беспредметной живописи. Выставка живописи «5х5=25» в Москве.

Художественные объединения 1920-1930-х годов. Возникновение и специфика деятельности Ассоциации художников революционной России (АХРР), «Общества станковистов» (ОСТ), «Нового общества живописцев» (НОЖ), обществ «Бытие», «Маковец», «Жар-цвет» и «Четыре искусства». Различие во взглядах и в художественной позиции. Отношение к станковой картине. Усиление реалистической тенденции в живописи.

Изменение представления о культурной революции и методов руководства культурой и искусством во второй половине 1920-х гг. Отставка А.В. Луначарского. Реорганизация органов управления культурой и искусством в начале 1930-х гг. Процесс подмены свободного творчества принципами социалистического реализма. Борьба с «формализмом» и «натурализмом» в 1930-е годы. Решение ЦК ВКП(б) 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». Создание союзов деятелей культуры в соответствие с ним. Образование Союза советских художников и Союза литераторов СССР. Всероссийская Академия художеств и Институт живописи, скульптуры и архитектуры. Нападки на церковь, массовое закрытие храмов и монастырей. Усиление репрессий в отношении интеллигенции. Заявление правящей партии о завершении культурной революции (1939 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: